Консультация «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников» |
Труд | |||
Автор: Орлова Антонина Александровна | |||
15.09.2020 11:25 | |||
Консультация «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Воспитатель: Орлова А.А. Кубинка, 2019 «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье» К.Д. Ушинский. В соответствии с ФГОС трудовое воспитание — одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений. Актуальность: Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Воспитание подрастающего поколения трудолюбивым, всегда было первостепенной задачей всех образовательных учреждений.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Трудолюбие наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. Цель трудового воспитания –заложить основы положительного и ценностного отношения к труду как первостепенной человеческой ценности. Задачи трудового воспитания:
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. Многие игры формируют у детей уважение к трудящему человеку, вызывают к труду взрослых, желание самим трудиться. Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, являются:
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Значение дидактических игр чрезвычайно велико: в процессе игровой деятельности происходит всестороннее развитие личности ребенка. Дидактические игры являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны ребенка: волю, сознание, чувства, отношения. Выполняют обучающую функцию. Являются средство первоначального обучения дошкольников. В них дети отражают окружающую жизнь и познают доступный для их понимания факты и явления. Применительно к трудовому воспитанию, дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей (они способствуют усвоению, расширению, закреплению у детей знаний о труде, предметах труда, материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий, о многообразии профессий взрослых), но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние: происходит развитие высших психических процессов, формируется уважительное отношение к людям труда, профессиям родителей, ценностное отношение к собственному труду, стремление реализовать себя в той или иной сфере деятельности. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на четыре основных вида:
Рассмотрим эти виды игр через призму трудового воспитания. Итак, Игры с предметами Здесь используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами как: «Детский сад» (деревянный строитель, посуда, постельное белье и т.д. – дети выбирают из множества разнообразных предметов); «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например, зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? В младшем возрасте кукла используется для формирования у детей сенсорно-моторных и элементарным трудовым навыкам (самообслуживанию). Настольно – печатные игры Виды настольно – печатных игр:
Словесные игры Дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. Пример: игра «Крокодил» (С помощью жестов, мимики показать пословицу).
Игра «Закончи пословицу, поговорку».
Компьютерные игры – это игры, применяемые на интерактивной доске или персональном компьютере. Компьютерные дидактические игры применяют с целью повышения качества образования. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 — 7 лет — 15 минут. Интерактивная доска возможна к применению лишь в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного использования на занятиях и для демонстрации отдельных учебных материалов. Согласно СанПиН мы можем применять ИД каждый день только на 1 занятии и не более 2 — 10 мин в зависимости от возраста детей. После компьютерных игр необходимо проводить гимнастику для глаз. При организации дидактической игры необходимо соблюдать ряд правил: - Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр. -Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. -Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло. -Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность. -Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач. -Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. -Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой. -Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога — направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным. -Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре. -Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение запланированных ситуаций при проведении дидактических игр. И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Таким образом, грамотно организованная дидактическая игра является важнейшим средством трудового воспитания дошкольников.
|