ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Воспитание | |||
Автор: Бурдина Зульфия Файрузовна | |||
21.04.2021 11:23 | |||
ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, который, очень важен для правильного обучения ребенка. Именно с рождения малыш учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных ощущений. Сенсорное воспитание — это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, объёме весе. Сенсорное воспитание малыша напрямую зависит именно от того, как он мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, так же имеет важное значение в его сенсорном развитии. Чем лучше будет развит ребенок в раннем детстве, тем проще и легче он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Большая роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития малыша, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Так как главная роль отводится игре, благодаря ей малыш учится восприятию, осязанию и усвоению абсолютно всех сенсорных эталонов. Говоря по-другому, игра является средством сенсорного развития и воспитания.
Сенсорные процессы тесно связаны с работой органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, действует на наши глаза, с помощью рук мы его ощущаем; звуки, издаваемые каким – либо предметом- воспринимает наше ухо. Все эти процессы и составляют суть сенсорного воспитания, что в будущем ведет к развитию элементарных математических представлений у детей. Сенсорное познание очень тесно связано с эстетическим восприятием: красиво украшенные окна, по тематике времени года, куклы, наряженные в красивые платья, с гладкими длинными волосами, игрушки, аккуратно расставленные на по полочкам – все это влияет на положительное эмоциональное состояние детей. Для знакомства с объемными геометрическими фигурами в сенсорном уголке корзина с объемными геометрическими фигурами. Дети, используя их в игре для постройки башни берут их в руки и тактильно закрепляют свои ощущения сравнивая круг и квадрат, треугольник и прямоугольник, цилиндр и пирамидку. В играх «Найди пару», «Найди тень», «Найди контур» — дети сравнивают объемные фигуры с их теневым и контурным изображениями, находят и угадывают на ощупь плоскостные и объемные геометрические фигуры. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и основными белый и черный, и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал). Эталон величины (большой, средний, маленький). Усвоение сенсорных эталонов — это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Особую роль для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности имеют форма, цвет и величина. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс разделяется на три этапа.
Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается. Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного развития с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе. Одним из наиболее эффективных методов сенсорного развития, по мнению большинства педагогов и психологов, выступает игровая деятельность. По мнению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно определить его интересы, представления об окружающей жизни, обнаружить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым. В обучении и воспитании детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Эти игры порождают интерес к решению умственных задач. Способствуют развитию произвольного внимания, что является важным фактором успешного сенсорного развития. Дошкольников привлекают только лишь такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей. Дидактические игры — это вид занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или авто дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Список литературы:
|