Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Условия и средства для театрализованной игры дошкольников»
Театральные занятия
Автор: Воронцова Алла Петровна   
22.10.2023 17:13

«Условия и средства для театрализованной игры дошкольников»«Условия и средства для театрализованной игры дошкольников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кубинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации И.В. Ткаченко (дошкольное отделение — детский сад 7)

Подготовила воспитатель: Воронцова Алла Петровна Кубинка, 2023 г.

Введение:

Уже с раннего детства, у ребенка есть возможность играть. Именно в игре ребенок имеет наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы.

Чем старше становятся дети, чем выше их уровень общего развития, тем более ценной является игра для становления самодеятельных форм поведения. У детей появляется возможность самим придумывать сюжет игры, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

 

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи – это формирование выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно-этического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Театрализованная деятельность универсальна, она выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи.

Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.

Понятие «Театрализованная игра»

Игра — наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Театрализованная игра — одно из эффективных средств социализации дошкольника. Участие в игре, создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Театрализованная игра, как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненная сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках.

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами. Выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую, планетарную. Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть и индивидуальной. Театрализованная игра – это разыгрывание в ролях литературных произведений (сказки, инсценировки и т.д.) Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их события жизни, приключения, измененные детской фантазией — сюжетом игры. Театрализованные игры имеют готовый сюжет, а это значит, что роль ребенка предопределена текстом произведения.

Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность – это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образом для подражания. С удовольствием перевоплощаясь в образ героя, ребенок добровольно принимает полюбившиеся ему черты.

В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество. Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили). В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр.

Разностороннее влияние на личность ребенка театрализованных игр, позволяет использовать их педагогически, ненавязчиво — ребенок сам испытывает положительные эмоции – удовольствие и радость. Самостоятельно разыгрывая роли, позволяют формировать опыт нравственного поведения. Дети хотят подражать добрым и честным персонажам. Одобрение взрослым достойных поступков, служит стимулом для контроля над своим поведением.

Воспитательные возможности театрализованных игр практически не ограничены. Игра может удовлетворять разносторонние интересы детей. Разнообразие тематики, средств изображения дают возможность использовать ее в целях всестороннего развития ребенка.

Классификация театрализованных игр

В педагогической литературе театрализованные игры классифицируются по-разному. Анализируя различные подходы к классификации театрализованных игр, выделяются четыре вида театрализованных игр, которые особенно ориентированы на социализацию личности ребенка и характерны для детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения на подражание.

Подражание используется ребенком на протяжении всего дошкольного детства, а в младшем дошкольном возрасте занимает особое место. Подражание является для ребенка не только внешним телесным действием, а отражением потребности в освоении окружающего мира. Тематика и содержание отдельных упражнений и небольших инсценировок отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы животных и птиц, действия человека. Игры и упражнения на подражание направлены на освоение выразительных жестов, движений. В своеобразном театре пантомимы дети могут начинать с самого простого выполнения конкретного движения, жеста, продемонстрированного взрослым. Многократное повторение внешних действий оставляет глубокий след в сознании ребенка. Он учится понимать мотив действий, поведение того или иного персонажа. Подражание и самостоятельная деятельность переплетаются, взаимно обогащая друг друга.

Подражание не носит характера обязательности. Воспитательдает примерный образец и предлагает детям двигаться в соответствии с характером образа (птички летают, зайчики прыгают, лисички заметают следы, лошадки скачут по дорожке). Очень важным и полезным приемом является объединение слова и движения. Упражнения на подражание, имитацию можно объединить общим сюжетом. Эмоциональный рассказ воспитателя выступает как прием, помогающий полнее раскрыть образы, создает соответствующее настроение. Для развития подражательных игр большое значение имеют наблюдательность и умение запоминать. Ребенок не долго ограничивается простым воспроизведением. Он начинает воспроизводить освоенные им движения, жесты, образы по-новому, нанизывает образы на образы, переставляет факты с одного места на другое, превращает зверей в людей, а людей делает животными, птицами, предметами и т.д. Возникают первые опыты творчества, постепенно усиливающиеся. Им не следует препятствовать. Это путь от подражания к импровизации и драматизации.

Игра-драматизация.

Игра-драматизация занимает особое место в игровой деятельности детей и является своего рода игрой-представлением, где в лицах изображается литературное произведение, а такие выразительные средства, как интонация, мимика, пантомимика, способствуют воссозданию конкретного образа.

Своеобразие игры-драматизации заключается в том, что сюжет игры заранее определен автором литературного произведения. От текста драматизируемого произведения зависят состав участников, последовательность происходящих событий, потребность в создании декораций, атрибутов, подбор музыкального сопровождения и т.д. Участие детей в игре-драматизации создает благоприятные предпосылки для более глубокого осмысления содержания литературного произведения и сопереживания его героям.

При драматизации литературного произведения дети делятся на две группы: актеры и зрители. Дети-актеры активно действуют, создавая образ персонажа литературного произведения. Очень важным для дошкольников является не просто получение удовольствия от собственной игры, но и донесение рассказа или сказки до детей-зрителей. Воспринимая сценическое действие, дети-зрители сопереживают героям постановки, они испытывают такие же эмоции, как и дети-исполнители.

