Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Театральные занятия
Автор: Тимошик Лариса Петровна   
22.11.2023 21:01

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тимошик Лариса Петровна, воспитатель МБДОУ №83 г. Мурманск

Мы, педагоги, находимся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, и многие из нас сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она-неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Для правильной организации театрализованной деятельности нужно учитывать следующие принципы:

  1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
  2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевыми;
  3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
  4. Подготовленность и заинтересованность воспитателей;
  5. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пан-томиму в различных вариациях.

Игра — это средство формирования способностей к общению. Именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку восстанавливать контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Театрализованная деятельность приобретает новую окраску, проходит более эмоционально, выразительно, что в итоге способствует повышению уровня развития творческих способностей ребенка, пополняет его активный запас, расширяет кругозор.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет выра-зительное чтение сказки. Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональное восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. Театрализованная игра — это творческая игра. Она представляет собой разыг-рывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов). Герои лите-ратурных произведений становятся действующими лицами, а их приключения-событие жизни, измененное детской фантазией-сюжетом игры. Театрализованная игра позволяет ребенку решать многое проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость; развивает память, внимание, инициативность, самостоятельность и развивает речь.

Произведения устного народного творчества, в том числе и устные фольк-лорные формы (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы), традиционно используются в процессе развития речи. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком, обогащая речь детей. Одним из средств развития речи являются загадки. Отгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению; формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения; четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления; ярко и лаконично передавать образы предметов. Необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Сначала детей учат отгадывать загадки, в которых дано прямое описание характерных признаков внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые хорошо известны детям (голос животного, повадки). Затем дети по образцу педагога пробуют самостоятельно сочинить описательные загадки, например: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом?».

Колыбельные песенки-спутники детства, по мнению многих психологов и педагогов. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом: «Заиньки, заиньки, не пора ли баиньки? Вам под осинку, а Маше-на перинку».

Прекрасный доступный материал для развития речи младших дошкольников представляют народные песенки, потешки, пестушки. Использование их помогает развивать фонематический слух.

Повторение звукоподражаний в песенках, потешках, пестушках способствует выработке хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения. Прослушав текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, детям предлагаю различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, выразить вопросительную или восклицательную интонацию. Одной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью, т. к. именно в ее недрах зарождается связная речь. Бесспорно, что диалог-форма социального воздействия, и чтобы дошкольник мог принять участие в диалоге, он должен овладеть некоторыми умениями:

  1. Собственно речевые умения (знать, когда, как, с кем вступать в общение; как продолжать и завершать разговор);
  2. Умения речевого этикета (дошкольник постепенно учится приветствовать, прощаться, приглашать, просить, поздравлять и т.д, так происходит овладение речевыми штампами, некоторыми шаблонными оборотами речи);
  3. Невербальные умения (ребенок учится правильно и уместно использовать жесты, мимику, позы).

В результате обогащения театрализованным компонентом содержания всех видов активности детей по специально разработанной методике, с учетом установленного комплекса дидактических принципов и педагогических условий формируется особая-единая диалогическая среда, которая предоставляет возможность более эффективного, качественного, интенсивного всестороннего развития личности ребенка, формирования художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, достижения психоэмоцианальной, интеллектуальной, физиологической, социально-коммуникативной готовности к новому-школьному периоду жизни.

Литература

  1. Басалаева О.Н. Малые формы фольклора в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста/Сборник материалов эффективных практик образовательных организаций. -Мурманск: МОДЮБ, 2016. -102с.
  2. Лифанова О.И. Развитие творческих способностей детей в театрализован-ной деятельности посредством ИКТ/Актуальные проблемы дошкольного образования: Материалы практической конференции. – Иркутск. 2013. -160с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год