Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения комбинированного вида д/с № 5 Воспитателя высшей квалификационной категории Хаметовой Алсу Мяжитовны 1) «Развитие творчества дошкольников через аппликацию и ручной труд» 2) Автор проекта: Хаметова А.М. 3) Продолжительность проекта: с сентября 2013года по май 2014 года 4) Тип проекта: творческий. 5) Участники проекта: - воспитатель группы, - дети старшей группы, - родители.
6)Возраст детей: 5-6 лет 7)Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего- страшное расстояние. Л.Н. Толстой С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития мышления. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои руки». С этого момента начинается новый этап развития руки и мозга. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи. Уникальным, на мой взгляд, видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества. При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка. В работе с детьми использую доступные им формы организации: совместная исследовательская деятельность: продуктивная деятельность с подгруппой детей; самостоятельное взаимодействие с предметной средой; творческая индивидуальная работа детей. В основу продуктивной деятельности положены принцип авторства, принцип эмоциональной увлечённости, принцип вариативности, принцип «если не похвалишь ты, то кто?», принцип личностного общения. - недостаточно развита мелкая моторика руки у детей; - нет сенсорного опыта в исследовании свойств и качеств предметов. 8)Цель: создание системы работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка через рукотворные виды деятельности 9)Задачи для детей: 1. Прививать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками 2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами 3. Содействовать развитию мелкой моторики руки, созидательному отношению к окружающему миру Задачи для педагогов: 1. Повышать профессиональное мастерство, самообразование, саморазвитие. 2. Создавать условия для обучения детей различным приемам работы с материалами и инструментами 3. Создавать систему работы по данной теме. 4. Формировать у детей интерес к изготовлению поделок из различных материалов, способствовать выявлению конструктивных и творческих способностей ребенка. 5. Стимулировать развитие памяти, умение следовать устным инструкциям воспитателя. Задачи для родителей: 1. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду; 2. Развитие совместного творчества родителей и детей; 3. Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу; 4. Заинтересовывать родителей жизнью группы, способствовать желанию участвовать в ней. 10)Форма проведения итогового мероприятия проекта: Презентация 11)Название итогового мероприятия проекта: « Твори, выдумывай, пробуй» 12)Продукты проекта для детей: 1. Изготовленные детьми различные виды аппликаций. 2. Выставка детских творческих работ в родительском уголке и группе. для педагогов: 1.Разработка диагностического материала 2.Создание пакета методических материалов по организации продуктивной деятельности с детьми 3. Изготовление сенсорных игр: « Подбери наряд Маше», « Найди пару», « Узнай бумагу», « Собери бусы», « Подбери мишке одежду». 4.Консультации для родителей: « Аппликация и развитие мелкой моторики» 5.Показ мастер класса для педагогов, родителей 6. Презентация проекта в рамках ДОУ для родителей: 1. Пополнение природного и бросового материала в уголке экспериментирования и в уголке по изо деятельности; 2.Создание коллажей: « Осень глазами детей», « Творчество в нашей семье», 3. Выставка « Папа, мама, я и наша аппликация» 13)Ожидаемые результаты по проекту для детей: Обучение 1.Овладение простейшими практическими навыками в аппликации 2.Представления о свойствах предметов 3.Появление познавательной активности Развитие: 1.Развитие моторики руки в соответствии с возрастом детей 2.Проявление самостоятельности в выборе средств и материала Воспитание: 1.Навыки общения в совместной деятельности 2.Уверенность в собственных силах 3.Устойчивый интерес к занятиям. для педагогов: 1.Повышение педагогической компетентности в данном направлении 2. Поиск путей реализации задач. для родителей: 1.Появление интереса к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей 2. Желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы дошкольного возраста
План реализации проекта
Образовательная область
|
Ведущая деятельность
|
Формы работы
|
Познание
|
Познавательно-исследовательская
|
Опыты, эксперименты, исследовательская деятельность
|
Социализация
|
Игровая
|
Сенсорные игры:
« Подбери наряд Маше», « Найди пару», « Почини одеяло»,
« Узнай бумагу»,
« Подбери мишке одежду», «Собери бусы»
|
Здоровье
|
Интеграция различных видов деятельности
|
Игра
Беседа
Рассказ
Чтение
Игровая задача
Тематический досуг
Проблемная ситуация
|
Художественное творчество
|
Продуктивная
|
Совместное создание с родителями и детьми коллажей:
« Зимний пейзаж»,
« Я и мой папа»,
« Осень глазами детей», « Творчество в нашей семье», « Папа, мама, я и наша аппликация»
|
Чтение художественной литературы
|
Чтение
|
Ознакомление с художественной литературой по теме:
« Аппликация и ручной труд», обсуждение
|
Труд
|
Трудовая
|
Рассматривание различных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства
Игры, в процессе которых дети осуществляют выбор наиболее привлекательных предметов
|
Физическая культура
|
Двигательная
|
Игровые упражнения, подвижные дидактические игры
|
Музыка
|
Музыкально-художественная
|
Слушание, исполнение, экспериментирование,
импровизация
|
Коммуникация
|
Коммуникативная
|
Рассматривание
Творческие игры
Развивающие игры
Дидактические игры
Чтение
|
Безопасность
|
Интеграция разных видов деятельности
|
Совместные действия
Наблюдения
Игра
Рассматривание
Беседа
Чтение
|
Режимные моменты
|
Интеграция разных видов деятельности
|
Индивидуальные игры
Совместные с воспитателем игры
Совместные со сверстниками игры
Наблюдения
|
Формы взаимодействия с семьей: анкетирование, консультации, рекомендации,беседы, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, мастер классы.
