Ручной труд. Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Забавная игрушка». |
Труд | |||
Автор: Гумберг Анастасия Сергеевна | |||
08.03.2021 22:31 | |||
Ручной труд. Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Забавная игрушка». Занятия по ручному труду в старшем дошкольном возрасте, приобретает особую важность, так как в данный период начинаются решаться задачи подготовки детей к школьному обучению. Ручной труд позволяет развивать еще не достаточно хорошо сформировавшиеся функциональные возможности мелкой моторики, в частности подготовку руки к овладению навыками письма. Индивидуальные особенности ребенка в процессе ручного труда в дошкольном возрасте проявляется в различной степени его самостоятельности, различном уровне умений и навыков в реализации творческой деятельности, интерес к выполняемой деятельности, а также в игре, на занятиях.
Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе ручного труда педагогу необходимо знать практические умения и навыки каждого ребенка, чтобы подобрать наиболее оптимальную форму выполнения ребенком поставленной задачи. В индивидуальном подходе при организации ручного труда нуждаются все дети, включая и тех, которые умеют все делать, и достаточно трудолюбивы. Положительные проявления этих детей используются как положительный пример для других, создается ситуация успешности. Дополнительная образовательная программа по шитью мягкой игрушки «Забавная игрушка» разработана с учетом современных педагогических технологий:
Каждое занятие проводится по определенному алгоритму:
На занятиях используются следующие методы и приемы обучения: Наглядные: демонстрация иллюстраций, наглядных пособий, презентаций, показ ручных швов, показ приемов сшивание деталей, пришивание фурнитуры. Игровой: обыгрывание сюжета, создание воображаемой ситуации, привлечение игровых персонажей. Проблемный: познавательно-исследовательская деятельность, проблемный диалог, проблемная беседа, эвристическая беседа, анализ образца. Словесные: словесный беседа, рассказ, объяснения, пояснения. Практические: повторение, выполнение по образцу, применение ручных швов, пришивание фурнитуры, игровые упражнения, экспонирование (фото и видео выставки работ), пальчиковая гимнастика. Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности позволяют успешно развивать инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы у детей, что содействует процессу активного овладения знаниями. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя изготовление мягких игрушек, выполнение графических зарисовок (костюмов, орнаментов, моделей игрушек и т.п.). На протяжении всего цикла занятий присутствуют герои «Ниткин и Иголкин», это вымышленные персонажи, которые знакомят детей с миром шитья мягких игрушек. С героями, дети путешествуют в «Мир пуговиц», «Магазин тканей», «Магазин швейных принадлежностей», узнают о истории возникновения мягкой игрушки, проводят исследовательскую деятельность (по выявлению свойств тканей, пуговиц и т.д.). На занятиях «Забавная игрушка», используются мнемотаблицы (для составления сказок и рассказов, связанных с шитьём) для развития речи, для закрепления новых слов. Последовательность обучения детей шитью, происходит от простого к сложному. Сначала дети учатся вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, затем знакомятся с простым швом вперёд иголка, назад иголка, выполняя стежки на ткани, вырезанной в виде какого-то животного или другого знакомого детям персонажа, пришивание пуговиц, разной конфигурации. Затем осваивают шов петельный и через край. Ручной труд является одним из наиболее любимых занятий ребенка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнения действий. Занимаясь разными видами ручного труда, дети раскрывают свои творческие возможности. Происходит коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы, величины, пространственной ориентировки; развивается аналитико-синтетическая способность, возможность сравнивать и обобщать, развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук. Детские поделки используются для игр, для украшения группового помещения, в качестве подарков близким и друзьям. Дети радуются, что их поделки нравятся другим, у них развивается интерес к ручному труду, Формируются навыки учебной деятельности: умение целенаправленно осуществлять практическую деятельность, действовать в соответствии с определенными правилами, добиваться результата. Терпение и настойчивость, проявляемые ребенком в процессе труда, способствуют развитию произвольности, без которой начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками. Опыт успешной деятельности придает ребенку уверенность в себе, стремление к новым достижениям, к положительным результатам в новой социальной роли ученика. Гумберг Анастасия Сергеевна Воспитатель, МАДОУ №50, г.Томск Список литературы
|