СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА |
Воспитание | |||
Автор: Ильченко Екатерина Валерьевна Угрюмова Александра Васильевна Кожевникова Елена Анатольевна | |||
30.04.2021 10:19 | |||
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей. В.А. Сухомлинский. Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. А.С. Макаренко.
Наша страна помимо природных, минеральных и территориальных богатств обладает значительным человеческим и духовно-нравственным потенциалом, в который входит потенциал исторической памяти и колосальное педагогическое наследие, в том числе и касающееся вопросов родительского воспитания. Родительское воспитание — самая универсальная и самая сложная благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, — это творение человека. Родители, являясь первыми и главными воспитателями своих детей, определяют тем самым развитие их жизненной судьбы. Согласно работам российского ученого Л.С. Выготского родившийся ребенок не является личностью, но у него имеются задатки к тому, чтобы стать личностью. Личностью становятся в процессе жизни. Это происходит по мере того, как человек овладевает самим собой, научается управлять своим поведением, своими психическими процессами. [ 1 ] По определению В.С. Мухиной личность — человеческая «самость", исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими, это условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Притязание на признание — одна из самых значительных человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям людей. Стремление к реализации притязаний развивает ребенка, делает его совершенным. [9] Психологи Е.О. Смирнова и Е.А. Савина полагают, что ребенок 5 — 6 лет уже может сознательно управлять своим поведением, своими действиями, помыслами, однако сфера применения этой способности достаточно ограничена. Если родители поддерживают малыша, то таким образом придают ему силы для приобретения собственного опыта, поступков, внутреннего стремления. [9] Известный чешский педагог Я.А. Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребенка, он предлагал для детей от рождения до шести лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Свои взгляды на этот счет он подробно изложил в работе "Материнская школа". По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребенка. [3] Практика свидетельствовала, что мать, глубоко понимая своего ребенка, зная особенности его характера, под руководством педагога может лучше развить способности ребенка, чем педагог в системе коллективного воспитания без участия матери. Выдающийся швейцарский педагог — демократ, гуманист И.Г. Песталоции отвергал методы воспитания, при которых дети лишались общения с родителями. Он полагал, что необходимыми методами и средствами должны овладеть все матери, независимо от своего социального статуса и уровня образования. [3] Свои идеи о принципах и методах семейного воспитания Песталоции изложил в специальном пособии «Книга для матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить ". В трудах замечательного русского педагога К.Д. Ушинского впервые ярко зазвучала тема необходимости овладения родителями основами педагогических знаний. Он утверждал, что родители должны изучать педагогическую литературу, сознательно подходить к процессу воспитания, к выбору воспитателя или учителя для ребенка, определению жизненного пути для своих детей. [2] Гениальный русский писатель Л.Н. Толстой известный и как выдающийся педагог, считал, что воспитание детей — это одна из самых важных задач и обязанностей родителей. Главное условие семейного воспитания Л.Н. Толстой видел в здоровом семейном укладе, согласии родителей, взаимном уважении между ними, в тесном общении родителей с детьми. Обоснование этико-гуманистической парадигмы родительской культуры мы можем увидеть и в наследии знаменитого советского педагога А.С. Макаренко, посвятившего немало работ проблемам воспитания детей в семье. Во всех своих трудах Макаренко отмечал, что "воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны". [7]. Педагог верил в созидательную силу хорошего воспитания, полагая, что оно " из любого сырого материала может выковать интересный и здоровый характер [7]. Достаточно подробно обосновывалась данная парадигма родительской культуры в труде Л.В. Писаревой " Из практики воспитания детей " (1958). В данной работе автор полагала, что воспитывать детей правильно не так уж и сложно, просто родителям нужно "вооружиться терпением" не слепо любить ребенка, а любовно следить за его развитием, стараться понимать его интересы и запросы, уважать его личность, его достоинство, щадить самолюбие. [8] При этом Писарева полагала, что более всего на детей влияет " личность родителей, их поведение, пример" [8], поэтому она призывала отца и мать постоянному самовоспитанию и рекомендовала им стремиться создавать в своих семьях благоприятную воспитательную среду. [8] Дошкольный возраст, как отмечает А.