Конспект сюжетно–ролевой игры в старшей группе «Жаворонки прилетите, Весну - красну принесите!» |
Занятия по теме "Весна" | |||
Автор: Никитина Светлана Владимировна | |||
08.04.2014 01:11 | |||
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 комбинированного вида города Тюмени Закреплять умение украшать свои изделия методом углублённого рельефа, использовать для украшения дополнительный природный материал.
Волшебную палочку я поднимаю, Звучит фонограмма весеннего леса. Воспитатель: «Ну вот, мы и попали в лес. Пойдёмте, ребята тихо, на носочках, чтобы коварная ЗИМА не услышала нас. Осторожно, впереди сломались ветви деревьев, наклонитесь ниже, пройдите под ними. Дальше перед нами глубокая яма - перепрыгнем через нее. Будьте внимательны, впереди большой сугроб, обойдем его». Дети идут с воспитателем, преодолевая невидимые препятствия, и оказываются на лесной полянке. На полянке лежит снежок. Дети замечают его. Воспитатель: «Мы с вами попали на лесную полянку. Интересно, а это что такое? Да это волшебный снежок! Ну-ка, посмотрим, да он с загадкой!» Воспитатель загадывает детям загадку: «Если снег повсюду тает Дети: «Весна». Воспитатель: “А почему вы решили, что это весна?” (Ответы детей). Воспитатель: «Кажется, я догадалась, как мы можем расколдовать Весну – красну. А вы догадались?» Дети: Нужно нам дальше пойти, найти волшебные снежки и выполнить задания! Воспитатель: «Пойдёмте, ребята, дальше по лесу. Перешагнём через пень. Вот один пень, вот второй, третий, мы перешагнули много пней. Идем, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. А вот здесь толстый сук повис над землёй, придётся нам наклониться». Дети находят следующий снежок. Воспитатель: «Ребята, это очень необычный снежок. На нём написано странное слово «ЗАКЛИЧКИ». Интересно, что оно значит?» (выслушивает ответы детей). Дети: «Весна, весна красная! Воспитатель: «Пойдёмте, ребята дальше. Наша тропинка стала узенькой, извилистой, придётся идти нам друг за дружкой». Дети идут по тропинке и в конце неё находят третий снежок. Воспитатель: «Люди радовались приходу весны, говорили о ней добрые слова. «Матушка-весна всем людям красна», «Весна все оживит». А еще про весну говорили: «Сорок сороков птиц прилетает из заморских стран, весну несут». Почему так говорили, как вы думаете?» Дети: «Весной птицы возвращаются домой из теплых стран». Воспитатель: «Ребята, а давайте мы с вами превратимся в перелётных птиц, которые весной возвращаются из тёплых краёв. У меня есть маски с изображением птиц, выбирайте себе любую, одевайте её на голову». Воспитатель: «Назовите, ребята, кто какую птицу себе выбрал?» Дети называют своих перелётных птиц и вспоминают народные приметы, связанные с их прилётом: «Грач на горе – весна на дворе», Волшебную палочку я поднимаю, Звучит весенняя мелодия с голосами птиц, дети свободно летают, изображая птиц. Волшебную палочку я поднимаю, Воспитатель: «Надо нам, ребята, поскорее на полянку выбираться». Дети находят полянку со снежком, на нём написано число 22. Воспитатель предлагает детям присесть, немного отдохнуть на полянке. Воспитатель: «Это задание сложное, но я догадалась, что значит это число 22. Я вам немного помогу. Сегодня на календаре 22 марта. Этот день считался у русского народа большим праздником. Согласно поверью, именно в этот день возвращаются домой перелетные птицы, которые несут на своих крыльях весну. А назывался этот день «Сороки». По народному обычаю в этот день хозяюшки выпекали из теста вешних птичек - жаворонков. Птички были аппетитные, с хрустящей поджаристой корочкой. Воспитатель: «Подумайте, дети, почему люди пекли именно жаворонков?» Дети: «Пекли жаворонков, потому что они первые возвращались из теплых краев». Воспитатель: «Да, жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны». Воспитатель: «Вам, ребята, необходимо сейчас выбрать из нескольких иллюстраций птиц изображение жаворонка». Воспитатель: «Как вы догадались, что это жаворонок?» Дети: «Это жаворонок, потому что он маленький, серенький». Воспитатель: «Да, жаворонки внешне неприметны: серые с темными пестринками, с маленькой круглой головкой, небольшим хвостиком». Воспитатель: «Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями, прошли все испытания. А это значит, что колдовские чары Зимы исчезли, и Весна – красна обязательно придёт в наш край»! Звучит нежная весенняя мелодия. Воспитатель: «Слышите, кажется, это она ступает по земле своими невесомыми шагами. А чтобы весна поторопилась и поскорее принесла тёплые, погожие дни в наш город, давайте встретим её так, как раньше встречали весну на Руси. «Испечём» из теста жаворонков. А для этого нам нужно вернуть в нашу группу и превратиться в того, кто хлеб печёт. В кого?» Дети: В пекарей! Волшебную палочку я поднимаю, Воспитатель приглашает детей к своему столу. Воспитатель: «Разделим кусочек теста на две части. Из большой части будем лепить птичку. А маленькую оставим. Как вы думаете для чего?» Дети: «Маленькую часть оставим для украшения птички». Воспитатель: «Из большого куска раскатаем валик. С одной стороны сформируем пальцами голову. Кончиками пальцев сделаем клювик. Остальную часть расплющим в лепёшечку. С противоположной стороны от головы сделаем один надрез. Одна часть будет хвостик, другая крылышко. Хвост и крылышко надрежем веером, крылышко приподнимем кверху и прижмём к туловищу (воспитатель сопровождает свои слова показом)». Воспитатель: «Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любили этих птиц, поэтому украшали их, на голове лепили хохолок, делали красивые узоры. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна» (воспитатель показывает варианты украшения с жаворонков). Воспитатель предлагает перед началом работы размять пальчики: Пальчиковая гимнастика "Жаворонок" Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе выполняем движения. «Хочет – прямо полетит, Дети выполняют движения руками в соответствии с произнесенным текстом. Воспитатель: «Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П.И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка». В этой звонкой радостной мелодии вы услышите и журчание ручейка, и перезвон колокольчиков». Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц. Во время самостоятельной работы при необходимости оказывает помощь, поощряет детей, если они стремятся по-разному украсить птичек. Воспитатель: «Посмотрите, какие чудесные жаворонки у нас получились». Воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек, обсуждает, у кого получился самый нарядный жаворонок, самый голосистый, у которого жаворонка самый оригинальный хохолок и т.д. Воспитатель: «Как вы думаете, дети, что мы можем сделать с нашими жаворонками?» Дети: Мы можем подарить их своим родителям, можем оставить для украшения группы, можем вынести на улицу и спеть заклички! Воспитатель предлагает детям нескольких жаворонков вынести на улицу, чтобы по древнему обычаю позвать Весну – красну в гости. Если ребятам захочется подарить жаворонком родителям, то можно предложить детям из оставшегося теста в вечернее время слепить птичек в подарок своим близким. Дети идут мыть руки и одеваться на улицу. Воспитатель с детьми укладывают жаворонков на высокий сугроб, а сами становятся вокруг них и читают заклички: «Жаворонки, прилетите, «Ой, вы, жаворонки, «Жаворонки, Затем с детьми проводится игра «Жаворонок». Игра «Жаворонок» Дети стоят в круг и поют: «В небе жаворонок пел, «Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.
|