Круглый стол с родителями по теме: «Трудовое воспитание в семье». Тема: «Как привить ребенку трудолюбие?» |
Труд | |||
Автор: Гюльмалиева Елена Викторовна Кормилицина Екатерина Леонидовна | |||
01.03.2021 07:35 | |||
Круглый стол с родителями по теме: «Трудовое воспитание в семье». Тема: «Как привить ребенку трудолюбие?» Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания детей. Задачи:
Ход мероприятия: Вводная часть Здравствуйте, уважаемые родители! Благодарю вас за то, что нашли возможность прийти на сегодняшнюю встречу.
И наше общение я хочу начать с воспоминаний крепостного крестьянина Федора Бобкова. Вот что он писал о своем детстве: «Участие мое в работах заключалось в наматывании ниток на маленькие шпулечки для тканья миткаля. Летом на моей обязанности лежало нянчить брата и сестру, которые были моложе меня. Во время жатвы я оставался с ними в доме один. Возился я с ними не особенно много, — Петрушке давал кусок хлеба, Кате соску и убегал играть с мальчиками, забывая совершенно о своих питомцах. Изредка соседка наша, тетка Матрена, покричит на меня, что оставил детей без присмотра, тогда я возвращался домой, пихал в рот одному кусок хлеба, другому соску и опять убегал. Вплоть до зимы я бегал босиком, а зимой ходил в лаптях». Я неспроста зачитала этот отрывок из воспоминаний. Каждый из нас, слушая это отрывок, мысленно перенесся в те далекие времена. Представили этого мальчугана и проводили параллель с нынешними детьми. Может быть, и была какая-то особая система воспитания для крестьянских детей, но большинство из них росли в естественной окружающей их среде и познавали все новое сами, набивая шишки. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя. Мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить, ничего не делая. И сегодня мы собрались вместе, что бы разобраться в этом нелегком вопросе. Я предлагаю, разделиться на две группы. Нам будет одинаково интересно услышать мнения пап и мам. В первой группе у нас будут только мамы, а вторая группа будет состоять из пап. И так, мы начинаем. Практическая часть: 1. ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Для начала, я порошу участников обеих команд дать определение понятию «трудолюбие». Что на ваш взгляд включает в себя понятие – трудолюбие? - Это нравственное качество личности ребенка, проявляющееся в его осознанности, ответственности, удовлетворенности процессом труда, заинтересованности ребенка в достижении полезных результатов своего труда, положительном отношении к трудовой деятельности взрослого. - Трудолюбие – черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. (анализ задания) 2. А сейчас я предлагаю поиграть в иргу «Да – нет». На подносе лежат карточки с вопросами, вам необходимо разделить эти карточки на три группы. Первая группа, это те поручения, которые ваш ребенок чаще всего выполняет дома. Вторая группа, это те поручения, которые ребенок выполняет редко. И третья, это те поручения, которые ребенок не выполняет вообще. В конце игры мы проанализируем результат. Перечень поручений:
(анализ задания) Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. 3. Среди современных ученых бытует мнение, что не следует разделять труд на «мужской» и «женский». Согласны ли и вы с этим мнением? Если нет, то почему? Родители должны знать, что и девочек, и мальчиков нужно приучать ко всем видам домашней работы наравне. Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Я попрошу команду мам описать трудовую деятельность мальчиков, а папы пусть определят трудовые поручения для девочек. Трудовое воспитание девочек Девочек необходимо привлекать к домашнему труду: учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол. Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются. По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших. Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях. Трудовое воспитание мальчиков Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым. В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия: помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка. (анализ задания) 4. У каждой команды есть список способов привлечения ребенка к труду. Ваша задача, расставить по вашему мнению эти способы по принципу эффективности. Какой из этих способов самый эффективный по вашему мнению и почему?
Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случаи никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче. Поощрение – одобрение, благодарности, награждения, выражающие плюсы оценки деятельности ребенка. Одобрение – простой вид поощрения. Благодарность – более высокий уровень. Соревнование – метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети. Наказание – по этому вопросу до сих пор идут споры. Оно должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др. людьми. Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень развивается у ребенка благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса. 4. Итак, в семье труд для детей должен быть посильным. У ребёнка могут быть домашние обязанности, которые он выполняет постоянно. Например, уход за своей обувью, одеждой, игрушками. В более старшем возрасте, ребёнок уже может мыть за собой тарелку, ухаживать за домашними питомцами, полить комнатные растения и т.д. У вас на столах лежат карточки с различными ситуациями, которые могут произойти в семье. Нам нужно их обсудить и по возможности сформулировать правила, которые помогут воспитать трудолюбивого ребёнка. А) Ребенок не успевает вовремя выполнить ваше поручение, так как слишком медлителен и неуклюж в движениях. Как поступить? (Дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но, если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.) Б) Ребенок выполнил поручение: убрался в своей комнате. Явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить? (Доброе слово родителей – важная награда. Надо показать, что вы цените его работу. Ведь готовить обед для вас – привычное дело, но приятно услышать похвалу. Дайте почувствовать, что вы считаете его взрослым.) (анализ задания) 5. Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств. Какое средство из трех является ведущим и почему? Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др Домашнее задание Уважаемые родители, в конце нашей встречи я хочу попросить вас поучаствовать в создании книги «Трудовые традиции моей семьи». Напишите о своих семейных трудовых традициях. Какие трудовые традиции есть у вас в семье? Нужны ли они детям? На страницах разместите фотографии, рисунки о вашем семейном труде. Поделитесь опытом, интересной информацией. Все страницы мы оформим в нашу «трудовую» книгу. Будем ее пополнять интересными трудовыми событиями. Это будет ваше домашнее задание Заключительная часть: Давайте подведём итог нашей встречи. Ответим на вопросы, которые мы поставили в начале нашей беседы: Для чего нужно прививать любовь к труду у детей? На вопрос: «Как воспитывать трудом?» мы тоже постарались ответить. Вашему вниманию и на обсуждение были представлены: формы, методы, принципы, условия, правила организации трудовой деятельности. Я надеюсь, что сегодняшняя встреча помогла вам разобраться в очень важных вопросах трудового воспитания. И я очень надеюсь, что многие из вас воспользуются нашими советами и рекомендациями. - Как-то, одна беспокойная мать спросила великого педагога А. С. Макаренко: - «С какого возраста надо начинать воспитывать ребёнка, если ему сейчас 9 месяцев? - Вы опоздали ровно на 9 месяцев! — ответил Макаренко. Хочется всем нам пожелать, что бы мы никогда не опаздывали в вопросах воспитания. Благодарим всех за участие. До новых встреч! Литература:
|