Этапы реализации проекта
Этапы
|
Задачи
|
Деятельность участников проекта
|
Ценностно - ориентировочный
|
1.Сбор и анализ информации
2.Анализ, совершенствование материально-технической базы
3.Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
4.Изучение передового педагогического опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
5.Подбор методов педагогической диагностики воспитанников.
6.Анализ результатов педагогической диагностики.
7.Организация в группе творческой мастерской (оснащение различными художественными материалами).
|
Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания, осознание мотива и цели деятельности
|
Конструктивный: планирование
|
1.Составить перспективный тематический план по развитию у детей дошкольного возраста творчества через аппликацию и ручной труд
2.Согласно задачам и содержанию определить формы организации: традиционные и нетрадиционные.
3.Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые упражнения, тренинги и оформить их в виде картотек.
|
Формирование задач, накопление информации, составление плана. Выбор и обоснование критерия успеха
|
Принятие решений
|
1.Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.
2.Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность; снижение напряженности, скованности, закомплексованности.
4.Проведение педагогической диагностики через наблюдения, игру.
5.Разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках проектной деятельности
6.Формы организации детской деятельности:
а) традиционные
б) нетрадиционные)
7.Методические приемы:
а) организация творческих выставок, совместных экспозиций, создание коллажей и др.;
б) обсуждение и обыгрывание выставочных экспозиций;
г) чтение художественной литературы, заучивание.
8.Вовлечение родителей в проектную деятельность.
9.Подготовка консультативного материала для родителей.
10.Оформление коллажей с привлечением родителей.
11.Участие родителей в мероприятиях в рамках проекта.
|
Работа с информацией. Синтез и анализ идей
|
Выполнение
|
С сентября 2013года по май 2014 года
|
Работа над проектом, его оформление
|
Оценочно-рефлексивный
|
Анализ выполнения проекта, вклада каждого участника в работу, достигнутых результатов (успехов и неудач)
|
Участие в коллективном анализе проекта и самооценке деятельности. Учет критических замечаний
|
Презентативный
|
1.Обобщить опыт работы и оформить в виде папки. Материал представить в методический кабинет ДОУ.
2.Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.
|
Подготовка продукта деятельности к презентации.
Защита проекта перед зрителями (экспертами)
|
Управление проектом:
Руководитель проекта - воспитатель старшей группы А.М. Хаметова
Координатор проекта – заместитель зав.ФМБДОУ№ 5
Исполнители проекта – дети, родители
Перспективы распространения результатов проекта
Распространение результатов проекта предполагается:
1. В рамках ДОУ: презентация проекта, показ мастер класса для педагогов, родителей.
План работы
на 2013-2014 учебный год.
Направление продуктивной деятельности детей
1. Природный материал
2. Бумага, картон
3. Нитки
4. Пластилин
5. Бросовый материал
6. Соленое тесто
Перспективное планирование работы по аппликации и ручному труду в старшей группе на 2013-2014 учебный год
Месяц
|
Образовательная
область
|
Ведущая
деятельность
|
Непосредственная образовательная деятельность
|
Программное содержание
|
Сентябрь
|
Познание
|
Продуктивная
|
Беседа « Свойства бумаги»
|
Познакомить детей со свойствами бумаги.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация «Аквариум»
(коллективная поделка)
|
Работа с шаблоном, продолжать учить детей работать с выкройками; вызвать интерес к поделке из природного материала.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация
« Человечек»
|
Продолжать знакомить детей с техникой выкладывания из шерстяных ниток заданного предмета на бархатной бумаге;
развивать фантазию и воображение, мелкую моторику руки
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Ручной труд с элементами рисования
«Кукла »
(для театрального уголка)
|
Закреплять полученные знания и конструкторские навыки; способствовать развитию памяти, творческой инициативы, самостоятельности; учить реализовывать свой замысел.
|
Октябрь
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Лепка
«Аквариум»
|
Учить работать с пластилином;
воспитывать аккуратность, любовь к природе.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация
«Что нам осень принесла»
|
Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, бумага шуршит, легко мнется.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация
«Осеннее дерево»
|
Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток;
учить, равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.
