Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Ручной труд. Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Забавная игрушка».
Труд
Автор: Гумберг Анастасия Сергеевна   
08.03.2021 22:31

Ручной труд. Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Забавная игрушка».Ручной труд. Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Забавная игрушка».

Занятия по ручному труду в старшем дошкольном возрасте, приобретает особую важность, так как в данный период начинаются решаться задачи подготовки детей к школьному обучению. Ручной труд позволяет развивать еще не достаточно хорошо сформировавшиеся функциональные возможности мелкой моторики, в частности подготовку руки к овладению навыками письма. Индивидуальные особенности ребенка в процессе ручного труда в дошкольном возрасте проявляется в различной степени его самостоятельности, различном уровне умений и навыков в реализации творческой деятельности, интерес к выполняемой деятельности, а также в игре, на занятиях.

 

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе ручного труда педагогу необходимо знать практические умения и навыки каждого ребенка, чтобы подобрать наиболее оптимальную форму выполнения ребенком поставленной задачи. В индивидуальном подходе при организации ручного труда нуждаются все дети, включая и тех, которые умеют все делать, и достаточно трудолюбивы. Положительные проявления этих детей используются как положительный пример для других, создается ситуация успешности.

Дополнительная образовательная программа по шитью мягкой игрушки «Забавная игрушка» разработана с учетом современных педагогических технологий:

  • технологии развивающего обучения, заключающиеся в ориентации образовательного процесса на потенциальные возможности воспитанников и их реализацию;
  • здоровье сберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью воспитанников (правильная организация занятия, использование различных каналов восприятия информации, учет зоны работоспособности старших дошкольников);
  • групповые технологии, предполагающие организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь;
  • игровые технологии, дающие возможность повысить интерес воспитанников к занятиям, позволяющие усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, помогающие детям в процессе игры научиться принимать решения).

Каждое занятие проводится по определенному алгоритму:

  1. Приветствие. Мотивация, ритуал «входа» в занятие. Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
  2. Упражнения на зрительно-моторную координацию. Развитие тактильных ощущений.
  3. Освоения техники изготовления поделки.
  4. Физическая минутка.
  5. Самостоятельная деятельность детей. Создание собственного замысла. Проявление самостоятельности и инициативы в творческой работе.
  6. Эстетическое восприятие творческой работы. Анализ творческих работ.

На занятиях используются следующие методы и приемы обучения:

Наглядные: демонстрация иллюстраций, наглядных пособий, презентаций, показ ручных швов, показ приемов сшивание деталей, пришивание фурнитуры.

Игровой: обыгрывание сюжета, создание воображаемой ситуации, привлечение игровых персонажей.

Проблемный: познавательно-исследовательская деятельность, проблемный диалог, проблемная беседа, эвристическая беседа, анализ образца.

Словесные: словесный беседа, рассказ, объяснения, пояснения.

Практические: повторение, выполнение по образцу, применение ручных швов, пришивание фурнитуры, игровые упражнения, экспонирование (фото и видео выставки работ), пальчиковая гимнастика.

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности позволяют успешно развивать инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы у детей, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя изготовление мягких игрушек, выполнение графических зарисовок (костюмов, орнаментов, моделей игрушек и т.п.).

На протяжении всего цикла занятий присутствуют герои «Ниткин и Иголкин», это вымышленные персонажи, которые знакомят детей с миром шитья мягких игрушек. С героями, дети путешествуют в «Мир пуговиц», «Магазин тканей», «Магазин швейных принадлежностей», узнают о истории возникновения мягкой игрушки, проводят исследовательскую деятельность (по выявлению свойств тканей, пуговиц и т.д.). На занятиях «Забавная игрушка», используются мнемотаблицы (для составления сказок и рассказов, связанных с шитьём) для развития речи, для закрепления новых слов.

Последовательность обучения детей шитью, происходит от простого к сложному. Сначала дети учатся вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, затем знакомятся с простым швом вперёд иголка, назад иголка, выполняя стежки на ткани, вырезанной в виде какого-то животного или другого знакомого детям персонажа, пришивание пуговиц, разной конфигурации. Затем осваивают шов петельный и через край.

Ручной труд является одним из наиболее любимых занятий ребенка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнения действий. Занимаясь разными видами ручного труда, дети раскрывают свои творческие возможности. Происходит коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы, величины, пространственной ориентировки; развивается аналитико-синтетическая способность, возможность сравнивать и обобщать, развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук. Детские поделки используются для игр, для украшения группового помещения, в качестве подарков близким и друзьям. Дети радуются, что их поделки нравятся другим, у них развивается интерес к ручному труду, Формируются навыки учебной деятельности: умение целенаправленно осуществлять практическую деятельность, действовать в соответствии с определенными правилами, добиваться результата. Терпение и настойчивость, проявляемые ребенком в процессе труда, способствуют развитию произвольности, без которой начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками. Опыт успешной деятельности придает ребенку уверенность в себе, стремление к новым достижениям, к положительным результатам в новой социальной роли ученика.

Гумберг Анастасия Сергеевна

Воспитатель, МАДОУ №50, г.Томск

Список литературы

  1. Довгаль-Симович, М. А. Текстильные игрушки / М. А. Довгаль-Симович. – Москва: Хоббитека, 2019. – 192 с.
  2. Зайцева, И. Г. Мягкая игрушка / И. Г. Зайцева. – Москва: МСП, 2010. – 105 с.
  3. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ / под редакцией О. В. Дыбиной. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012. – 90 с.
  4. Майборода, Н. А. Ручной труд в детском саду / Н. А. Майборода. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 — С. 785 – 787. — URL: moluch. ru (дата обращения: 10. 05. 2020).
  5. Неверович, Я. З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста / Я. З. Неверович // Психология личности. – 1986. – № 7. – С. 47 – 50.
  6. Путятина, Е. Б. Шьем мягкие игрушки / Е. Б. Путятина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 140 с.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». – Москва, 2014.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год