Программа Театральная мастерская «Весёлые актёры» |
Театральные занятия | |||
Автор: Быкова Анна Юрьевна | |||
11.01.2024 09:23 | |||
Программа Театральная мастерская «Весёлые актёры» Срок реализации: 1 год, Возрастная категория: 5-6 лет, Состав группы: 8-16 человек, Форма обучения: очная Паспорт дополнительной общеразвивающей программы Краткое описание программы: Данная программ построена согласно темам ситуации месяца. Программа предполагает составление сценария совместно с детьми. Программа построена таким образом, чтобы дети могли самостоятельно придумывать название и сюжет сценария, выбирать произведения по ситуации месяца, изготавливать атрибуты к тем видам театра, которые они сами выберут. Цель Развитие социальных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности
Задачи образовательные
развивающие
личностные
Ожидаемые результаты освоения программы личностные
метапредметные
предметные
Методическое обеспечение — методические разработки
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) — детская мебель
Содержание Титульный лист Паспорт программы Содержание Нормативно-правовая база Пояснительная записка
Учебно-тематическое планирование программы Содержание изучаемого курса Методическое обеспечение программы Организационно-педагогические условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение Список литературы
Приложения
Календарно-тематический план Нормативно — правовая база. Программа составлена, в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами, регламентирующие образовательную деятельность:
Пояснительная записка Направленность программы Актуальным, интересным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это очень распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что помогает решать многие проблемные ситуации, способствует развитию способности к межличностному взаимодействию, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, позволяет воспитаннику преодолевать застенчивость, неуверенность в себе, робость. В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Из-за этого появилось желание дать детям больше знаний, научить их считать, читать и писать, и совсем мало уделяется внимания на то, что ребёнок может творить, думать, сопереживать. В последнее время дети знают намного больше, чем их сверстники знали раньше, они быстрее решают задачи на логику, но они гораздо реже проявляют чувства, такие как: сопереживание, возмущение, восхищение, удивление, и наоборот в общении проявляют черствость, жестокость. Игры стали однообразными, а интересы ограниченными. Родители, педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Наблюдая за детьми, можно отметить, что они испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. А это в свою очередь затрудняет процесс социализации. Дошкольная образовательная организация как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка, решает вопросы ранней социализации детей. Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Театр для детей — это, прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. В настоящее время игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения можно рассматривать как способ обучения; деятельность для реализации творчества; метод терапии; первый шаг к социализации ребёнка в обществе. Использование театрально-игровых технологий в работе с дошкольниками во многом служит развитию их коммуникативной компетентности, воображения, умения осознавать свои эмоции и контролировать их. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, средство самовыражения и самореализации ребенка в детском коллективе и общении со взрослыми. Именно в условиях игры развивается самостоятельность и инициатива, тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Благодаря театрализованным играм осуществляется всестороннее развитие детей: знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, распознают эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, учатся находить адекватные способы содействия. В процессе организации театрализованных игр у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т. д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней. Привлечение родителей к театрализованной деятельности, способствует сплочению родительского коллектива, что в свою очередь позволяет создать единое пространство для развития, воспитания и социализации детей. Совместная театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, родители. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь — это умение слышать друг друга, с обратной связью. Театрализованная деятельность позволяет родителям больше общаться с детьми, так как любая театральная постановка требует много усилий всех участников, проведение репетиций, изготовление атрибутов, костюмов. А это в свою очередь приводит к увеличению времени общения между родителем, ребенком и педагогом. Актуальность программы Актуальность данной программы заключается и в том, что современные дети в дошкольном учреждении с каждым годом становятся более равнодушными, пассивными, агрессивными, неумело и мало общаются со сверстниками. Поэтому необходимо создать такие условия для психологической и педагогической работы, которые будут способствовать социализации ребёнка в обществе, а также формировать его коммуникативные отношения. Одним из способов коррекции указанных проблем дошкольников является театрализованная деятельность, которая относится к современным игровым технологиям и построена на сотворчестве родителей и детей. Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — это длительная работа, которая требует участия родителей в мероприятиях, в которых родители и дети являются равноправными участниками. В процессе театральной деятельности дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное — развиваются всесторонне. Главное помочь ребёнку почувствовать себя нужным окружающему миру. Программа — театральная мастерская «Весёлые актёры 1» является актуальной, так как с построением пространства детской реализации связан поиск новых образовательных практик. Программа — театральная мастерская «Весёлые актёры 1» представляет один из путей решения проблемы социализации дошкольников, так как она в первую очередь направлена на развитие таких социальных навыков как самостоятельность, инициативность, творческая активность, умение работать в команде, проявлять изобретательность и оригинальность. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми — возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада. Новизна и отличительные особенности программы Новизна и оригинальность программы состоит в том, что она имеет инновационный характер. Вся деятельность в ней построена согласно темам ситуации месяца, например, «Я житель п. Ключи», «Я житель Земного шара» и т.д. Программа предполагает не навязывание сценария взрослым, а составление его совместно с детьми. Программа построена таким образом, чтобы дети могли самостоятельно придумывать название и сюжет сценария, выбирать произведения по ситуации месяца, изготавливать атрибуты к тем видам театра, которые они сами выберут. К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов, участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках). Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Результатом работы творческого объединения являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все дети без исключения вне зависимости от уровня их подготовки. Сценарии составляются таким способом, что, если кто-то из актёров отсутствует, то это никак не влияет на ход постановки или его можно легко заменить другим актёром. Ребятам дается возможность самим придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Обучение строится в по принципу преемственности в комплексе 3 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности. Год обучения
Этапы педагогической деятельности На ознакомительном этапе педагог имеет дело с формальным объединением детей. Он должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное – заинтересовать детей в совместной деятельности. На базовом этапе обучения закрепляются и расширяются знания, навыки, умения первого года обучения. На углубленном этапе обучения закрепляются и расширяются знания, навыки, умения первого и второго годов обучения. В программе предполагается индивидуальный маршрут для детей с ОВЗ. Уровень освоения программы Результатом обучения является освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности театральная мастерская «Весёлые актёры 1» и переход на базовый уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности — театральная мастерская «Весёлые актёры 2» не менее 25% обучающихся. Адресат программы Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы театральная мастерская «Веселые актеры 1» — от 5 до 6 лет. Данная программа составлена для современных детей. В последнее время дети становятся более равнодушными, пассивными, агрессивными, неумело и мало общаются со сверстниками. Поэтому необходимо создать такие условия для психологической и педагогической работы, которые будут способствовать социализации ребёнка в обществе, а также формировать его коммуникативные отношения. Одним из способов коррекции указанных проблем дошкольников является театрализованная деятельность, которая относится к современным игровым технологиям и построена на сотворчестве родителей и детей. Цель программы Развитие социальных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности. Задачи программы образовательные
развивающие
личностные
Формы и режим занятий Форма обучения — очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2). Занятия проводятся по расписанию. Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий. Основной формой обучения являются групповые, занятия. Ведется работа с родителями. Проводятся познавательные и развлекательные мероприятия на уровне творческого объединения, учреждения. Типы планируемых занятий: (Учебные проходят в традиционных и нетрадиционных формах)
Согласно уставным нормам учреждения и нормам СанПиН 2.4. 4. 3172-14 одна группа учащихся составляет от 8 до 16 человек. Продолжительность одного учебного часа составляет – 25 минут, групповые занятия (4 часа в неделю). Переход с программы театральная мастерская «Веселые актеры 1»на программу театральная мастерская «Веселые актеры 2», а в дальнейшем на программу театральная мастерская «Веселые актеры 3» происходит по мере усвоения программного материала. Ожидаемые результаты В результате освоения программы дети имеют широкое представление о театральной культуре в целом. По истечении занятий обучающиеся овладевают рядом компетенций: личностные
метапредметные
проявляют инициативу и самостоятельность и творческую активность
предметные
Формы подведения итогов Система отслеживания результатов включает в себя: контрольные занятия, открытые занятия для родителей и педагогов, отчётные спектакли, участие в городских мероприятиях, конкурсах различного уровня. За период обучения программа позволяет обучающимся применить свои способности, развить склонности, приобрести опыт собственной творческой деятельности. Контроль осуществляется посредством методов педагогического наблюдения, бесед, тестирования. Результаты (выявленный уровень знаний, умений и навыков учащихся) заносятся в начале, середине и в конце учебного года в специальную карту, позволяющую оценивать динамику развития каждого ребенка. Итоговая аттестация проводится на контрольном занятии с применением разнообразных форм и методов работы, направленных на оценку теоретических знаний и практических умений за курс обучения. Критерии знаний, умений и навыков обучающихся Критериями оценки освоения программного материала являются знания, умения, навыки, личностные качества, определённые данной программой в контексте «Модель выпускника». Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности основана на работе Т.С. Комаровой, Н.Ф. Сорокиной (мл и ср. возраст), Э. Г. Чуриловой (подг. гр.). Ключевой метод отслеживания, наблюдение позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и проведение индивидуальных занятий. Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
|