Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы |
Труд | |||
Автор: Ярмухаметова Альбина Ленаровна | |||
03.05.2018 19:47 | |||
Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы В последние десятилетия происходят существенные изменения в социально- экономической жизни страны: расширяются различные сферы гражданского общества; модернизируются условия труда; учреждения переходят на новые технологии. В связи с этим меняется инфраструктура страны, возникают условия жесткой конкуренции на рынке труда, увеличивается безработного населения, повышается востребованность в инициативном, компетентном гибком и многопрофильном специалисте. С этими изменениями связаны особые требования к подготовке и развитию инициативной, самостоятельной, ответственной личности, имеющей устойчивый интерес к трудовой деятельности и потребность в постоянно меняющихся условиях среды и обеспечивать высокий уровень производства.
Актуальность проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на социально педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка, любящий труд и способной к преобразованию окружающего мира. Это отражено в Законе «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания и других нормативно –правовых документах страны. В них указано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнерадостностью. Обращаясь к актуальности, следует отметить, что в настоящее время современные дети повреждены излишней опеке со стороны взрослых. Родители недооценивают важность воспитания таких качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность и дисциплинированность. Это приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, возникновению у ребенка лени, неуверенности в своих силах, низкой самооценки и эгоизма. Анализируя трудовую деятельность детей в старшей группе детского сада, мы пришли к такому выводу, что у 68% совершают поспешные, некачественные трудовые действия. Более 76% имеют недостаточное представление о труде взрослых. Исходя из этих показателей, было выявлено, сто старшей группе на начало учебного года ни один ребенок не имеет высокого уровня трудовой деятельности (приложение 1). Проводилось анкетирование среди родителей для того чтобы узнать отношение к трудовому воспитанию в семье. Анализируя ответы, можно сделать вывод, что самообслуживание стоит на первом месте среди видов труда, выполняемых в семье старшими дошкольниками, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место. Многие родители не представляют возможностей своих детей, не знают, как сформировать у них трудовые навыки и сделать выполнение трудовых обязанностей системы. Для того чтобы воспитать самостоятельного, инициативного, творческого ребенка в условиях современности, нужно организовать благоприятную предметно-развивающую среду и создать условия, позволяющие вызвать у детей интерес к познанию и деятельности. В многих детских садах развивающая среда не достаточно способствовала успешному решению этой проблемы. Таким образом, выявились следующие задачи: создать те условия, для того чтобы дети проявляли интерес к труду в целом. Исходя из этого появилось мнение использовать нетрадиционные формы работы, т.к. стандартные методы детям уже не интересны. Пользование инновационными формами, позволяют ребенку стать активным, добросовестным, ответственным, удовлетворенным процессом труда, сформировывают у него положительные отношения к трудовой деятельности, устойчивую потребность трудиться и заинтересованность в достижении полезных достижений полезных результатов своего труда. Цель: организовать трудовую деятельность дошкольников с помощью современных инновационных форм работы воспитывающих положительное отношение к труд, устойчивую потребность трудиться и заинтересованность в достижении полезных результатов труда. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Работу с детьми можно подразделить на три основных блока:
По каждому блоку была выработана инновационная форма работа с детьми (табл. 1). Трудовая деятельность себя следующие направления: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. У детей старшего возраста навыки самообслуживания практически сформированы, поэтому эта работа была в большой мере направлена на хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Была выбрана такая форма инновационных работ, как трудовые акции (приложение 2). Сильное воспитательное воздействие на дошкольников и служат хорошее пропагандой среди родителей. В группе были проведены акции по всемирному Дню земли и Дню воды, так как трудовое воспитание тесным образом связана с экологическим обучением. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту уже могут понятия ценность и умение экономно расходовать в различных целях. К Международному дню детской книги прошла трудовая акция под названием «Поможем книге». Старшая группа детского сада посетила детей младших групп: подклеили книги, выполнили рисунки о бережном отношении к книге, прочитали стихи. Самые активные участники акции получили значки. Трудовая акция под названием «Я люблю свой детский сад» была проведена за неделю до празднования Дня Победы. В летнее время в современной работе с родителями была организована трудовая акция «Детский сад — территория детей», направленная на то, чтобы приходящие в гости соблюдали порядок на территории детского сада. Родители оказали помощь в благоустройстве участка дети развесили рисунки и плакаты с просьбами не нарушать совместный труд. Трудовой десант по очистке от мусора двора детского сада выполнил работу и установил знак «Не мусори!». Эти мероприятия вызвали положительный отклик у детей и их родителей. Для воспитания у ребят целостного отношения к труду была выбрана такая форма работы, как проектирование (табл. 2). Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, иллюстрирует личностно-ориентированный подход к образованию (приложение 3). Обязательные составляющие проекта:
