Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Весенние чудеса» |
Занятия по теме "Весна" | |||
Автор: Мелехова Ольга Александровна | |||
22.01.2020 13:39 | |||
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Весенние чудеса» Ольга Мелехова Программное содержание:
Оборудование: Магнитофон (аудиозапись весеннего ручейка и звуков весеннего лес).
Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением времен года (осень, зима, весна, картинки с изображением ветра, дождя, солнца, скворечника со скворцом. Веточки тополя с распустившимися листочками; картина «Весенняя полянка»; иллюстрации дикихживотных: (медведь, волк, лиса, заяц) цветов: (подснежник, мать-и- мачеха, тюльпаны, нарциссы. Предварительная работа: наблюдения в природе; заучивание стихотворений, загадок о весне, первоцветах; рассматривание альбома «Весна»; составление описательных рассказов о весне, чтение художественной литературы по теме, прослушивание аудиозаписей «Звуки природы» Ход занятия Педагог: Подходи ко мне дружок Становись скорей в кружок. Справа друг и слева друг, Каждый каждому тут друг. Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Педагог: Ребята, отгадайте загадку: Я раскрываю почки В зеленые листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня … ВЕСНА. Педагог: — Ребята, вы любите чудеса? А что такое «чудеса»? (Ответы детей). Да, чудо это что-то необычное и очень интересное. Педагог: — Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Посмотрите внимательно! Что вы видите? (Дети с помощью наводящих вопросов педагога описывают состояние погоды). (Педагог выставляет иллюстрации двух времен года: осень и зима). Педагог: Теперь посмотрите на эти картинки. Похожи они на то, что вы видели за окном (Дети- нет). Каждое время года приходит к нам со своими подарками. Что нам дарит осень? Дети: Фрукты, ягоды, грибы, красивые разноцветные листья. Педагог: А с чем приходит к нам зима? Дети: Со снегом, зимними забавами, новогодним праздником. (Педагог выставляет картинку весны). Скажите, ребята, что изменилось теперь? (ответы детей). Солнышко поднялось выше и светит ярче, стало теплее, снег тает, текут ручьи, слышно пение птиц, из-под снега появилась зеленая травка. Давайте проверим, запомнили вы, что изменилось? Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, так это или не так. Артикуляционная разминка: Ши-ши-ши – солнце в небе выше? (Дети повторяют предложение с утвердительной интонацией). На первом предложении педагог дает образец, проговаривая утверждение вместе с детьми. Ло-ло-ло – и на улице тепло? Ки-ки-ки – зажурчали ручейки? Цы-цы-цы – запели звонко птицы? Ты-ты-ты – скоро вырастут цветы? На-на-на – это к нам пришла весна! Педагог: Ребята, время года, которое наступило теперь, называется весна. Давайте повторим все вместе: Весна! Весна приходит после зимы. (для закрепления педагог предлагает детям восстановить последовательность времен года по иллюстрациям: осень, зима, весна). Педагог: ребята, солнышко весной какое? Дети:, ласковое, яркое, весеннее, лучистое, теплое Педагог: первое чудо весны – это теплое солнце. А что происходит дальше? Дети: снег тает. Педагог: а почему снег тает? Дети: Потому что солнце греет. Педагог: Снег тает и превращается во что? Дети: в воду, появляются лужи и ручейки. Педагог: А что вы любите делать с ручейками и лужами? Дети: Ходить по лужам, пускать кораблики. Педагог: Играть с ручейками и лужами это опасное или безопасное занятие? Дети: Опасное. Педагог: Почему? Дети: Можно промочить ноги и заболеть. Педагог: Что надо сделать, что бы, не намочить ноги? Дети: Надеть резиновые сапоги. Не ходить по глубоким лужам. Педагог: Молодцы. Это уже второе чудо весны — звонкие ручейки, лужицы. Педагог: — Чтобы узнать, что еще бывает весной, и лучше это запомнить, я предлагаю вам отгадать загадки. Невидимка озорной: Все играет он с травой, Листья в воздухе кружит И куда-то все спешит. (Ветер) Он прилетает каждый год Туда, где его домик ждет. Песни звонко запевает, Весну зазывает. (Скворец) Педагог: Эта птица называется скворец. Скворец одним из первых прилетает после зимы в родные края и радует нас своими песнями, зовет весну. Побежали по дорожке Серебристых нитей ножки. (Дождь) Весной бывает гроза. Из туч вместо снега идет дождь, и гремит гром. Давайте поиграем! Становитесь в кружок и повторяйте за мной. Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения). Дождь, дождь! Надо нам Расходиться по домам — хлопки ладонями по спине Гром! Гром! Как из пушек. Нынче праздник у лягушек. — поколачивание кулачками Град! Град! Сыплет град, Все под крышами сидят. — постукивание пальцами Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин. — поглаживание спины ладонями Педагог: еще одна загадка Ярко лучами сияя, Землю оно согревает. Светит нам в оконце. Что же это? (Солнце). Педагог: Молодцы! Ребята, вы знаете, что весну ждали не только мы с вами, но и звери. Хотите побывать в весеннем лесу и узнать какие чудеса там происходят? (Ответы детей). (Дети слушают аудиозапись весеннего ручейка, звуков весеннего леса). Что вы услышали? (Ответы детей). А хотите почувствовать весну? (Ответы детей). Воспитатель вносит распустившиеся веточки тополя и предлагает детям вдохнуть их запах. - Почувствовали вы весну? Чем она пахнет? (Ответы детей). А мы с вами отправляемся на весеннюю полянку, (картина- весенняя полянка) Давайте узнаем, что чудесного происходит в жизни лесных животных. Каких лесных животных вы знаете. Это какие животные дикие или домашние? Чем отличаются дикие животные от домашних? (Ответы детей). Отгадайте, какие животные живут на этой полянке: Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала. (лиса) На гору бегом, с горы кувырком. (заяц) Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет? (Медведь) Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… (Волк) Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной Иголок очень много, А нитки ни одной. (ёж) (Педагог вместе с детьми рассматривают иллюстрации лесных животных). Педагог: весной случается вот какое чудо: у животных появляются детёныши. Выходит из берлоги медведица с малышами. Как зовут детёнышей медведицы? (Ответы детей). У зайчихи рождаются … (Ответы детей). У лисы — … (Ответы детей). У волка — … (Ответы детей). Детёныши диких животных пока ещё маленькие и нуждаются в заботе их родителей. Как вы думаете, чем питаются животные весной? (Ответы детей). - Весной, когда ещё не сошёл весь снег, животные раскапывают корешки и едят их, едят муравьёв, выискивают в гнилых, старых пнях личинок. Педагог: Ребята, как вы думаете, какое еще весенние чудеса бывают? Дети: Появляются листья на деревьях. Педагог: Правильно, весна деревья одела в зеленый наряд, землю укрыла травой. Вот сколько весна нам подарков принесла. Педагог: Посмотрите пригорок, снег почти уже весь сошел. А это что за чудо? Дети: Подснежник. Педагог: Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. Педагог: А какие еще цветы расцветают самыми первыми. Дети: ответы Педагог: Мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, … Педагог: какие вы молодцы! Похоже, что мы на сегодня узнали все весенние чудеса. Пора возвращаться в детский сад. Сейчас мы закроем глаза, я посчитаю до трёх и мы все снова окажемся в нашей группе. Один, два, три… Вам понравилось в весеннем лесу. А что вы сегодня узнали нового? А что вам в сегодняшней прогулке по лесу понравилось? (Ответы детей). - У Весны много дел: пригреть землю ясным солнышком и оживить её после долгого сна. Разлить ручьи, птиц с юга встретить, зверей из спячки разбудить, украсить землю первыми цветами да выпустить из почек клейкие листочки. Да, весна замечательное время года! Вся природа просыпается от зимнего сна и оживает. Сегодня, когда мы пойдём с вами на прогулку, давайте возьмём фотоаппарат, и все «чудеса» весны, которые мы увидим, сфотографируем. Вы согласны?
|