|
Ноябрь
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация
«Книжка - малышка»
|
Продолжать учить складывать бумагу гармошкой;
закреплять полученные знания и конструкторские навыки: складывание прямоугольника пополам, квадрата с угла на угол;
развивать интерес к ручному труду.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация
«Билеты»
|
Продолжать знакомить со свойствами бумаги;
учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба; воспитывать аккуратность.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация с элементами рисования
«Горчичники»
|
Учить детей создавать аппликацию из разной бумаги, используя знакомые приемы вырезания из бумаги;
формировать эстетический вкус.
|
Декабрь
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация
«Елочка №1 »
|
Продолжать развивать умения вырезать различные элементы, наклеивать; развивать чувство цвета;
учить планировать свою трудовую деятельность.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация
«Елочка № 2»
|
Учить пользоваться новыми приемами - наматывание ниток на заготовку; познакомить с техникой безопасности при работе с нитками; развивать творческие способности детей.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация
«Елочка № 3»
(коллективная работа)
|
Закреплять умения работать с пластилином, с манной крупой; развивать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация
«Зимний пейзаж»
(коллективная работа)
|
Закреплять полученные навыки и умения;
развивать творческие способности детей.
|
Январь
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Лепка
«Снежинка»
|
Закреплять умения раскатывать пластилин прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для утончения фигур.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Ручной труд «Вазочка»
|
Вызвать интерес к поделке из бросового материала;
прививать аккуратность, эстетический вкус,
|
Февраль
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация с элементами рисования
«Открытка с сюрпризом»
(для с/р игры
« Почта»)
|
Закреплять умение складывать квадратный лист пополам, или с угла на угол;
учить округлять углы у заготовки;
украшать поделку.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Лепка из теста «Валентинки»
|
Познакомить с тестом;
учить лепить из теста;
развивать эстетический вкус.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Лепка из теста
«Печенье»
|
Продолжать закреплять навыки работы с тестом; учить реализовывать свой замысел.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация «Рубашка в подарок папам»
Поделка ко Дню Защитника Отечества.
|
Продолжать работу с шаблонами;
учить вырезать по контуру;
аккуратно наклеивать.
|
Март
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация «Открытка»
Поделка для мам
|
Продолжать работу с шаблонами;
учить вырезать по контуру;
работа с пластилином.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Конструирование «Подснежники»
|
Продолжать учить детей вырезать круги и овалы, составлять из них цветы и бутоны на стебле с листьями.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Лепка из теста
«Пельмени»
|
Закреплять полученные умения и навыки работы с тестом;
развивать творческие способности.
|
Апрель
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация
«Солнышко»
|
Работа с шаблоном; самостоятельно выбирать цветовую гамму;
развивать эстетический вкус.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Конструирование
«Тюльпаны»
|
Формировать самостоятельность в выборе цвета заготовок и конструкции;
учить радоваться результатам труда.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация
«Птенчики»
|
Закреплять умение выполнять сюжетную аппликацию; создавать образ птиц с помощью бросового материала; дополнять аппликацию деталями из цветной бумаги, ниток;
воспитывать аккуратность.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация
«Тучка»
|
Учить превращать отпечатки ладоней в тучек разной величины, развивать выражение, чувство композиции;
видоизменять положение частей в разных сюжетных ситуациях.
|
Май
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация
« Цветы на подоконнике»
|
Учить, по словесному объяснению, мастерить заготовки разной формы и размера, соединять детали между собой; объединяясь, составлять красивые букеты из веток сирени.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация
«Ежик»
|
Создавать образ животного с помощью круп (манка, пшено, гречка и тд);
развивать умение работать по шаблону; воспитывать аккуратность.
|
|
Художественное
творчество
|
Продуктивная
|
Аппликация
«Рыбки»
|
Познакомить с макаронными изделиями; способствовать развитию сенсомоторики; совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
|
|
|
|
|
|
|
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
2. Владеет приемами работы с различными материалами.
3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
7. Выполняет работу по замыслу.
8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
9. Показывает уровень воображения и фантазии.
10. Использует в работе разные способы ручного труда.
Педагогическое обследование детей по ручному труду (старшая группа)
№
п/п
|
Задания, вопросы
|
Используемый материал при выполнении задания
|
Знания, умения, навыки
|
1
|
Узнай и назови вид материала и его свойства
|
Природный, бросовый, бумага, пластилин, тесто, нитки
|
Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств
|
Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств
|
2
|
Овладение приемами работы с материалами
|
Клей, ножницы, стека, палочки
|
Владеет приемами
|
Не владеет приемами
|
3
|
Развитие конструированных способностей и художественного вкуса
|
Природный, бросовый и вспомогательный материал
|
Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее
|
Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого
|
4
|
Мелкая моторика рук
|
Мелкие вспомогательные детали
|
Прочно скрепляет детали самостоятельно
|
Пытается скреплять самостоятельно или с помощью
|
Сформированы -
На стадии формирования -
|