Музыкально-театрализованная деятельность старших дошкольников как средство формирования их творческих способностей |
Театральные занятия | |||
Автор: Платова Светлана Валентиновна | |||
17.11.2023 05:14 | |||
Музыкально-театрализованная деятельность старших дошкольников как средство формирования их творческих способностей Театр для ребенка — это праздник, всплеск эмоций, сказка. Театр пробуждает активность ребенка: он сопереживает, сочувствует, мысленно проходя с героем весь путь. Само построение сказочного театрализованного представления, т.е. противопоставление добра и зла, фантастические образы с определенным нравственным содержанием, выразительные движения и язык, наглядные результаты разных поступков, развитие сюжета в движении — все это делает зрелище увлекательным и волнующим для детей. Музыкальная постановка сказки активизирует воображение ребенка, заставляет его мысленно действовать вместе с героями. В результате возникшего сопереживания у ребенка появляется новое эмоциональное отношение к окружающему миру, новые знания и представления. В.А. Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок". Театр — это страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, музыки и загадочных звуков. Создавая детям условия для их игр и фантазий, мы не должны забывать о психических процессах, которые делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все составляющие процесса познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Познание окружающего мира: людей с их характерами и поступками, предметов и явлений — начинается с ощущений и восприятия. От эмоционального отношения ребенка к взрослому, к творческому заданию, которое он предлагает, и от того, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, зависят в целом возможность и качество влияния театральной деятельности на умственное воспитание ребенка. Дети будут лучше запоминать, мыслить, фантазировать, если у них сформировать заинтересованное отношение к занятию театром, которому, несомненно, способствуют волшебные звуки музыки. Пожалуй, музыка является самым действенным и организующим среди вспомогательных средств общения детей и взрослых. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям с самого раннего детства (В. М. Бехтерев). С давних пор музыка используется даже как лечебный фактор. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей. Г.П. Шипулин еще в 1928 г. отметил благотворное влияние музыкальных звуков на детей, которые помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. А организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность (Н. С. Самойленко, В.А. Гринер, Е.В. Конорова, Е.В. Чаянова). Трудно себе представить спектакль совсем без какого-то ни было музыкального оформления. Интересную историю описывает К.С. Станиславский, вспоминая о Чехове в роли звукорежиссера. Он вспоминает, что в день репетиции Чехов "подъехал к театру с извозчиком, нагруженным разными кастрюлями, тазами и жестянками. Сам расставлял рабочих с этими инструментами, волновался, рассказывая, как кому бить, и, объясняя, конфузился". И вот что из этого вышло: "Наступил спектакль, и Чехов с волнением стал ждать своего звона. Звон получился невероятным. Это была какая-то какофония — колотили кто по чем попало, и невозможно было слушать пьесу". Этот смешной случай показывает, как велика была всегда забота создателей спектакля о том, что бы действие, разворачивающееся на сцене, было как можно более реалистичным и живым. Продолжая разговор о значении музыки в театре, можно мысленно подразделить детские спектакли по отведенному в них для нее месту на три условные группы. В первую группу войдут спектакли и инсценировки, в которых музыкальное сопровождение ограничивается отдельными звуками и исполнением персонажами одной — двух простых песенок. В основном, это небольшие инсценированные стихотворения и сказки на фланелеграфе, в настольном театре, пальчиковом театре и театре игрушек, имеющими короткое, но динамичное, непрерывное действие. Вторая группа — спектакли, насыщенные звуками и музыкой. Мир, окружающий героев спектакля, оживает: сказочный лес наполняется птичьими трелями, деревенский праздник радуется удалой гармошке и развеселым деревянным ложкам, слышен плеск морской волны. Музыка отправляется с героями сказок в опасные и увлекательные путешествия, вступает в бой и укладывает спать. Герои таких представлений оказываются всесторонне развитыми личностями: они сажают огород и одновременно поют об урожае, отправляются в путь в волшебное царство и напевают веселую песню о дружбе. Музыкальное сопровождение, естественно, и гармонично вписывается в действие сказки, не перебивая героев, не мешая им, а помогая совершать свои простые или головокружительные поступки. Третья группа объединяет спектакли, в которых музыка, если не является основой представления, то, по крайней мере, во многом определяет драматургию театрального действия. Назовем их детскими мюзиклами. Инсценированные песни, сменяющиеся массовыми и индивидуальными танцами, перемежаются стихотворными и прозаическими текстами, и — снова сольное пение и пение в ансамбле. Каждый из детей точно знает, где и когда ему находиться и что делать. Итак, песни, танцы и музыкальные фоны в любых детских спектаклях, несомненно, играют не менее важную роль, чем слово. Без музыки, детские представления имели бы бледную окраску, были бы "бедными" и не смогли бы затронуть душу зрителя. А теперь рассмотрим важные процессы, возникающие у ребенка в результате его театрализованной деятельности. 