Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитание
Автор: Бурдина Зульфия Файрузовна   
21.04.2021 11:23

ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, который, очень важен для правильного обучения ребенка. Именно с рождения малыш учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных ощущений.

Сенсорное воспитание — это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, объёме весе. Сенсорное воспитание малыша напрямую зависит именно от того, как он мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, так же имеет важное значение в его сенсорном развитии. Чем лучше будет развит ребенок в раннем детстве, тем проще и легче он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Большая роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития малыша, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Так как главная роль отводится игре, благодаря ей малыш учится восприятию, осязанию и усвоению абсолютно всех сенсорных эталонов. Говоря по-другому, игра является средством сенсорного развития и воспитания.

 

Скачать конспект

Сенсорные процессы тесно связаны с работой органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, действует на наши глаза, с помощью рук мы его ощущаем; звуки, издаваемые каким – либо предметом- воспринимает наше ухо. Все эти процессы и составляют суть сенсорного воспитания, что в будущем ведет к развитию элементарных математических представлений у детей.

Сенсорное познание очень тесно связано с эстетическим восприятием: красиво украшенные окна, по тематике времени года, куклы, наряженные в красивые платья, с гладкими длинными волосами, игрушки, аккуратно расставленные на по полочкам – все это влияет на положительное эмоциональное состояние детей.

Для знакомства с объемными геометрическими фигурами в сенсорном уголке корзина с объемными геометрическими фигурами. Дети, используя их в игре для постройки башни берут их в руки и тактильно закрепляют свои ощущения сравнивая круг и квадрат, треугольник и прямоугольник, цилиндр и пирамидку. В играх «Найди пару», «Найди тень», «Найди контур» — дети сравнивают объемные фигуры с их теневым и контурным изображениями, находят и угадывают на ощупь плоскостные и объемные геометрические фигуры.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и основными белый и черный, и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал).

Эталон величины (большой, средний, маленький). Усвоение сенсорных эталонов — это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Особую роль для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности имеют форма, цвет и величина. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс разделяется на три этапа.

  1. этап — пред эталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на шарик, как бы используя образец, и сравнивает внешние свойства.
  2. этап — средствами восприятия выступают не конкретные предметы, а некие образцы их свойств. Большой или маленький предмет не может быть сам по себе, он приобретает это качество по сравнению с другим. В игре «Найди домик для машинки» дети знакомятся с эталонами формы подбирая форму, подходящую по размеру.
  3. этап — От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать секреционный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.

Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается.

Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного развития с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

Одним из наиболее эффективных методов сенсорного развития, по мнению большинства педагогов и психологов, выступает игровая деятельность.

По мнению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно определить его интересы, представления об окружающей жизни, обнаружить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

В обучении и воспитании детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Эти игры порождают интерес к решению умственных задач. Способствуют развитию произвольного внимания, что является важным фактором успешного сенсорного развития. Дошкольников привлекают только лишь такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.

Дидактические игры — это вид занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или авто дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Список литературы:

  1. © 2000 – 2018 Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education, ISSN 2312-0304
  2. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР, 1951. Вып. 36.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е. — М., 1957.
  4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. — № 13. – с.14.
  5. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М.: Просвещение, 2008.
  6. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. — М.: Школа Пресс. -2001.
  7. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6. – с. 21 – 26.
  8. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. -М.: Академия педагогических наук, 2003.
  9. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2005. — №2. — с.76-78.
  10. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе.
  11. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. — Калуга: Адель, 1997.
  12. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. — М.: ВЛАДОС, 2001.
  13. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год