Хорошие результаты показал долгосрочный проект «Цветущий детский сад». В нём приняли активное участие родители: папы помогли разбить клумбы, мамы принесли рассаду и семена цветов. Всё лето дети ухаживали за растениями, боролись с сорняками поливали и рыхлили. При наблюдениях на прогулках дети повторяли новые для них названия цветов, а с приходом осени собирали их в индивидуальные коробочки. Осуществлён проект «Что летом родился — зимой пригодится» в котором также приняли участие родителей и дети. Территория детского сада позволяет выращивать не только цветы, но и овощные культуры, где воспитанники могут наблюдать за ростом овощей и ухаживать за ними. А собранной осенью урожай показал ребятам результат их стараний. Много положительных эмоций дошкольники получили от краткосрочного проекта «Волшебная елочка», в котором они с родителями выступили в качестве авторов дизайн-проектов. Елки были изготовлены из различных материалов: бумаги, ткани, пластилина, солёного теста и даже конфет. Участники этого дизайн-проекта своими нестандартными решениями показали высокий уровень заинтересованности. Знакомство детей с многообразием мира профессий в обществе не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и их кругозор, но и формирует определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствуют ранней профессиональной ориентации. Знакомя детей с миром профессий, мы устраивали экскурсии на предприятия и в учреждения. Проводились встречи с интересными людьми – пожарными, учителями, почтальонами, библиотекарями. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально ориентированной направленности. Традиционный перечень игр с производственными и бытовыми сюжетами мы дополнили играми, отражающий социально-экономические отношения и новые профессии: налоговый инспектор, туристический агент, программист, бизнесмен. Особую популярность приобрела творческая группа «Юные журналисты», в которой дети узнали много нового и проверили на практике такие современные профессии как: телеведущий, оператор и репортер. Ребята посетили студию местного телевидения. Результатом проекта было итоговое открытое занятие, на котором юные журналисты брали интервью у своих родителей. Чтобы обеспечит трудовую активность детей в детском саду, важны комфортные условия в предметно-развивающей среде. Например, для трудового десанта родителей сшили одинаковую одежду, оснастили уголок различными оборудованием: лопатки, грабли, ведёрки и так далее. Также совместно с родителями был организован Центр журналистики, где для творческой группы были доступны рабочие инструменты (микрофоны, видеокамера, диктофоны). Оборудована мини — лаборатория для элементарного экспериментирования. В уголке для ручного труда дети работают с различными материалами (бумагой, тканью, бисером). Таким образом, развивающая среда создаёт условия для взаимодействия и обеспечивает комфортное состояние ребенка. Проведенная в конце года диагностика показала следующие результаты: 72% детей охотно участвуют в различных видах повседневного труда, все действия выполняют умело, качественно; 28% могут планировать свою трудовую деятельность, отбирать материалы, необходимые для занятий и игр. Дети продолжают осваивать позицию субъекта трудовой деятельности. В процессе тесного содружества с семьей трудовое воспитание осуществлялось в наиболее благоприятных условиях для ребенка. Родители обогатили свой опыт благодаря нетрадиционными формам трудового воспитания и внесли весомый вклад в создание комфортной развивающей среды, которая послужила важным условием для развития у детей трудовых навыков и формирования положительного отношения к труду. Проведя анкетирование для родителей «Вы и ваш ребенок» мы сделали вывод что 76% родители ставят самообслуживания на первое место среди видов труда, выполняемых в семье старшими дошкольниками, 18% выделяют уборку игрушек и помещения, а 6% называют остальные виды труда, которые занимают незначительные место. Многие родители не представляют возможности своих детей, не знают, как сформировать у них трудовые навыки и сделать выполнение трудовых обязанностей системным (приложение 1). Трудовая акция для детей и родителей «Семейное гнездышко». Цели и задачи:
Программа акции предполагает создание макетов гнезда (символ родного дома) и птиц (обитатели гнезда, в котором каждая птица — это один из членов семьи, где птицы родители заботятся о птенцах, а птенцы играют свои детские игры). Материалы для работы:
Ход работы.
4. После этого дети и родители прикрепляют гнездо (тарелки) разноцветные ленты, выбирают место на натянутой веревках (как будто на дереве) и укрепляют гнездо с птицами. Искусственных птиц можно «покормить» орехами или печеньем. 5. Когда работа завершена, участники собираются и, в переходе от одного гнезда другому, слушают рассказы об их обитателях. Проект по ознакомлению детей с трудом взрослых «Трудовое воспитание. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых». Темы для беседы:
Проблема: дети дошкольного возраста мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворном миру, которым ребенку предстоит жить, — единственная возможность формирования сознательного отношения к труду и стремление к созидательной деятельности. Для решения этой проблемы необходимо:
Срок осуществление проекта: год. Задачи:
Деятельность педагогов:
Календарь представляет собой блокнот состоящий из 12 листов с изображением символов определённой профессии (по количеству изучаемых за год профессий). К календарю прилагается пособие для воспитателей, состоящее из конспектов занятий, материалов для бесед, игр, конкурсов, экскурсий и других форм работы. Деятельность детей: экскурсии, беседы, праздники, занятия, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, различные виды трудовой деятельности, чтение художественной литературы, конструирование, макетирование, коллекционирование. Деятельность родителей: беседы с детьми рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в создании коллекции, макетов, газета и альбомов «Кем быть?». Результаты работы:
Приведенная работа позволила подвести детей к важному: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Следует дорожить хорошей работой, интересной профессией. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.
|