Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. |
Воспитание | |||
Автор: Блохина Любовь Владимировна | |||
09.10.2020 13:21 | |||
Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Выполнила воспитатель ГБОУ Школа № 2121: Блохина Любовь Владимировна Проблема исследования: при каких условиях народные сказки будут являться средством воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста? Объект исследования: культура поведения детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс формирования культуры поведения детей посредством народных сказок. Гипотеза исследования. Народные сказки будут являться эффективным средством воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста, если: провести анализ и подбор сказок, в которых отражаются нормы поведения, соответствующие возрасту детей старшего дошкольного возраста;
адаптировать содержание сказок к восприятию детей дошкольного возраста; систематизировать и использовать в разных видах деятельности детей, самостоятельно и в комплексе с другими средствами; разработать серию занятий, по ознакомлению детей с нормами и правилами поведения на основе примеров, ситуаций из сказок. Задачи исследования:
Методы исследования: Теоретические: анализ, синтез и обобщение теоретических положений философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по вопросам воспитания культуры поведения детей. Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), изучение и обобщение опыта работы по проблеме; изучение особенностей воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста; наблюдение, анкетирование, беседа; качественная и количественная обработка полученных результатов работы. Апробация исследования: опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе ГБОУ Школа № 2122 г. Москвы включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Целью констатирующего эксперимента было исследовать и выявить, как народная сказка влияет на воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Нами были поставлены следующие задачи: Исследовать организацию жизни и деятельности старших дошкольников по формированию культуры поведения. Разработать критерии уровня сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста. Выявить уровень сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Изучить умение детей сопереживать, сочувствовать. Формирующий этап Цель формирующего этапа эксперимента – апробировать на практике предложенную нами систему занятий по развитию культуры поведения старших дошкольников с использованием русской народной сказки. На подготовительном этапе мы произвели отбор русских народных сказок, с помощью которых предполагалось формировать культуру поведения детей. Критериями отбора сказок выступили: наличие многообразных форм поведения героев, соответствующих понятию «культура поведения». Для работы с детьми нами были проанализированы и выбраны русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси — лебеди», «Снегурочка», «У страха глаза велики». Контрольный этап эксперимента Цель контрольного этапа эксперимента – выявить уровень развития культуры взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста после проведённой нами системы занятий и сравнить исходные и полученные данные. Результат работы Целью нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности культуры поведения старших дошкольников и влияние русской народной сказки на развитие культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были проанализированы и выбраны именно те сказки, в которых, через сюжет, поведение героев отражаются основные моменты культуры поведения. Мы пришли к выводу, что с помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи связанные с культурой поведения и наряду с основными методами и приёмами культурного поведения старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приёмов. Наша гипотеза о том, что система занятий по русской народной сказке будет способствовать развитию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий подтвердилась.
|