План-конспект проведения экскурсии с детьми подготовительной к школе группы «Весна пришла, Весне дорогу…» |
Занятия по теме "Весна" | |||
Автор: Яхина Галина Александровна | |||
02.04.2017 20:28 | |||
План-конспект проведения экскурсии с детьми подготовительной к школе группы «Весна пришла, Весне дорогу…» Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе. Программные задачи: Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Интеграция Образовательных Областей:
Материал: Модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты, скворечники. Предварительная работа: Беседа о правилах поведения в парке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?» (Из множества предметов дети самостоятельно выбирают то, что будет полезно и необходимо для экскурсии. Дать возможность доказать, почему выбрал именно этот предмет.) Для наблюдений сделать фотоаппараты (оригами). Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии». Повторение правил дорожного движения. Наблюдения в природе, чтение художественных произведений о весне. Ход прогулки-экскурсии: Организационный момент Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости. -Добрый день! Мы предлагаем вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны. В нашем домике живет удивительный народ. О природе много знает, все на свете примечает. Если речка голубая пробудилась ото сна И бежит в полях, сверкая, - Значит к нам пришла... весна (говорят дети). -Правильно наступила ВЕСНА. предлагает детям посмотреть вокруг и говорит: -Какая сегодня погода? (ответы детей) -Как вы узнали, что сегодня хорошая погода? -Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи? -Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию? -Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!» -Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы в парке. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся в парк искать шаги (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания. - Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна? (с марта). Дети: Март — первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев. Другое народное название марта — «капельник». От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель. Я в полдень слушаю капель, Она журчит, как птичья трель. Звенит хрустальным бубенцом, Сбегая с крыши над крыльцом. Воспитатель: Расскажите, что делают в марте птицы: синицы, воробьи и вороны. Дети: В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. Воспитатель: Отгадайте, какая птица прилетает в конце марта? Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад-вперед по пашне вскачь, А зовётся птица... (грач) - Почему грача называют «вестником весны»? Дети: В конце марта прилетают грачи — вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть еще и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе». Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю? Дети: Апрель — середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют «месяцем живой воды». Воспитатель: А как называют май? (травень) - Вижу, вы действительно готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь. Дети с воспитателями отправляются в городской парк. Основная часть Воспитатель: Вы узнали это место? Помните мы приходили сюда осенью и зимой? Какие перемены вы заметили теперь? (ответы детей). Чтобы мы ни чего не пропустили, предлагаю вам делать во время экскурсии интересные снимки на память (детям раздаются фотоаппараты). - Но Зима не пустит нас в парк, пока мы не назовем весенние признаки. Для этого я предлагаю вам поиграть игру «Ворота весны». Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт весенние приметы – пройдёт в ворота Весны. (Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них). Дети: Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д. Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы. Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги надо перепрыгнуть через них или обойти. В путь. Становитесь друг за другом. По тропинке мы пойдем, Лужу мимо обойдем. (Дети перепрыгивают ручейки или обходят их, по пути пытаются найти признаки весны) - Ребята, нас с вами встречает аллея. - Какие деревья растут вдоль дорожки? (клены) -Значит, как называется аллея? (кленовая). Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним (дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу). — В каком состоянии находятся сейчас деревья? Что изменилось? (Набухают почки, рассмотреть через лупу). - Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями) (Дети отправляются дальше, описывая и рассматривая знакомые деревья.) - Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем? Она весну встречает, Сережки надевает, Накинута на спинку Зеленая косынка, А платьице в полоску. Узнаешь Ты... (березку)! - Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают почки) - Что произошло с почками? - Что вы знаете о березе? (Дети подходят к дубу) - А что вы знаете о дубе? Как в старину говорили о сильном, крепком человеке? (Могуч, как дуб). - Какую пользу приносит дерево человеку? - Обнимите это дерево. Оно толще или тоньше? - Как узнали? - Чем отличается кора? - Как человек использует древесину этого дерева? (дети делятся знаниями) - Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (Кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается). - Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки — не ломать ветки, не портить кору дерева знаки) Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в весеннем парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, набухшие почки и т.д.) Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц) Отгадайте загадку: Сдвинув шапку набекрень, Распевает целый день! Дети: Скворец. Воспитатель: Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники). - А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей) - Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это скворцы и др.? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя? (Воспитатель показывает экологические знаки) Упражнение «Отгадай и присядь» - Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др. - Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки) Воспитатель: Я загадаю загадки, узнайте о ком они. На берёзовую ветку Кто сушить Повесил сетку? (паук) Летит — жужжит, Сядет — молчит (жук). Над цветком она летала, И пыльцу из цветка собирала. Полосатая она. И зовут её... (пчела) Пальчиковая игра «Вимси-вимси паучок» (Дети выполняют движения руками в соотвествии с текстом) Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками). Дождик закапал (встряхивают кистями рук), паучка смывает (движения рук вниз). Солнышко встало (разводят руки в стороны), лужи высыхают (движения рук внизу). Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками). Воспитатель: — О каком насекомом можно сказать ЖЕСТКОКРЫЛОЕ? (жук). Почему? - Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых, которые уже появились (свободное наблюдение). Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей) Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений. Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами). Давайте назовем, какие цветы вы узнали? (ответы детей). Воспитатель предлагает подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать. Рассматривая мать-и-мачеху, спрашивает, почему этот цветок так назвали. Воспитатель: Найдите лист одуванчика. Давайте сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу (рассматривают). Можем ли мы собирать эти цветы в букет? (воспитатель показывает модель «Цветы не рвать!») - Срывая цветы первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых. Педагог предлагает поиграть в игру «Горелки» «Гори, гори ясно. Чтобы не погасло. Глядь на небо Птички летят Колокольчики звенят» Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Парк – это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т.д.) Для чего люди создают парки? - Попрощаемся с нашим парком и оставим всем, кто приходит сюда гулять, правила друзей парка (палочки с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии). - На прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о весне и выйдем из парка через «Ворота Весны». Дети:
Детям предлагается «сфотографировать» картинку весеннего парка и в группе сделать поделку или нарисовать рисунок, используя различные материалы.
|