1. Чувства и эмоции Начнем с того, что знают все — эмоции могут быть положительными и отрицательными. Все мы убеждены: положительные — хорошие эмоции, отрицательные — плохие. И это верно. Теперь разберемся, что значит для детей те и другие. С развитием эмоций тесно связано развитие мотивов деятельности и поведения ребенка. А мотив — это в свою очередь то, что конкретно побуждает ребенка к той или иной деятельности или поступку. Важно, чтобы мотивы были правильными, т.е. имеющими социально-нравственную ценность. К 6-7 годам ребенок имеет элементарные представления о нормах поведения, об общественно важных идеалах. Во время общения с окружающими его людьми у него появляется и свой собственный багаж эмоций, вырабатывается определенное отношение к себе и к тем, с кем он общается. Зная нормы поведения и имея личное эмоциональное отношение к этим нормам, ребенок начинает приобретать и складывать в копилку, называемую мировоззрением, свои собственные убеждения, которые и становятся побудителями действий и поступков, вызывает у ребенка больше положительных эмоций, количество мотивов к деятельности у него увеличивается, и, наоборот, отрицательные эмоции уменьшают мотивацию. Вот почему одно и тоже стихотворение в одно время будет рассказано ребенком выразительно и артистично, а в другое — вяло и монотонно. К. Иззард писал: "Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие". Основной положительной эмоцией в детской театрализованно деятельности всегда был и есть интерес. Интерес приводит ребенка в театр и удерживает его там. Покажите детям небольшой спектакль или просто прочтите им любимую сказку и помечтайте вместе о том, как было бы хорошо показать эту сказку родителям и другим детям, организовав свой собственный театр. Есть много других способов заинтересовать детей, например, организовать экскурсию в театр и за кулисы театра, в хранилище кукол, костюмов и атрибутов, сопровождая все пояснениями и комментариями. Театр — это благодатная почва для творчества всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Палитра разноцветных эмоций раскрасила мир детского театра. В этой сказочной стране поселились желтые солнечные улыбки, голубая мечтательность, зеленая доброта. Но только ли радость испытывает ребенок погружаясь в мир сказочного театра? Конечно, нет — и это важно. При разучивании роли, ребенок пытается мимикой, выразительной речью и движениями передать настроение героя сказки. Для того чтобы это ему удалось в полной мере, ребенку нужно понять характер героя и разобраться в его поступках. Здесь и происходит знакомство ребенка с различными эмоциями: интерес, радость, удивление, горе, гнев, жалость, сострадание, страх, стыд, вина (классификация К. Иззарда). Каждую эмоцию ребенок применяет на себя, как новую одежду, и чувствует, уютно ему в ней или нет. Здесь происходит обогащение чувственной сферы ребенка, и, благодаря этому, он становится более отзывчивым к чувствам других. В процессе творчества положительные эмоции побуждают ребенка мыслить, запоминать, фантазировать, действовать, стремиться к знаниям. С этим все согласны и готовы пойти навстречу эмоциям, ведь "положительные", значит, "располагают", или "так положено". А как же мы допустили в прекрасное, светлое, доброе, созидающее творчество то, что мы отрицаем, ведь "отрицательные" значит "их отрицают"? Да и эффект от них прямо противоположный влиянию положительных. Но для того, чтобы у ребенка выработалось общепринятое отношение к отрицательным эмоциям, для того, чтобы он сумел справиться с нахлынувшими на него чувствами, а также разобраться в поведении и поступках окружающих, его нужно для начала познакомить с этими эмоциями. Но это не все, ведь приобретение собственного опыта и навыков поведения происходит в непосредственной деятельности, следовательно, ребенок обязательно должен почувствовать каждую эмоцию лично, не просто слушая сказку, а участвуя в ней. По словам М.