Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 16 «Аленка» Подготовила и провела воспитатель Бариева Сусанна Энверовна г. Волжск Задачи: Закрепить у детей знание весенних месяцев и их характерных признаков. Упражнять в угадывании птиц по словесному описанию, в звукоподражании голосам птиц. Расширить представления детей о жаворонке (внешний вид, среда обитания, повадки). На основе приобретенного опыта, формировать умение передавать характерные черты его окраски, создавать в сотворчестве с педагогом и друг другом коллективную композицию. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объёмной форме. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, творческие способности детей. Воспитывать доброжелательность, интерес к живой природе, желание помочь ближнему.
Предварительная работа. Разучивание песенного материала, стихотворений, загадывание загадок о перелётных птицах, разу¬чивание игры «Птицелов», беседа о перелётных птицах, рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц, рисование птиц, выполнение аппликаций, лепка жаворонков из солёного теста, подготовка композиционной основы для коллективной работы. Материал и оборудование. Костюмы Хозяйки и Весны, аудиозапись голосов птиц, плетёная корзинка с листочками, изображения перелётных птиц формата А-4 (семь штук), магнит¬ная доска, магниты, шляпа птицелова, птички из солё¬ного теста, гуашь, кисти, салфетки, клеёнки, баночки непроливайки. Словарь: жаворонок, цапля, удод, перепёлка, скворец, ласточка, сойка, март, апрель, май, птицелов, предвестник, пестринки, хохолок, трель, пёрышки, закличка; прилетают, звенит, загрустили, одолела; дивное, короткий, округлый, злые.
Методические приемы: игровой: появление Хозяюшки, Весны, музыкальная игра «Птицелов»; наглядный использование дид. игры «Отгадай птицу», показ иллюстрации жаворонка; словесный: использование художественного слова, рассказ педагога о жаворонке, объяснение, пояснение, уточнение, вопросы к детям, ответы детей; практический: раскрашивание жаворонков, создание коллективной композиции.
Ход занятия: Зал оформлен по-весеннему. Под музыку дети заходят в зал. Хозяйка: Здравствуйте, ребятушки, Здравствуйте, малы детушки! Весна-красна пришла, Стужу, холод увела. Я - тётушка Матрёнушка, Приглашаю вас в гости Хороводы водить, Песни распевать, Весенних птиц прославлять, С Весной-красной в игры играть. Добро пожаловать! Ребёнок: Спасибо, хозяюшка, спасибо Матрёнушка! В горницу пройдём да стишки тебе прочтём. Ребёнок: Снова к нам пришла Весна, Сколько света и тепла! Тает снег, журчат ручьи, Скачут в лужах воробьи. Потеплело на дворе, И раздолье детворе. Матрёнушка: Ребята, а вы знаете, как называется первый месяц весны? Дети: Первый весенний месяц - март. Ребёнок: Март, март - солнцу рад! В марте солнышко печёт, В марте с крыш вода течёт. И расцвёл подснежник в срок - Первый мартовский цветок. Матрёнушка: А как называется второй весенний месяц? Дети: Второй весенний месяц – апрель. Ребёнок: Последний снег в апреле тает, Все рады солнцу и весне. Весна в апреле прилетает С весёлой ласточкой ко мне. Матрёнушка: А как называется последний месяц весны? Ребёнок: Последний весенний месяц - май. Май: В небе голубом, весеннем Грянул первый майский гром. Солнце землю согревает, Расцветает всё кругом. Хозяйка: Ручейки в лесу поют, И подснежники цветут. Пробудилось всё от сна Это к нам идёт Весна! Дети поют песню про весну, затем садятся на стулья. По окончании песни входит Весна. Весна: Я Весна, Весна красная Пришла к вам с радостью, С радостью, с великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным. Здравствуйте, люди добрые (кланяется) Весна: Солнце ласково смеется, Светит ярче, Горячей. И в овраге звонко льётся Разговорчивый ручей. После зимней тишины После стужи зимней Из-за гор, из-за морей Прилетают птицы. Вот и со мной пташки прилетели. Сможете отгадать, как их зовут?