А. Крылов, является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. Таким образом, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств. Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых свойств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание. [9] Таким образом, на основании сопоставления различных точек зрения можно сделпть вывдо, что в процессе развития ребенка образуются те качества и образования, которые позволяют назвать его личностью. Средства решения родителями воспитательных задач также могут рассматриваться очень широко. Е.И. Сермяжко трактует средства родительского воспитания как "предметы материальной и духовной культуры, которые используются родителями для решения педагогических задач" [11] К средствам такого воспитания он относит: личность родителей, семейные традиции и быт, природу, различные виды трудовой деятельности, художественную литературу и другие книги, журналы, газеты, телевидение, кино, радио, театр, выставки, музеи, игры, спорт и т.д. [11] Исследователь особо подчеркивает, что "успех воспитания обеспечивает лишь продуманная система средств: чем богаче выбор используемых средств воспитания, тем более эффективен результат воспитания. Выбор же конкретных средств зависит от тех целей воспитания, которые преследуют родители на том или ином этапе развития ребенка". [11] Все вышеперечисленное создает конкретный образ родителей как воспитателей. Ведь в процессе воспитательного взаимодействия родителей и детей происходит развитие личности всех членов семьи: как младших, так и старших. На это обстоятельство особо указывается Т.А. Куликовой, отмечающей, что "воспитание детей в семье — это, прежде всего, самовоспитание родителей". [6] Таким образом, бесспорным является тот факт, что наилучшей формой воспитания ребенка является его воспитание в семье. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательсьво исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах ззаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов... В ст. 54 СК РФ закреплено право ребенка жить и воспитываться в семье. [10] В п. 2 ст. 38 Конституции РФ установлено, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. [5] В Конвенции о правах ребенка установливается обязанность государств — участников обеспечит ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону. [4] Семья — маленький мир, уменьшенная копия окружающего. Ученые выделяют этот институт, как фундаментальный. Он первый, с которым сталкивается ребенок, который подготавливает ребенка к жизни в обществе. Ребенок — маленький студент, в институте семьи. Задачи семейной педагогики:
Методы для родителей:
Родителям необходимо знать о стилях семейного воспитания — авторитарном, демократическом и попустительском. При авторитарном стиле желание родителей — закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Дети в таких семьях обычно замыкаются, становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Демократический стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких- либо областях его жизни; не ущемляя прав, односременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов. При попустительском стиле родители почти не обращают анимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей. Стиль семейного воспитания — это индивидуальная манера обращения родителей с ребенком. И какой стиль воспитания будет в той или иной семье зависит только от самих родителей, их воспитания, грамотности и образованности, и душевных качеств. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имееися в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Для родителей очень важно иметь возможность открыто и эффективно общаться со своим ребенком. Для этого родителям необходимо создавать благоприятные условия для общения:
Если хотите пообщаться с ребенком, то вспомните, что его интересует, и выскажитесь на эту тему. Он раскрашивает раскраску? Скажите что-нибудь о раскраске, картинках или цветных карандашах, которыми он рисует; Взгляните на его игрушки и скажите " Ого, у тебя есть игрушка — машина пожарная! Я тоже ее люблю. Покажешь, что ты умеешь с ней делать?". Присядьте, чтобы быть на одном уровне с ребенком. Он будет перекатывать машину из одной стороны в другую, открывать двери, поднимать лестницу, и вы должны восхититься этим. Старайтесь общаться на понятном ребенку языке, чтобы разговор не утомил его;
- Признайтесь, если вы чего-то не знаете. Когда дети задают вопросы, на которые родители ответить не могут, родители должны признать, что действительно этого не знают. При этом родители могут научить детей тому, как получить информацию, которую те ищут: сходить в библиотеку, открыть страницу в интернете. Для родителей гораздо лучше будет показать своим детям, что они люди и поэтому не могут знать абсолютно все, чем давать неверные ответы. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка — значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Цель семейного воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. ЛИТЕРАТУРА
|