Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сторителлинг и театральная деятельность, как эффективное средство в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
Театральные занятия
Автор: Гаврикова Галина Васильевна   
22.10.2023 18:56

Сторителлинг и театральная деятельность, как эффективное средство в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возрастаСторителлинг и театральная деятельность, как эффективное средство в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Г.В. Гаврикова, тьютор МБДОУ «ДСКВ № 110», МО г. Братска

Вы замечали, как дети любят слушать «взрослые» разговоры. К нам пришёл кто-то в гости, и мы живо обсуждаем ситуацию или какую-либо тему, ребёнок тут, как тут, ушки на макушке. А вы не задумывались, почему так происходит? Ведь общаясь в кругу друзей, обсуждая проблемы, всякого рода ситуации мы делаем это искренне, и ребёнку намного интереснее слушать забавные истории из наших уст, когда они рассказываются живо, эмоционально окрашено, а не монотонно. Так почему же нам этим не воспользоваться? Тем более что существует методика сторителлинга, которую разработал Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».

 

Сторителлинг — это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных героях. Они очень похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

Применение данного метода не требует каких-либо затрат, всё, что понадобится педагогу, это хорошая история, немного фантазии и конечно эмоциональность. Применять можно в любое время, для достижения разных целей при работе с детьми.

Почему же сторителлинг так эффективен? Если мы слушаем скучный рассказ, эмоционально не окрашенный, с непривлекательными иллюстрациями, то у нас задействованы ограниченное количество центров мозга, а именно центр Брока и Вернике, они отвечают за расшифровку слов в значения. И вот совсем другое дело, когда рассказчик эмоционально заряжен, описывает свои чувства, уточняет подробности, подкрепляет примерами, то в нашем мозге активизируется не только части обработки языка, но и другие центры мозга, отвечающие за эмоции. В зависимости от сюжета можно задействовать сенсорную кору мозга, моторную и т.п. Наш мозг начинает активно выстраивать причинно-следственные связи с тем, что мы испытывали ранее. Вот почему так важно строить свой рассказ в соответствии с возрастом слушателя, ведь у детей ещё не такой богатый жизненный опыт, а,следовательно, причинно-следственных связей меньше, чем у взрослого человека.

Чтобы достичь поставленной цели, педагог должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать надо так, чтобы дети мысленно могли представить действие. История должна быть живой, устойчивой при многочисленных пересказах. Можно дополнительно зарядить рассказ, обогатив его юмором, неожиданной развязкой, интригой, приключениями. При этом педагог при рассказе сам должен верить в правдоподобность своей истории, даже если в ней будут сказочные и совсем уже фантастические сюжеты.

Рассказ надо подбирать в зависимости от целей и задач, которые вы преследуете. Братья Хиз — авторы нескольких мировых бестселлеров, в том числе «Ловушки мышления», «Сердце перемен» и др., называют хорошей историей «прилипчивую» историю (по-английски sticky), которую легко воспроизвести. История должна быть простой, но в то же время с «закрученным», неожиданным сюжетом, конкретной, реалистичной и эмоционально окрашенной.

В старшем дошкольном возрасте сторителлинг можно усложнить, интегрировать с театральнойдеятельностью. Ведь истории можно оживить, создать самостоятельно спектакль, инсценировку. Осуществляя такой вид театральной деятельности, мы поддерживаемстремление у детей к творчеству, оказываемвлияние на формирование свободной творческой личности, креативного человека.

Процесс участия в инсценировкедля любого ребёнка творческая и увлекательная работа. В творческом процессе ребёнок ощущает себя главным художником, оператором, сценаристом, актёром, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме опыта. Создание инсценировки можно выстроить как индивидуально, так и с группой детей, где каждый ребёнок имеет возможность выбрать занятие по своему предпочтению, попробовать свои силы в разных социальных ролях. Именно поэтому наш выбор пал на данный вид деятельности в работе с дошкольниками.

При прослушивании истории и в воссоздании её в спектаклях у детей активизируется правое полушарие головного мозга, которое обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах, обогащая их жизненный опыт, развивая навыки и умения. В результате подсознание ребёнка получает опыт, изложенный естественно и без поучений. По словам актёра Майка Тернера, «изменяя истории, которые мы рассказываем, мы изменяем нашу жизнь».

Создание спектакля – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате этого у воспитанников развиваются такие значимые качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками. Такой метод можно использовать как в коррекционной, так и в развивающей работе с детьми.

Литература

  1. Ольга Давыдова. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 4, Апрель 2017.
  2. Тодорова О.В. Сторителлинг как инновационныйpr-инструмент // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 610.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год