ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «МЫ РАЗНЫЕ, МЫ ВМЕСТЕ» Подготовила: Овсянкина Е.Н. Воспитатель МБДОУ д/с «Лучик» комбинированного вида 2014-2015г. Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Скачать проект
Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп. Актуальность: Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что 28% воспитанников замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. В связи с вступлением в силу федеральных государственных требований воспитание толерантности является обязательным для любого дошкольного образовательного учреждения. Практическая значимость. Считаю, что реализация данного проекта повысит знания родителей в области воспитания толерантности у своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса. Цель проекта: Сформировать у детей и родителей основы толерантной культуры. Задачи: 1. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре других народов. 2. Формировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам и родителям группы. 3. Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников группы. 4. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей. 6. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию. Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, на практике процесс толерантного воспитания осуществляется эпизодически и нецеленаправленно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности дошкольников. Новизной и отличительной особенностью проекта является сконструированная система формирования толерантности, в которой определены организационно - педагогические условия, пути и способы реализации проекта, состоящего из целевого (цели, задачи, принципы, подходы, направления деятельности, содержательного (основные и специфические факторы формирования толерантности, операционально-действенного (формы, методы, средства, развивающая предметно – пространственная среда воспитания, оценочно – регулятивного (уровни и критерии сформированности толерантности) компонентов. Работа по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста будет успешной, если: • процесс воспитания реализуется с учётом содержания понятия «толерантность детей дошкольного возраста»; • определены критерии сформированности толерантности у дошкольников; • разработана система, учитывающая поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, социальными нормами, людьми разных национальностей; • педагогический процесс по воспитанию толерантности будет проходить при участии подготовленных педагогов и родителей. Образовательное пространство является средством приобщения дошкольников к социальной действительности при следующих условиях: • единство созданных центров детской деятельности, развивающей среды с содержанием программы воспитания и обучения; • взаимодополняемость всех звеньев образовательного процесса; • признание ценности образовательного пространства всеми Участники проекта: дети, педагоги, родители. Возраст: дети 4-5 лет Тип проекта: познавательно - творческий. По количеству участников: коллективный. По продолжительности: 4 месяца Форма проведения итогового мероприятия проекта: презентация семейных альбомов "Мы такие разные". Продукты проекта: Создания уголка «Дружбы», семейные фотоальбомы «Мы такие разные» Основными направлениями проекта являются: 1. Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру; 2. Формирование компетенций у родителей в области толерантного воспитания. Проект реализуется в три этапа. Этапы Мероприятия Подготовительный этап. 1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса. 2. Разработка проекта, перспективного плана мероприятий. 1. Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу 3. Оформление перспективно-тематического плана, паспорта проекта Содержательный этап. 1. Подбор материала. 2. Реализация проекта в образовательную практику. 3. Закрепление полученных знаний на практике через презентацию проекта 4. Пополнение предметно-развивающей среды демонстрационным материалом по теме. 5. Реализация запланированных мероприятий. 6. Презентация семейных альбомов "Мы такие разные". Заключительный этап. 1. Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников. Реализация содержательного этапа проекта: Предварительная работа: Создание картотек подвижных игр и развлечений народов России и других стран. Организация уголка «Дружбы». Предметно - развивающая среда в группе для организации режиссерских и ролевых игр. Подборка иллюстраций на формирование правильного поведения в различных ситуациях. Создание в группе библиотеки произведений переводной литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, доме и Родине. Дидактические игры на развитие у детей толерантности; музыкальные произведения композиторов мира; альбомы, фотографии. Оформление интерьера помещений группы иллюстративным материалом по теме. Внесение предметов быта, предметов народно-прикладного искусства, кукол в национальных костюмах, музыкальных инструментов. Практическая деятельность Народные игры России и других стран: «Сокол и лиса», «Утушка», «Скок –перескок», «Пятнашки на санках», «Барашек», «Канатохо дец», «Перепелочка»; Д\И «Назови ласково», «Ты мне нравишься, потому что… », «Приветствие других стран», «Добрые пожелания», «Добрые новости», «Волшебная палочка добрых дел», «Подарок для друзей», «Комплименты», «Чем я могу помочь», «Цветик — семицветик». Психологические этюды: «Цветок дружбы», «Солнышко», «Мирилки» Беседы «Моя семья», «Зачем нужны традиции? » Рассказы детей о членах своей семьи, оформление странички альбома «Я и моя семья». Образовательная деятельность: «Моя семья», «Страна, в которой мы живем»», «Мой город родной», «Мои друзья — мальчишки и девчонки»». Рисование по мотивам (азербайджанских, армянских, украинских) узоров, по темам; «Мы дети земли», «Я и моя семья», Аппликации по мотивам народных орнаментов (Украсим сапожок, рукавичку, рушник) . Работа с родителями Консультация "Психологическое здоровье ребенка" Консультации для родителей: « Учим ребенка дружить»», «Семейные традиции». Акции «Покормите птиц зимой», "Построим горку сами" Создание семейных альбомов Работа с коллективом Консультация на тему: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста». Консультация на тему: «Дружба» Ожидаемые результаты: -В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей. -У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей. -Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений, и что важнее всего, претворят их в жизнь. -Создание уголка «Дружбы» в группе. -Оформление картотеки игр.
Был проведен мониторинг по методике У.А. Кухаревой. Данная методика актуальна тем что, уровень сформированности толерантности является тем критерием, который позволяет диагностировать наличие и степень проявлений экстремистских установок в возрастной группе. Кроме того, методика проста и не требует больших временных затрат на её проведение и анализ. Уровень сформированности толерантного отношения у детей в начале учебного полугодия
Уровень сформированности толерантного отношения у детей к концу учебного полугодие
План работы с детьми
Занятие на тему: «Моя семья» Сентябрь Занятие на тему: «Мой город родной» Октябрь Занятие на тему: «Страна, в которой мы живем» Ноябрь Занятие на тему: «Мои друзья — мальчишки и девчонки» декабрь Разгадывание загадок о дружбе декабрь Народные подвижные игры ежедневно Дидактические игры ежедневно Беседа на тему: «Моя семья» сентябрь Беседа на тему: «Что такое дружба» декабрь Психологические этюды ежедневно
Занятие на тему: «Моя семья». Цель: Формирование у детей правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата. Задачи: 1. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи. 2. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы. 3. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи. Предварительная работа: 1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей. 2. Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу. 3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи. 4. Изготовление вместе с родителями семейных гербов. Материал: Семейные фотографии, ширма, игрушка – Чебурашка, хлопушка, корзина. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу – «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи. (Ответы детей) Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места. (дети садятся на стульчики) Участники телепередачи готовы? (ответы детей) Ну, тогда начали. (Хлопушка) Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, ее ведущая Валентина Ивановна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада «Сказка» города Вуктыл. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. Сегодня я вести программу буду не одна, мне будет помогать наш Чебурашка. Давайте-ка, ребята, мы его поставим вот сюда на ширму, ему отсюда будет лучше видно. (Ставит Чебурашку на ширму.) Чебурашка: Здравствуйте, ребята! Воспитатель: Ой, кто это? Чебурашка! Произошло какое-то чудо, и наш Чебурашка ожил. Здравствуй, Чебурашка! Чебурашка: Ребята, за то время как я живу у вас в группе, вы мне уже рассказывали про бабушек и мам, и про пап рассказали, а про кого вы хотите рассказать мне сегодня? Воспитатель: Сегодня, Чебурашка, мы с ребятами хотим тебе рассказать о том, что такое семья. Но в начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться. Дети: Меня зовут…, моя фамилия…. Воспитатель: Благодарю всех участников. Чебурашка, а ты знаешь, как называют людей, живущих в одном доме, квартире? Чебурашка: Нет, не знаю. А ваши дети, что ли знают? Восп.: Да, знают. Ну-ка, дети, подскажите Чебурашке, как называют людей живущих в одном доме, квартире?
|