И. Буянова, для психического здоровья "необходима сбалансированность эмоций у детей". Поэтому, при воспитании эмоций "важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительный эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов". Театрализованное творчество оказывает на детей огромное эмоциональное влияние. Каждый раз, уходя из театра, любой ребенок уносит с собой пусть небольшое, но открытие. 2. Мимика Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно по мимике — выразительным движениям мышц лица, по вокальной мимике — выразительным свойствам речи. В более широком понимании к выразительным движениям относятся и физиологические реакции, сопровождающие эмоции — сосудистые, дыхательные, секреторные. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет видную роль в человеческом общении. Владение выразительными движениями предполагает также тонкое понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста и движения тела другого человека. Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Если человек улыбается, значит, он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве, гневе. О многом может сказать взгляд человека. Он может быть прямой, открытый, доступный, доверчивый, ласковый, хмурый, испуганный, невыразительный и т.д. Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, задумчивое, угрюмое, безразличное. Много определений можно подобрать к смеху и плачу. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной. (И. М. Чистякова). У ребенка 6-7 лет все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, уже достаточно сформированы, хотя они и несколько отличаются по возможности функционирования от мышц лица взрослого. (Х. Остер, П. Экман. 1968 г.). Выражение лица играет важную роль в общении. К. Иззард (1980 г.) отмечал, что эмоции, отражающиеся на лице, "слышны лучше, чем речь", поэтому для формирования взаимной привязанности между взрослым и ребенком, для полноценного его развития необходимо, чтобы взрослый понимал, что ему "сообщает" ребенок, а ребенок должен "увидеть" и почувствовать эмоциональную реакцию взрослого. Ученые провели небольшое исследование. Группе детей одного возраста (6-и летнего) предложили выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта. После выполнения этого задания психологи пришли к выводу, что большая часть детей выполняет все точно, хотя нашлись среди них и такие, которым надо было показать, что требуется сделать. Попросив ребенка широко раскрыть глаза, ученые заметили, что он еще и рот при этом открывает, а голову откидывает назад. А некоторые дети и вовсе, выполняя это задание, дополнительно расставляют руки и ноги. Это синкинезии — сопутствующие движения. Причина — недостаточная дифференцированность движений. По метрической шкале Л.А. Квинта (1931 г.), произвольно поднимать брови ребенок может к 4 годам, а нахмурить брови — только к 7 годам. Чтобы развивать мимику ребенка, нужно создать для него такие условия, которые позволили бы ему чувствовать себя свободно, комфортно, тогда, несомненно, его эмоциональная сфера будет развиваться. Этому и способствует театрализованная деятельность ребенка, которая увлекает его миром сказочных чудес. 3. Память Становясь непосредственным участником театрального действа, ребенок начинает активно развивать свою память. Если на занятиях в детском саду, а затем на уроках в школе, заучивание стихотворения или подготовка выразительного пересказа подчинены в основном цели получения одобрения со стороны воспитателя, учителя и родителей, то в театре ребенком движут азарт, вдохновение, творческий подъем, а также сознание того, что его труд является частицей общего дела всех участников будущего спектакля, что значительно облегчает и ускоряет процесс запоминания. Ребенок легко запоминает несложные фразы во время репетиций и работы над выразительностью речи и движений в ходе подготовки инсценировок и спектаклей. Разучивание с детьми сложных, объемных текстов персонажей, особенно стихотворных, лучше поручить родителям. Но если родители слишком заняты и не имеют достаточного времени для этого, тогда нужно запланировать дополнительные индивидуальные занятия с ребенком и выучить с ним текст. Слова лучше запоминаются, если они произносятся с определенной мимикой и движениями, характерными для персонажа. Развитие памяти в театре у детей чаще бывает связано с использованием музыки в спектакле: пение героями песен, исполнение танцев или это просто характерные пантомимические выходы персонажей. Если руководитель предлагает ребенку выйти на вступление к песне с характерными движениями героя, то ребенок запоминает мелодию вступления и те движения, которые нужно выполнять, даже если эти движения ранее были придуманы самим артистом. Во время репетиций можно импровизировать, но, если основные движения, характер героя и ритмический рисунок мелодии не отложились в голове у ребенка, то во время спектакля он может растеряться. Также ребенок запоминает очередность своего выступления и по окончаниям фраз других героев, по смыслу и последовательности действий. Для развития памяти в игровую деятельность детей, в разминки и занятия целесообразно включать соответствующие игры, которые развивают память ребенка. 