Послушайте, что говорят о воле великие моралисты.
- Всегда будь своей воли хозяином, совести же своей рабом.
- Наша личность- это сад, а наша воля- его садовник. ( В. Шекспир) .
-Воля- это целеустремлённость, соединённая с правильным рассуждением. ( Платон).
Как вы понимаете высказывания великих моралистов?
- Что такое воля по - вашему?
Какое значение для человека имеет её наличие?
Воля- способность осуществить поставленную цель, выдержка, стойкость, спокойность, сила характера.
Для волевого человека не трудно справиться со своим «Хочу» или «Не хочу». В его сознании возникают мысли: « Надо», « Я должен», «Необходимо», « Кто если не я?», который и побеждает отрицательные эмоции. Волевые усилия в духовной сфере проявляется в том, что человек управляет психическим состоянием и поведением в трудных обстоятельствах.
Послушайте стихотворение.
Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Когда вокруг меня темно,
И занавешено окно,
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить.
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь-
Я говорю себе : «Лежи»
Глаза закрытыми держи!»
И я лежу, лежу, лежу,
И засыпаю, наконец,
Ну, разве я не молодец!
А можно было бы начать
С того, что свет не выключать
И, чтобы не было темно,
Не занавешивать окно.
И до утра при свете спать…
Но так же можно трусом встать!
- О каком качестве личности автор говорит в этом стихотворении?
- Какие строки помогают понять, что речь идёт о воле?
- На какое последствие отсутствия этого качества указывает герой стихотворения?
В этом стихотворении мальчик говорит: « Я чувства этого боюсь, но силой воли с ним борюсь». Если он будет всегда бояться, он может стать трусом. А теперь можно сказать, что воля- это власть человека над самим собой: способность управлять, регулировать свою деятельность, сознательно строить собственную жизнь.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Волевой человек- это человек с твёрдым характером. А сейчас. Я раздам вам тест определяющую вашу « Силу воли». Вам необходимо ответить : «Да», «Нет», «Не знаю».
Вопросы.
- В состоянии ли вы завершить работу, если она прерывается и опять надо к ней возвращаться?
- Если к вам предписана диета, сможете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
- Найдёте ли вы илу встать утром раньше, чтобы повторить тему по математике?
- Сразу ли вы делаете уроки?
- Строго придерживаетесь распорядку дня?
- Не заставляет ли вас интересная передача отложить нужную работу?
Если сумма «ДА»- 2балла, «Нет»-1 балл, « Не знаю»- 0 баллов.
0-5б. – воля слабая ( делаете то, что легче), надо над собой работать.
10-12б.- воля сильная ( ничего не страшит) надежный человек.
6-9 б- воля средняя ( по доброй воле лишние обязанности на себя не берете, если увидите обходной путь им воспользоваться).
Можно сказать помощь своей воле. В трудной ситуации вам помогут приёмы самовнушения.
Повторяйте за мной.
- У меня сильная воля.
- Я могу добиться чего хочу.
- Неудачи не могут поколебать моей уверенности.
- У меня достаточно силы для победы.
- Я добьюсь успеха.
- Я приду к цели.
Ребята , теперь вы знаете, какая у вас сила воли. А теперь попробуем выбрать приём самовнушение в различных ситуациях.
- Вам не хочется подниматься в 6 утра, чтобы выгулять собаку. ( Я могу)
- Вам надо написать доклад на сложную тему, а в это время показывают интересный фильм. ( У меня сильная воля).
- Вам не хочется отвечать по домашней работе, хоть выполнили . ( Я верю в себя).
Любой поступок требует волевого усилия. Во все времена люди с развитой волей вызывали глубокое уважения. Воля помогает человеку преодолевать такие пороки, как лень, трусость, вспыльчивость. Давайте послушаем высказывания учёных о воле.
- Что такое воля как не мысль, переходящая в дело.
- Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли.
Волей мы можем назвать нашу внутреннюю устремлённость. Воля – это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.
Сейчас послушайте сказку «Орёл и пустыня». Вам неоходимо слушать внимательно, после прочтение сказки , вам необходимо ответить на вопросы.
в угрюмой бесконечной пустыне жил одинокий орёл. Кругом лежали мёртвые сыпучие пески — ни кустика, ни ручейка.
Однажды взлетел орёл высоко-высоко и, паря на своих мощных крыльях, окинул взором четыре стороны света. И увидел он, что на востоке плещется безбрежное синее море; на севере застыл в молчании вековой, дремучий бор; на западе всеми цветами радуги переливается по небу вечерняя заря; на юге ласкает взор изумрудная зелень лугов.
И подумал орёл: «Как беден и угрюм мой родной край! Я хочу, чтобы и здесь текли полноводные реки и весело шелестели сады».
