Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности для детей 6 — 7 лет: «В гостях у Весны» |
Занятия по теме "Весна" | |||
Автор: Преснякова Евгения Николаевна | |||
22.02.2017 09:10 | |||
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности для детей 6 — 7 лет: «В гостях у Весны» Преснякова Евгения Николаевна Должность: воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Соловушка» Стаж работы: 5 лет Цель: Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе. Задачи: Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, продолжать составлять сложноподчиненные предложения.
Развивающие: развивать тонкую и общую моторику, умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы весной; фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление, интерес к явлениям природы. Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, навыки правильного поведения в лесу. Интегрированные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная. Методы и приемы: игровой – путешествие в весенний лес; словесный — художественное слово, беседы, вопросы, уточнения, выводы; опытнический – провели опыт; наглядный – видео — презентация на тему «Весенний лес», карточки о правилах поведения в лесу; практический – игра «Скажи наоборот», «Какая птица»; «Назови как можно больше слов о Весне?», Пальчиковая гимнастика: «В весеннем лесу», опыт; сюрпризный момент – письмо Весны, подарки от нее. Словарная работа: капель, проталины, оттепель, ранняя, поздняя. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, картинок о весне. Наблюдение во время прогулки. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций о природе, животных, птицах, растениях, насекомых. Загадывание загадок. Заучивание песен, стихов, пословиц, поговорок о весне. Материал к занятию: веточка вербы, ваза для вербы, ворота из стоек, 2 мольберта, картинки перелетных и зимующих птиц, видео – презентации на тему «Весенний лес. Пробуждение»; видеослайды о весне, аудиозапись голосов птиц, карточки о правилах поведения в лесу; письмо Весны; оборудование для опыта – сосульки, поднос, тесто, клеенки, фартуки, косынки, стеки, баночки для воды, скалки, изюм, салфетки, лучики на каждого ребенка, капельки на каждого ребенка. Техническое оборудование: ноутбук, магнитофон. Ход образовательной деятельности: Дети входят под музыку Ф.Мендельсона «Весенняя песня». Становятся в круг. Давайте порадуемся солнцу и птицам И всем кто живет на этой планете, «Доброе утро!» — маме и папе «Доброе утро!» — останется с нами. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Это веточка вербы. Подставьте свои ладошки. Я проведу по ним веточкой. Ласково, бережно потрогайте её почки. Скажите, какие они? Дети: Почки у вербы мягкие, пушистые комочки. Воспитатель: Почему именно сейчас набухают почки у всех деревьев и кустарников? Дети: Наступила весна, пригревает солнышко, становится теплее. Воспитатель: Скажите, а могло бы это случиться зимой? Дети: Нет, зимой очень холодно, солнце не греет, деревья спят. Воспитатель: Поставим эту веточку вербы в красивую вазу. Скажите, а когда наступает весна, после лета или после осени? (проблемный вопрос) Дети: Нет, весна наступает после зимы. Воспитатель: Если снег повсюду тает, Если стал теплее ветер, Воспитатель: Молодцы ребята! Весной, оживает и просыпается вся природа. И сегодня Весна – приглашает нас в гости. Вот какое необычное письмо она нам прислала: «Дорогие мои маленькие друзья! Я хочу пригласить вас на лесную полянку ранней весной, чтобы вы сами могли посмотреть, что изменилось в моем лесу. В конце этого увлекательного путешествия вас ждет сюрприз. И так в путь! Желаю вам удачи. А я буду за вами наблюдать. Ваша Весна». Но прежде чем мы отправимся, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу? Дети — Не шуметь, не кричать, не нарушать тишину леса. Не ломать ветки деревьев. Не бросать мусор. Воспитатель: Теперь мы смело можем отправляться в лес. Но чтобы попасть туда, нам нужно пройти через волшебные ворота (арка из воздушных шаров). Для этого надо правильно ответить на вопросы. Игра «Скажи наоборот». Зимой снег чистый, а весной … (грязный) Зимой дни холодные, а весной … (тёплые) Зимой погода часто пасмурная, а весной … (ясная) Зимой лёд на реке толстый, а весной … (тонкий) Зимой солнце тусклое, а весной … (яркое) - Зимой сосульки длинные, а весной (короткие). Воспитатель: Вот мы оказались на лесной опушке, перед нами весенний лес. Пальчиковая гимнастика: «В весеннем лесу» Мы пришли в весенний лес (Дети ходят дуг за другом) Много здесь вокруг чудес! (Хлопают в ладоши) Справа березки стройные стоят, (Поднимают руки вверх. Плавно отводят правую руку в сторону) Слева елочки на нас глядят. (Плавно отводят в сторону левую руку. Выполняют упражнение Ёлочка) На деревьях зеленеют листочки, (Поднимают руки вверх, покачивая ими вправо – влево) А в траве расцветают цветочки. (Выполняют упражнение Цветок) Присаживайтесь на пенечки и давайте посмотрим, какие изменения происходят в природе с наступление весны. Видео презентация: «Весенний лес. Пробуждение». Воспитатель: — Ребята, давайте с вами поговорим, что же происходит с природой с наступлением весны? Дети: Ручейки журчат, с сосулек капает вода, поют птички Воспитатель: Как называют птиц, которые прилетают к нам весной Дети: Перелётные. Воспитатель: Каких перелётных птиц вы знаете? Дети: Грач, скворец, ласточка. Воспитатель: Как называют птиц, которые зимуют у нас? Дети: Зимующие. Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете? Дети: Голубь, воробей, снегирь, синица. Воспитатель: Что люди делают, чтобы помочь птицам прокормиться зимой и весной? Дети: Строят кормушки зимующим птицам и скворечники для скворцов. Игра «Какая птица?» Воспитатель: Ребята посмотрите. Здесь два мольберта. На одном зимний лес, на другом – весенняя поляна. У каждого из вас на пенечках лежат карточки с изображением перелётной и зимующей птицы. Вам нужно расставить своих птиц правильно на мольбертах. На зимнюю картинку поставьте зимующих птиц, а на весеннюю – перелётных. Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием. Воспитатель: Наступила весна, давайте вспомним, какое время года было перед весной? Дети: Перед весной была зима. Воспитатель: Будет после весны? Дети: После весны будет лето. Воспитатель: Назовите первый месяц весны? Дети: Первый месяц весны март. Воспитатель: Назовите третий месяц? Дети: Третий месяц весны май. Воспитатель: Какой месяц находится между мартом и маем? Дети: Между мартом и маем апрель. Воспитатель: Какой месяц впереди апреля? Дети: Впереди апреля март. Воспитатель: Какой месяц впереди мая? Дети: Впереди мая апрель. Воспитатель: Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и конец весны. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы посмотрим видеослайды и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете? (Ответы детей) Гимнастика для глаз: Лучик вверх, лучик вниз, Опытно-экспериментальная деятельность. Воспитатель: Ребята, Весна приготовила для вас сюрприз, отгадайте что это? Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и пахнет весной /сосулька/ Воспитатель: Вот сколько сосулек. Возьмите по одной. Потрогайте сосульку, какая она? Дети: холодная, мокрая, скользкая, гладкая, острая, ледяная… Воспитатель: Посмотрите, какая она по форме? На что похожа? Если посмотреть сквозь нее? Дети: прозрачная, переливается на солнце Воспитатель: Ребята, а что произойдет, если сосулька упадет? Дети: разобьется Воспитатель: Давайте проверим. /роняет/ Значит, она какая? Дети: хрупкая Воспитатель: А почему нельзя стоять под крышей во время капели сосулек? Дети: опасно, упадет на голову Воспитатель: Правильно, будьте всегда осторожными и внимательными! Ребята, а что происходит с сосульками в тепле? Возьмите сосульку в руку, что вы увидите? Дети: по сосульке стекают капельки Воспитатель: Послушайте, как звенят капельки (поставить поднос). Когда на улице тает сразу много сосулек, получается … Дети: капель Воспитатель: Давайте поиграем и превратимся в сосульки. Физкультминутка «Шаловливые сосульки». Быстро – быстро покрутились Сели на карниз. (смотрят из – под ладони правой руки)) Надоело им свисать Стали капельки бросать. (делают соответствующие движения – бросают) Целый день идет трезвон: Кап – кап – кап (ударяют указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки) Дон – дон – дон (топают ногами) Все сосульки вниз смотрели (смотрят