4. Воображение Слова, сказанные К.С. Станиславским о творчестве в театре, можно отнести и к детскому театру, так как в них заключена суть основы и успеха любого театра: "…Творческая работа над ролью и над превращением словесного произведения драматурга в сценическую быль вся, от начала до конца, протекает при участии воображения". Воображение — это способность представить изображаемые ситуации. Театр является для ребенка неисчерпаемым источником развития реальных чувств и фантазий. Особое содержание театрального творчества способствует раздвижению рамок собственных представлений о жизни. При рассматривании иллюстраций, слушании музыки или сказок в представлении ребенка возникает воображаемый мир. В театре же ребенок видит воображаемое в действии, в чем и заключается преимущество театрального искусства. Театрализованное творчество для ребенка — это игра. Неисчерпаемая эмоциональная энергия требует физической и духовной разрядки. И ребенок постоянно играет, постигая в игре мир и самого себя. Театр целиком захватывает его воображение. Играя роль, маленькие артисты верят в реальность своего персонажа, в его существование и поступки, но одновременно помнят, что все это "понарошку". У ребенка чрезвычайно активное воображение. Изучая мир, за день ребенок не один раз задает себе и окружающим вопрос "почему?", а его воображение тут же воссоздает, дополняет то, чего не может объяснить его разум. В театре у ребенка вопросы "как?" и "почему?" возникают во много раз чаще, чем в повседневной жизни. Постепенно шаг за шагом, он находит ответы на них самостоятельно или с помощью взрослого. В воображении ребенка появляются новые образы и представления. Помочь ребенку разбудить воображение можно, обсуждая эпоху, когда предположительно развивается действие спектакля, время года, характеры и костюмы, их манеры, походку и многое другое. Такие беседы активизируют детскую фантазию, ребенок начинает лучше понимать основное содержание театрализованной сказки и суть поступков героев. Фантазия начинает активно работать, если ребенку предстоит разобрать и решить задачу "очеловечения" образов зверей, цветов, солнца, ветра и даже дождя. Как можно изобразить в движениях и мимике рост Цветка в саду, какая походка у Мишки Ушастика и какой голос у Дождя? И, представьте себе, оказывается, у каждого Цветка — свой характер (в спектакле "Аленький цветочек"), а Дождь, кто бы мог подумать, может быть похожим на металлическую клетку и провода. Такую способность видеть связь и сходные черты в предметах, явлениях, людях и животных дети приобретают легко, без напряжения. Стоит только задать вопрос: "На что это похоже?", и ответ не заставит себя долго ждать. Для развития воображения и фантазии необходимо включать в занятия и театральные разминки такие игры, как "Я садовником родился", "Что мы задумали?" и другие. 5. Мышление (Сообразительность и находчивость) В театре ребенок невольно попадает в такие ситуации, выход из которых требует некоторой сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности одновременно. Такие моменты возникают в том случае, если взрослые и дети на равных принимают участие в театрализованном представлении. Ребенок чувствует себя полноправным участником театрального действа, он знает, что его здесь обязательно выслушают и примут предложенные им изменения в правилах игры, если, конечно, они окажутся необходимыми, по мнению большинства. Все предвидеть и просчитать невозможно. Бывают такие непредвиденные ситуации, в которых дети быстрее взрослых находят выход из них благодаря своей сообразительности и находчивости. Подтверждением вышесказанного может служить интересный случай, происшедший во время показа театрализованной постановки по сказке Ш. Перро. Во втором действии Золушка теряет туфельку на сцене и убегает. За занавесом Юля, исполняющая роль Золушки, быстро переодевается из красивого бального платья в старое, и в начале третьего действия снова появляется на сцене. Там в это время идет примерка хрустальной туфельки. Вот и очередь Золушки, она примеряет туфельку, все счастливы — нашлась прекрасная незнакомка! Но где же вторая туфелька? Оказывается, Золушка забыла ее за кулисами. Немая растерянность главной героини… Вдруг на сцене появляется услужливая, кокетливая фрейлин, с изящным реверансом вручает забытую туфельку Золушке и удаляется. Все вздыхают с облегчением. Спектакль спасен! Зрители ничего не заметили. Оказывается, наблюдая из-за занавеса за происходящим на сцене, Аня, исполняющая роль королевской гостьи, первая заметила неладное. Сообразив, что нужно что-то делать, она быстро приняла решение и, сказав: "Я ей отнесу", вылетела с туфелькой на сцену. Никто даже не успел ей что-то ответить. Дети часто удивляют нас своей находчивостью. Решения принимают быстро и с такой легкостью, что многие бьющиеся над извечным вопросом "Что делать?", могли бы им только позавидовать. 