Но чтобы добраться до восточного моря и зачерпнуть оттуда воды, нужно пролететь пять тысяч ли; а чтобы к вечеру вернуться в своё гнездо, нужно пролететь ещё пять тысяч ли. «Лететь ли мне на запад или на юг, всё равно нужно пролетать по десять тысяч ли в день и каждый вечер возвращаться обратно», — подумал орёл. Но, несмотря на все трудности, не щадя своих сил, принялся за работу. Каждый день орёл не знал ни минуты покоя. Однажды, когда он, утомлённый, долетел до моря, море сказало ему:
— Почему ты всегда так спешишь? Покружись надо мной подольше, полюбуйся моими владениями. Огромно моё царство, и много в нём разных островов, диковинных рыб и морских чудовищ. Может, ты любишь грозу и бурю? Подожди немного, ты их увидишь во всей красе. А ночью ты сможешь отдохнуть в любой из бесчисленных пещер на моём берегу. Но орёл ответил:
— До свиданья, я вернусь завтра.
И, зачерпнув воды, он взмыл в небо и отправился в обратный путь. Северный лес сказал орлу:
— Останься здесь хоть ненадолго, друг. Скоро наступят сумерки. Переночуй здесь. Или тебе не нравится у меня? С самых древних времён ни один человек не прошёл меня насквозь. А мой лесной народ прост и радушен, он любит плясать и петь. Хочешь увидеть его? Я познакомлю тебя с медведем и филином. Мне так хотелось бы, чтоб ты погостил у меня несколько дней!.. Если бы ты знал, как сладко провести ночь под сенью моих ветвей! Не успеешь закрыть глаза — увидишь несказанно прекрасные сны. Но орёл ответил теми же словами:
— До свиданья, я вернусь завтра.
И, отломив клювом ветку, сделал круг над лесом и полетел обратно. Западная заря протянула к орлу свои руки и прошептала:
— Побудь со мной! Танцуя, мы с тобой умчимся в небо, чтобы никогда больше не спускаться на землю. О, как нам было бы хорошо вместе! Но орёл, пролетая мимо западной зари, говорил:
— До свиданья. Ты действительно прекрасна!
Южные луга, красивые, как сама весна, встретили орла словами:
— Почему ты каждый раз лишь на мгновение мелькнёшь в воздухе и вновь исчезнешь? Спустись к нам.
Но орёл сказал:
— До скорого свиданья, я ещё вернусь к вам.
Вечером в своём песчаном гнезде орёл не мог заснуть. Он думал о своей дневной работе. В такие минуты орёл говорил себе: «Да, трудное дело я начал! Работаешь, работаешь, а конца твоим трудам не видно. Я-то вижу, что запад и восток, север и юг очень красивы. Но разве можно расстаться с моей пустыней — с её вечерней прохладой и радостью пробуждающегося утра! И моё решение твёрдо: я перенесу в пустыню морские воды, зелень лесов, западную зарю и южную весну. Может быть, надо мною будут смеяться, но я добьюсь своего — и когда-нибудь в моей родной пустыне будут журчать ручьи и шуметь леса. Пусть это только мечта, но лишь в этом труде я нахожу своё счастье!»
И каждое новое утро опять заставало орла за работой.
Вопросы:
- Что такое цель?
Какую цель поставил себе Орёл?( преобразить свой край)
- Можно ли назвать цель Орла высокой? Почему?
Какие качества развивает стремление к высокой цели?
Есть ли у вас высокая цель? Как вы стремитесь её реализовать?
Большинство людей терпят неудачи в жизни, так как не имеют хорошей продуманной целей.
Жизнь, если цели нету в ней-
Телега без лихой коней.
- Как вы понимаете это высказывание?
Вы, наверное , слышали или читали книгу Льюиса Кэрролла « Алиса в стране чудес».
Помните первую встречу Алисы с Чеширским Котом?
- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
- Мне всё равно…- сказала Алиса.
- Тогда всё равно , куда идти,- заметил Кот.
- В этом отрывке сформирован один из важнейших принципов жизни , как вы думаете какой?
Цель определяет направление движения. Говоря иначе, именно цель определяет : «Что? Где?, Когда? И Как?» будет делать человек. Любое решение , принимаемое человеком, должно быть продиктовано стремлением приблизиться к цели.
Послушайте стихотворение С. Маршака и ответьте на вопросы.
Артист
Как тихо дома в воскресенье!
Мне просто некогда шалить:
Сегодня занят целый день я-
Учусь ушами шевелить.
Сижу у зеркала упрямо,
За отражением слежу,
Чем очень удивляю маму,
А папу, кажется, сержу.
Уж если я за дело взялся,
От своего не отступлю-
И всё равно друзьям на зависть
Ушами я зашевелю.
Ребята, какую цель представлял мальчик? Для чего?
Какое качество помогало ему реализовать цель?
Чем отличается упорство от упрямства?
Различие между упорством и упрямством состоит в том, что первое имеет место своим источником сильное желание, а второе , наоборот. Сильное нежелание.
|