РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
Театральные занятия | |||
Автор: Тимошик Лариса Петровна | |||
22.11.2023 21:01 | |||
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тимошик Лариса Петровна, воспитатель МБДОУ №83 г. Мурманск Мы, педагоги, находимся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, и многие из нас сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она-неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Для правильной организации театрализованной деятельности нужно учитывать следующие принципы:
Игра — это средство формирования способностей к общению. Именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку восстанавливать контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Театрализованная деятельность приобретает новую окраску, проходит более эмоционально, выразительно, что в итоге способствует повышению уровня развития творческих способностей ребенка, пополняет его активный запас, расширяет кругозор. Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет выра-зительное чтение сказки. Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональное восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. Театрализованная игра — это творческая игра. Она представляет собой разыг-рывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов). Герои лите-ратурных произведений становятся действующими лицами, а их приключения-событие жизни, измененное детской фантазией-сюжетом игры. Театрализованная игра позволяет ребенку решать многое проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость; развивает память, внимание, инициативность, самостоятельность и развивает речь. Произведения устного народного творчества, в том числе и устные фольк-лорные формы (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы), традиционно используются в процессе развития речи. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком, обогащая речь детей. Одним из средств развития речи являются загадки. Отгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению; формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения; четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления; ярко и лаконично передавать образы предметов. Необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Сначала детей учат отгадывать загадки, в которых дано прямое описание характерных признаков внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые хорошо известны детям (голос животного, повадки). Затем дети по образцу педагога пробуют самостоятельно сочинить описательные загадки, например: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом?». Колыбельные песенки-спутники детства, по мнению многих психологов и педагогов. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом: «Заиньки, заиньки, не пора ли баиньки? Вам под осинку, а Маше-на перинку». Прекрасный доступный материал для развития речи младших дошкольников представляют народные песенки, потешки, пестушки. Использование их помогает развивать фонематический слух. Повторение звукоподражаний в песенках, потешках, пестушках способствует выработке хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения. Прослушав текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, детям предлагаю различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, выразить вопросительную или восклицательную интонацию. Одной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью, т. к. именно в ее недрах зарождается связная речь. Бесспорно, что диалог-форма социального воздействия, и чтобы дошкольник мог принять участие в диалоге, он должен овладеть некоторыми умениями:
В результате обогащения театрализованным компонентом содержания всех видов активности детей по специально разработанной методике, с учетом установленного комплекса дидактических принципов и педагогических условий формируется особая-единая диалогическая среда, которая предоставляет возможность более эффективного, качественного, интенсивного всестороннего развития личности ребенка, формирования художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, достижения психоэмоцианальной, интеллектуальной, физиологической, социально-коммуникативной готовности к новому-школьному периоду жизни. Литература
|