6. Расширение кругозора В наше время дети не страдают от недостатка информации. Маленькие первооткрыватели — в постоянном поиске неизведанного. Ими движет интерес и бесконечное любопытство. Наша задача — направить интерес ребенка в нужное русло, открыть перед ним общепринятые и социально-нравственные пути реализации своего любопытства и интереса, дающее ребенку возможность развиваться духовно и умственно. Такие пути развития приводят ребенка к тем важным открытиям, которые, возможно, впоследствии помогут ему определиться в жизни. Надо постараться создать детям такие условия, чтобы для них в окружающем мире осталось как можно меньше "закрытых книг" и "белых пятен". Детский театр, благодаря своему огромному эмоциональному воздействию на детскую душу, способен взять на себя задачу развития кругозора ребенка. Под влиянием интереса и других положительных эмоций все увиденное и услышанное в театре будет усваиваться с легкостью и запоминаться надолго. Ребенок слышит музыку П.И. Чайковского. А перед глазами его разворачиваются увлекательные приключения героев сказки, волшебные превращения и удивительная страна Феи Драже. Музыка гармонично вплетается в отношения Мари и Щелкунчика, ожесточает и драматизирует бой с Мышами. Маленький артист и не замечает, что музыка показалась бы ему в обыденной жизни непонятной и далекой от его мироощущения, становится "естественной", понятной, красивой. Без сомнения, у принявших участие в сказке "Щелкунчик" Э.Т. Гофмана и П.И. Чайковского, балет "Щелкунчик" и сами понятия "классическая музыка", "балет", "симфонический оркестр" отложатся в памяти этих детей на всю жизнь. Изобразительное искусство — обязательный спутник детского театра. Декорации и атрибуты к спектаклям, детали костюмов и сами костюмы героев, различного вида куклы для кукольного театра — все это, несомненно, имеет прямое отношение к изобразительному творчеству. В основном этот труд обычно ложится на плечи взрослых, но дети всегда с удовольствием принимают активное участие в этом, ведь это интересное, новое и увлекательное дело для них. Организовать это несложно, главное было бы желание детей, мнения и предложения которых непременно должны учитываться взрослыми. Тогда положительные эмоции от совместного участия в оформлении спектакля получат и дети и взрослые. Театр совершает вместе с ребенком экскурс в историю: старинные народные костюмы, обычаи, традиции и быт. Русская народная сказка погружает ребенка в старину. Театрализованное действие, развивающиеся перед глазами ребенка, будит его воображение, мысленно переносит его в давние времена, "когда мир Божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, а берега были кисельные". 7. Доброта и отзывчивость К 6-7 годам практически каждый ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо. Если просто, не приводя примеров, перечислить ребенку положительные и отрицательные черты характера и попросите его выбрать только хорошие, он обязательно назовет доброту, жалость, чуткость. Однако в жизни некоторые дети не стремятся быть добрыми и отзывчивыми. Такое формальное знание нравственности возникает, если ограничиваются беседами с ребенком о нравственных нормах, не заботясь о внесении этих норм в его реальную жизнь. Театр оказывает на ребенка сильное эмоциональное влияние, заставляет его чувствовать и переживать. Не должно остаться незамеченным малейшее побуждение ребенка кого-то пожалеть. Сопереживая героям сказки, дети сочувственно вздыхают, смеются и даже плачут. Эти слезы сочувствия С. Образцов назвал "добрыми слезами", "делают его отзывчивым ко всему живому". Персонажи, наделенные определенными характерами, постоянно ставят перед маленькими артистами вопрос выбора нравственной позиции: "За кого ты?" Понимая, что театр — это всего лишь игра, ребенок отказывается играть "плохих" героев, ему неприятно испытывать на себе отрицательное отношение к герою других персонажей сказки и зрителей. Ребенку кажется, что все будут думать, что он на самом деле такой. Зато роли "добрых" идут нарасхват. Вживаясь в образ доброго персонажа, ребенок испытывает приятные ощущения, он гордится собой. Ему не хочется расставаться с этими ощущениями, и некоторое время после репетиции и спектакля он продолжает играть свою роль и в повседневной жизни. Таким образом, добрые чувства постепенно все дольше задерживаются, а потом и остаются навсегда в душе ребенка. Конечно, для руководителя легче на роль доброго героя поставить отзывчивого, чуткого к другим людям ребенка. Никаких хлопот и лишних объяснений, ведь ребенок просто будет играть самого себя. Это неплохо и для самого юного