из – под ладони правой руки) И на солнышке звенели. (делают движения имитируя звонящих колокольчиков) Воспитатель: а теперь скажите, какие ещё признаки весны вы знаете? Дети: Тает снег, журчат ручьи. Воспитатель: Молодцы ребята… На солнышке согрелась ель, Подтаяла сосна, Идет капель На улице весна. Воспитатель: В каком месяце это происходит? Какие еще весенние месяцы вы знаете? (Ответы детей) Воспитатель: Давайте дружно скажем: «март, апрель, май – их не забывай». Игра: «Назови как можно больше слов о Весне?» Дети: Очаровательная, весёлая, нарядная, тёплая, сказочная, чудесная, долгожданная Воспитатель: Ребята, а где же Весна? Давайте её позовём. Дети: Иди матушка – Весна, открывай ворота. Первый март пришёл, всех детей привёл. А за ним апрель, открывай окно и дверь. А уж как пришёл май, сколько хочешь гуляй. Звучит музыка: "Весна пришла и птицы прилетают" Выходит весна… Весна: Здравствуйте, мои друзья Наполняю соком почки. Всюду – в поле и в лесу Весна: Ребята я наблюдала за вами все путешествие, и мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы и что вы столько знаете о весеннем лесе, Какие красивые слова вы подобрали обо мне. Вы все молодцы, и за это я приготовила для вас сюрприз. Отгадайте загадку: Весна: Хоть и скромен с виду он: Пестренькие перья, маленький носок, Но имеет звонкий голосок. В поле он живет, Всю весну и лето песенки поет (жаворонок) Весна: Да действительно это жаворонок. А вы знаете что одной из первых птиц к нам прилетает жаворонок. С приходом весны в каждом деревенском доме хозяйки пекли из теста «жаворонков» — пирожки в виде птичек с распростёртыми крылышками, с хохолками и глазами – горошинками. Часть свежеиспеченных птиц дети съедали, а часть использовали для приманивания настоящих птиц. Высоко подняв своих жаворонков над головой, дети бегали звать настоящих жаворонков, а с ними и весну и тепло. Вот и мы с вами давайте закличем жаворонков. Дети вместе с весной: Жаворонки, жаворонки, Весна: Посмотрите, что я вам принесла. Это жаворонок (пирожок в форме птичек). И сейчас я предлагаю вам ребята, давайте вместе слепим вот таких жаворонков, из теста. (Весна показывает приёмы лепки: из большого комка теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в круг. Делаем четыре надреза. Два верхних надреза перекрещиваем – крылья, два средних надреза — хвост. Из маленького комочка катаем шарик, вытягиваем клюв, берём изюм –вот и глаза. Смазываем водой выше места соединения крыльев и приклеиваем головку). Весна предлагает детям по очереди повторить последовательность выполнения работы. Весна предлагает детям приступить к работе, объясняя, что с тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились красивые, пышные «жаворонки». Весна: А теперь пора спешить, жаворонков всем лепить. Звучит весенняя мелодия. (Условия для самостоятельной продуктивной деятельности и взаимодействие детей и взрослых) После выполнения работы «жаворонков» из теста укладываем на красивый поднос и просят отнести на кухню, для того, чтобы испечь их. Весна. Хорошо у вас, тепло, весело, спасибо вам большое за чудесную капель, но ждут меня леса и реки, солнышко лучистое и облачко пушистое. До свидания ребята! (Уход Весны) Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали? Дети: В весеннем лесу. Воспитатель: Что нового сегодня узнали? (Ответы детей) Воспитатель: Вот и жаворонки наши подоспели. На подносе испеченные жаворонки. Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться к себе в детский сад. А вернёмся мы обратно через волшебные ворота (дети под музыку проходят обратно через волшебные ворота). Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в детский сад. На этом наше путешествие подошло концу. Вам понравилось наше путешествие. Если «да» то давайте приклеим к нашему солнышку лучик на один мольберт, а если «нет» то на другой мольберт мы приклеим к тучке капельки. (Два мольберта на одном приклеено солнышко без лучиков, а на втором тучка без капелек) (Дети прикрепляют выбранный предмет) Воспитатель: Спасибо вам ребята за увлекательное путешествие. А вас, угощения ждут, не дождутся. Скажем на прощание друг другу: «До свидания!». Дети уходят под музыку Ф.Мендельсона «Весенняя песня»
|