Статья «Формирование коммуникативных навыков детей 5 – 6 года жизни посредством театрализации» |
Театральные занятия | |||
Автор: Гаврилова Елена Владимировна | |||
19.11.2023 05:22 | |||
Статья «Формирование коммуникативных навыков детей 5 – 6 года жизни посредством театрализации» Подготовила воспитатель: Гаврилова Е.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45» г.Саров, Нижегородской области Проблема развития коммуникативных навыков была исследована многими отечественными и зарубежными специалистами в разные периоды времени. Это такие ученые как: М.И. Лисина, Г.А. Урунтаева, Е.О. Смирнова, Я.Л. Коломенский, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Скаткина, С.Л. Рубинштейн, А.В. Мудрик, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Л. Новосёлов, А.В. Петровский, Артемова Л.В., Н.А. Стародубова, В.Н. Панферов. Детство – это тот период, когда ребёнок познаёт окружающий его мир развиваясь интенсивно и всесторонне и основополагающую роль в этом играют коммуникативные способности. Эти способности позволяют дошкольнику распознавать разные коммуникативные ситуации, выстраивая своё поведение и следуя определённым правилам. Отсутствие сформированных коммуникативных навыков приводит, к затруднению общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативных способностей является важнейшим направлением социально – личностного развития и необходимым условием для социализации ребёнка в обществе. Данный факт находит свое отражение в ФОП дошкольного образования, определяющий обязательный минимум содержания основной образовательной программы, реализующаяся в детском саду.
Социально – коммуникативное развитие, направлено:
На сегодняшнем этапе развития современного общества, где средствами общения являются гаджеты и СМС, коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Гаджиты заменяют «живое» общение и игровую деятельность, в которой развивается фантазия и воображение ребёнка. Общение детей со сверстниками и взрослыми сведено до минимума, что ведёт к неумению выражать свои мысли, чувства, речь ненасыщенна эмоционально. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь ребёнка, наполняя яркими красками сферу их ощущений, восприятий. Принятие поправок в действие ФОП дошкольного образования влечет за собой необходимость решения новых форм и средств к планированию и организации деятельности работы с дошкольниками. В дошкольных учреждениях сформированы благоприятная среда для систематизации работы по развитию коммуникативной компетентности ребёнка. Детство – период обогащения, накопления знаний о мире человеческих взаимоотношений. Дошкольник проецирует накопленный, обогащенный опыт в игровой деятельности, являющейся для него приоритетной и ведущей деятельностью. Она оказывает большое влияние на психофизиологические особенности дошкольника, формируя всесторонне развитую личность. Театрализованная деятельность, как и игра, является эффективным средством развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте. Ребёнок сопереживая, радуясь, грустя, учится вместе с полюбившимися персонажами спектаклей окунаться во всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Дошкольник, участвуя в театрализованных постановках познаёт окружающий мир наполненный эмоциями, событиями. Играя роль, ребенок проживает жизнь испытывая чувства, эмоции, примеряя поступки героя на себя, делает выводы, анализирует его поступки и отношение к окружающим. Ребёнок во время игровой деятельности, чувствуют себя свободно и активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Раскрепощаясь, вживаясь в роль дошкольник легче вступает в коммуникативные связи, перестаёт быть замкнутым, происходит произвольное формирование коммуникативных способностей, социализация. Полюбившиеся персонажи становятся эталоном для подражания. Дети начинают отождествлять себя с понравившимся персонажем. Что побуждает детей самостоятельно принимать на себя роли. Это развивает у них коммуникативные навыки общения, позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при разных видах деятельности.
|