артиста — он еще раз убеждается в правильности своей жизненной позиции, а это убеждение в свою очередь поможет стать более уверенным в себе. Нетрудно будет освоиться в роли положительного героя и ребенку, который формально знает нормы морали, но постоянно их нарушает, не считаясь с окружающими. Ребенок хорошо знает нравственные нормы, а теперь еще к этим знаниям прибавляются положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям. Он ощущает разницу в отношении других персонажей сказки и зрителей к нему как к герою, образу в спектакле. Ребенок приходит к убеждению: "Быть добрым приятно и хорошо, и, значит, я буду стремиться к тому, чтобы стать таким!" Гораздо сложнее изобразить на сцене доброту, сочувствие тому ребенку, который в обычной жизни не считает эти чувства необходимыми. В этом случае взрослому предстоит проделать большую совместную предварительную работу с этим ребенком. Это беседы о нравственности, этюды и игры, развивающие добрые чувства и, конечно, активное включение ребенка в круг обязанностей и отношений детей друг перед другом, такого ребенка лучше привлекать к спектаклям с участием детей разного возраста. Забота о младших ребенку приятна: он замечает привязанность младшего артиста к нему и к тому же получает одобрение взрослых. Взрослому важно завоевать доверие со стороны ребенка, тогда к порицанию и одобрению руководителя он будет особенно чувствителен. Ребенок должен чувствовать, что руководителя театра заботит не только хорошо сыгранная им роль. Постоянное внимание педагога к личным качествам ребенка, к его взаимоотношению со сверстниками в театре укрепляет в сознании дошкольника важность нравственного отношения к другим людям. К исполнению детьми отрицательных ролей нужно подходить с осторожностью. Не стоит и так агрессивному ребенку поручать роли хитрых и коварных героев. Смех зрителей, вызванный некоторой комичностью сюжета, может быть воспринят им как одобрение действий его героя. Чуткость, педагогическое чутье, тонкое знание характера ребенка помогут правильно сделать выбор роли для каждого артиста, так, чтобы это принесло ребенку радость и помогло зародить в его душе добрые чувства. 8. Смелость, уверенность, раскованность В театр приходят самые разные дети. Поведение некоторых из них можно охарактеризовать как скованное, стеснительное, робкое, нерешительное. Одни дети остаются такими недолго, их скованность связана с новой обстановкой, в которую они попали: новые лица, незнакомые предметы. В их любопытных взглядах легко читается вопрос: "Интересно. А что же дальше?" Такие дети привыкли к частому общению, новым знакомствам, у них много друзей. В привычной обстановке робкими их не назовешь. Выступление перед зрителями и, тем более, перед друзьями для них не окажется психологическим барьером. Если в театр попадает ребенок, неуверенный в себе и своих силах, робкий по натуре, то выступление перед публикой станут для него определенным испытанием, особенно первое выступление. Этого ребенка не стоит сразу приобщать к спектаклям в лицах. Лучше предложить ему роль в кукольном спектакле, где он сможет для начала опробовать свой голос. Научиться выразительно и правильно произносить слова, придавать своему голосу различные интонации, говорить громко и свободно, правильно брать дыхание. Постепенно ребенок обретает уверенность в том, что зрители хорошо слышат и понимают героя, которого он озвучивает и которым управляет, смеются над его шутками. Теперь этому артисту можно поручить несложные эпизодические роли. Так, преодолевая ступеньку за ступенькой, ребенок становится смелее. Доброе, терпеливое участие к нему со стороны детей, подбадривание и помощь помогут робкому и застенчивому ребенку стать более уверенным в себе и смелым. Придет день, когда такой ребенок будет играть главную роль не хуже других. Возможно у ребенка есть скрытые достоинства, проявить которые не представлялось случая. Чтобы выявить эти достоинства педагог должен предлагать детям самые разные виды деятельности: рисовать, клеить, придумывать, красить. Непременно найдется дело по душе, самим собой проявятся скрытые таланты. Почувствовав свою силу и значимость в порученном задании, ребенок проникнет к себе уважением, станет смелее. Взаимозависимость, существующая в детской театрализованной деятельности, вынуждает детей чаще обращаться друг к другу с просьбами, вопросами. Дети становятся более общительными, у них появляются новые друзья, что в свою очередь делает их раскрепощенными. Итак, театрализованная деятельность развивает инициативу, речь, формирует художественный вкус ребенка, способствует художественному воспитанию, эстетическому и общему развитию дошкольника, так как обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет их знания, полученные в процессе обучения, в следствии чего, формирует их творческие способности.
|