Конспект занятия НОД в старшей группе «Встреча весны «Сороки»» |
Занятия по теме "Весна" | |||
Автор: Ващенко Людмила Александровна | |||
19.03.2017 19:33 | |||
Конспект занятия НОД в старшей группе «Встреча весны «Сороки»» На сцене три девочки, вышивают, Маша за прялкой поет песню. Входит Хозяйка. - Машенька, вы все трудитесь, а ведь сейчас за вами ребята придут, с собой играть, гулять позовут. Девочки встают, складывают работу, звучит музыка и входят Дети. Маша и девочки присоединяются к остальным детям. Закрывается занавес. Дети исполняют танец «Горницы-узорницы» и садятся на стульчики полукругом с Хозяйкой. Хозяйка читает детям стихотворение про весну.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи Пробирается медведь сквозь лесной валежник, Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник. Хозяюшка: Ребята, о каком времени года мы сейчас говорили. Дети: О весне. Хозяюшка: А как вы догадались? Дети: Бегут ручьи, появились проталины, прилетают птицы. Хозяка: Правильно, ребятушки мои, 22 марта по народному календарю, считался днем прилета птиц жаворонков. В книге старинной «Поучение Мономаха детям» написано: «На Сорок мучеников птицы небесные из ирия идут». «Ирий» — это по-древнерусски рай, а «сорок мучеников» — праздник церковный, православный, народный, обрядовый. В такой день на Руси дети закликали Весну словами: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!», был праздник веселый – назывался «Весновка-свистунья». С этого дня считалось, что новый год, который в Древней Руси начинался в марте, полностью входит в свои права. На Сороки признаки весны уже вполне ощутимы, начинается прилет птиц: «сорок птиц прилетает». Хозяюшка: Дети, а вы каких птиц перелетных знаете? Какие птицы весной к нам прилетают? Дети: Жаворонки, скворцы, грачи, гуси, ласточки, журавли и т.д. - дети читают стихи «Ласточка», «Кукушка». - рассказывают о птицах. Хозяйка: Ребята, как можно назвать этих птиц? Дети: Перелетные. Хозяйка: Почему их называют перелетными? Дети: Потому, что осенью они улетают на зиму в теплые края, а весной возвращаются родные места. Хозяйка: Каких птиц вы еще знаете? Дети: Зимующих. (Воробей, синица, снегирь, дятел, глухарь, свиристей, сова) Хозяйка: Какие их этих птиц живут в нашей местности круглый год? Дети: Воробей, синица, дятел, глухарь, сова. Хозяйка: А кто к нам прилетает из более северных мест? Дети: Снегирь, свиристей. Эти птицы называются перелетными, так же как и те птицы, которые улетают от нас на юг. Только эти птицы прилетают к нам осенью, а весной улетают в северные края. Хозяюшка: Знаете, умницы. Много обрядов существовало на Сороки в праздник «Весновки-свистуньи»: и хороводы водили, и песни пели, и загадки весенние разгадывали, дети загадывают загадки. Загадки. Это хищница болтлива, воровата, суетлива Стрекотунья белобока, а зовут ее (сорока). Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки Клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь) Озорной мальчишка в сером армячишке По двору шныряет, крохи собирает. (воробей) Днем спит, ночью летает. (сова) Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит. (дятел) Хозяйка: я вас сейчас научу играть в народную игру «Дятел». Давайте возьмемся все за руки и встанем в кружок. Кто из вас хочет быть «дятлом»? «Дятел» встает в середину круга. Играющие ходят по кругу и говорят слова: Ходит дятел у житницы, Ищет зернышки пшеницы. Дятел отвечает: Мне не скучно одному, Кого хочу, того возьму. С этими словами «дятел» быстро берет за руку одного ребенка из круга играющих. Теперь этот ребенок исполняет роль «дятла». Игра повторяется. Закончив игру Дети встают около стены полукругом с двух сторон. Открывается занавес На сцене дерево с птицами на ветках. Дети с Хозяйкой посредством загадок определяют названия птиц. Загадки: Весной и летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (грач) Звонко-звонко распеваю, воротившись с юга в срок, а вот песни занимаю у птиц разных, даже у сорок. (скворец) Прилетают к нам с теплом, путь проделав длинный. Строит домик под окном из травы и глины. (ласточка) Встали братцы на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли, им с ходулей не сойти. (журавль) На березовом суку. На лесной опушке, бесконечное ку-ку завела. (кукушка) Кто без нот и свирели лучше всех заводит трели. (соловей) Хочет прямо полетит, хочет в воздухе висит, камнем падает с высот и в полях поет, поет. (жаворонок) Входит мастерица Проводится занятие по лепке «жаворонок» из соленого теста с рассказом об обрядовом печенье. Перед лепкой проводится пальчиковая игра «Дятел»: Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит (ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы – это «дуб» и постукивать пальцами другой руки, сложенными в щепоть – это «клюв дятла») Ищет под корой жучков и съедобных червячков. (слегка пощипать ладошки) Ну а если грянет гром, и польется дождь потом, (на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем потрясти кистями рук) Дятел спрячется в дупло, в нем и сухо и тепло. (Закрываем руками лицо). Вылепив «жаворонков» дети вытирают руки и вместе с Хозяйкой и Мастерицей читают закличку Жавороночки, Перепёлушки, Птички – ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную, Весну красную Принесите нам! Танец «Птицы» в исполнении детей. Хозяйка: Вот и птицы прилетели, на крыльях своих весну нам принесли Входит Весна, угощает гостей «жаворонками» (корзинка и салфетки!) Весна: Здравствуйте, вот и я пришла! Вы меня ждали? Дети: Ждали, птиц звали, чтобы они тебя с собой из стран теплых принесли! Я – Весна – красна, вам в подарок принесла: Листья на дубочек, шелковый платочек, Много-много вешних вод и веселый хоровод. Становитесь в круг, будем хоровод водить, песни петь. Дети исполняют «Весна-веснушка». Весна угощает детей сладкими «петушками». И уводит с собой кормить птиц обрядовым печеньем.
|