Дети: Да. Проводится конкурс «Отгадай птицу». Весна: На столе разложены карточки с изображением птиц. А у меня в корзинке – зелёные листочки с загадками. Петя, подойди, возьми листочек и я прочитаю тебе загадку, а отгадку ты найдёшь на столе. Дети отгадывают загадки, а картинки с изображением птиц прикрепляют к магнитной доске. Загадки: Угадайте, что за птичка, Тёмненькая невеличка? Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Прилечу примчусь – и вот я Всех стараюсь удивить, Хоть воды полно в болотах, Но прошу ночами пить. (Перепелка)
Жить без дела не люблю я В пятом я встаю часу, То сажаю кедры клювом, То дубы в глухом лесу. (Сойка)
Прилетел в резной дворец Серый в крапинку певец. (Скворец)
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат (Цапля)
Удивляю я чечёток, Соек, иволог, синиц, Наимодную причёску Только я ношу из птиц. (Удод) Весна: Ребята, хотите полетать, С птицеловом поиграть? Дети: Да. Ребёнок (произносит считалку): Тили-тели, птички пели, Взвились - к небу полетели. Стали птички гнёзда вить. Кто не вьёт - тому водить. Проводится игра «Птицелов». Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого «птицелов» с завязанными глазами. «Птицы» ходят, кружатся вокруг него и произносят нараспев: В лесу, во лесочке, На зеленом дубочке Птички весело поют Дружно все весну зовут. Ай! Птицелов идёт, Он в неволю нас возьмет! Птицы, улетайте! Ну-ка не зевайте! «Птицелов» хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать «птиц». Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится «птицеловом». Весна: Разных птиц я люблю, Разных птиц приголублю, Но дороже всех одна Пташка малая. Кто она, Вы знаете, дети? Скорей мне ответьте! Хочет – к солнцу полетит Хочет - в воздухе висит. Камнем падает с высот, И в полях поёт, поёт. Дети. Это жаворонок! На мольберт выставляется картинка с изображением жаворонка. Весна. Правильно, ребята, жаворонок - предвестник весны. Это птичка немного крупнее воробья: спинка серенькая, с мелкими пестринками, на голове короткий округлый хохолок, крылья и хвост тёмные со светлыми полосками. Любит он по полю ходить, никогда не сядет на куст или дерево и корм на земле собирает: разные семена, насекомые. Гнездо жаворонок тоже строит на земле. В солнечные дни можно услышать красивое пение жаворонка. Трелями рассыпается его голос в синеве неба, как-будто колокольчик звенит.В народе говорят: «Жаворонок над полями запел, значит весна зиму одолела». Он является символом добра и счастья. Вот и со мной прилетели жаворонки-жаворонушки. Только вот пока летели, злые дожди да ветры все краски с их перышек посмывали, беленькие стали пташки, загрустили, петь перестали. Поможете мне разукрасить жаворонков, чтобы услышать их пение дивное? Дети: Да. Весна: Тогда проходите за сто¬лы. Дети рассаживаются за столы на которых разложены заготовки жаворонков из со¬лёного теста. Весна: Ребята, а вы помните, какого цвета спинка у жаворонка? Дети: Спинка у жаворонка серенького цвета. Весна: А как можно получить серый цвет? Дети: Нужно чёрный цвет смешать с белым. Весна: Правильно, ребята. А вы помните, что у жаворонков на крылышках есть пестринки? Как мы их нарисуем? Дети: Кончиком кисточки. Весна: верно, пестринки мы нарисуем кончиком кисточки. Приступаем к работе. Дети красками расписывают жаворонков под классическую музыку по выбору музыкального руководителя. Весна: А теперь, как я и обещала, давайте послушаем дивное пение жаворонков. Включается аудиозапись пения жаворонков. Хозяюшка: Ребята, давайте и мы порадуем Весну-красну песней про жаворонка. Исполняется песня про жаворонка на стихи В. Жуковского. На солнце тёмный лес зардел В долине пар белеет тонкий И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины Поёт на солнышке, сверкая, Весна пришла к нам молодая Я здесь пою приход весны.
Весна: Какая красивая песня, а жаворонки получились как настоящие. Я приготовила для вас весеннюю картину, давайте мы поместим на неё наших жаворонков. Дети размещают жаворонков на панно. Хозяюшка: Ах какая замечательная картина получилась, так и хочется вспомнить весеннюю закличку ! Жаворонки-жаворонушки, Вы скорее летите, тепло приносите! Нам зима надоела - Весь хлеб она поела. Нет ни хлеба, ни картошки, Самовар стоит на окошке. Весна: Самовар на окошке - это непорядок! Самовар должен всегда на столе стоять, пыхтеть, к чаю приглашать. А вот вам, ребята к чаю и угощенье. Весна: А мне пора дальше по Земле идти: дарить всем ясное небо, звонкие ручьи, тепло и радость. До встречи в следующем году! Весна уходит, дети с Матрёнушкой возвращаются в группу.
|