Отличие игры-драматизации от других видов игровой деятельности определяется необходимостью предварительно уяснить ход событий, образы героев сказок или рассказов, их поведение, а также представить персонажи именно в таком виде, в каком они даны в произведении со всеми характеризующими их особенностями. Необходимо подвести ребенка не только к пониманию типичного в изображаемом персонаже, но и помочь определить те признаки, которые характерны для него в конкретном литературном произведении. Игра-драматизация играет важную роль в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Это обусловлено тем, что она интегрирует в себе несколько видов художественно-творческой деятельности: художественно-речевую, изобразительную игровую, музыкальнуюи т.д. Все эти виды деятельности объединены одним сюжетным решением. Игра-драматизация оказывает благоприятное влияние на развитие личности ребенка: развиваются речь, память, мышление, воображение, внимание, способствует психическому развитию детей. Игра-драматизация стимулирует развитие творческих способностей детей.

В играх драматического типа у детей развиваются особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значения поступков человека, его чувства, стремления и желания. Именно в этой игре дети ближе знакомятся с театром. Игра-драматизация воспитывает такие качества личности, как смелость, самостоятельность, инициативность, доброжелательность и выдержку. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлении. Таким образом, она способствует нравственному воспитанию детей.

Игра-драматизация — «школа морали в действии», эта игра — одна из первых форм коллективной жизни, где детей объединяют общие переживания. Они учатся действовать согласованно, подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива.

Игра инсценировка.

Инсценирование – это придание литературному произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии, например столкновение характеров (в поступках, диалоге), для постановки в театре. Игра-инсценирование в дошкольном учреждении- это вид самостоятельной художественной деятельности детей, который заключается в разыгрывании эпизодов из жизни или литературного произведения, переработанного в пьесу, специально подготовленную и отрепетированную. Беря на себя ту или иную роль, дошкольники разыгрывают услышанное или увиденное. Когда дети участвуют в спектаклях, у них снимается скованность, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия. Инсценирование способствует глубокому и эмоциональному восприятию художественной литературы, развитию навыков выразительного чтения текста, у детей воспитываются сенсорные навыки (в постановках с куклами), закрепляются навыки актерского мастерства (владение темпом и интонацией речи, мимикой и пантомимикой). В игре-инсценировке у детей развивается творчество, речь, воображение, память; игра-инсценировка способствует сплочению детского коллектива, так как театральные репетиции помогают наладить контакт между отдельными его членами. Подготовка к спектаклю, это разностороннее эстетическое воспитание: тут и слово, и мимика, и пластика, и декорация, и музыка. Игра-инсценировка, также как и сюжетно-ролевая игра, отвечает возрастным стремлениям детей к игровой деятельности. В играх-инсценировках могут принимать участие актеры-дети, актеры-куклы. Приобщение детей к игре-инсценировке начинается с просмотра детьми кукольных спектаклей в детском саду.

Инсценирование литературных произведений осуществляется последовательно. Художественное слово активно вовлекает ребенка в мир социальных чувств, приобщает его к жизни взрослых. Задача взрослого – увлечь ребенка, заинтересовать дальнейшей игрой. Только тогда игра может состояться и постепенно превратиться в спектакль. В детском спектакле важно творческое участие детей — свобода, радость, интерес.

Игры-инсценировки создают условия для современной художественной творческой деятельности детей, создают возможность для проявления индивидуального своеобразия личности каждого ребенка в группе, условие для самовыражения, для коррекции эмоционального состояния, для регуляции их межличностного общения, для приобщения к искусству.

Игра импровизация.

Импровизация – особый вид творчества, в котором сочинение происходит непосредственно в процессе его исполнения. Игры-импровизации – довольно сложный, но интересный вид театрализованных игр. Игры проводятся с детьми раннего и дошкольного возраста и возможны только после неоднократных наблюдений и повторении различных движении. Вначале, для развития наблюдательности, двигательной памяти, раскованности движений, фантазии, проводятся игровые упражнения.

Чтобы у ребенка появились потребность и желание играть, педагогу необходимо также поощрять словотворчество, игры с рифмами, сочинение сравнений, стихов, способствовать развитию монологов, диалогов, поиску выразительных средств создания образа, стимулировать к проявлению творческого воображения, способности действовать в условных обстоятельствах. Таким образом, в процессе игры-импровизации у ребенка формируется способность сопереживать, проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, а также осмысливать свои действия и состояния.

Условия развития и средства театрализованных игр

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд педагогических условий:

а) с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.

б) приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра.

в) осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированное должно быть чтение.

г) важную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. Особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. При организации игр можно использовать фланелеграф, можно использовать настольный театр кукол и т.д.

д) необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве.

е) приобщать к творчеству надо при поддержке взрослых, в том числе и родителей. Сотрудничество педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей.

ж) создание предметно-пространственной развивающей среды.

з) искренняя заинтересованность педагога театрализованными играми и умелое руководство ими.

Сама по себе театрализованная игра является частью воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия; уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны. Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику. Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо.

В традиционной педагогике игры -- драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Через театрализованную игру педагог знакомят детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).

Заключение:

Театрализованная игра — одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Восприятие сценического искусства целесообразно начинать с самого раннего детства и с более доступного для эмоционального отклика ребенка вида — кукольного театра, тогда как самостоятельная театрализованная деятельность должна приближаться к ролевой игре как предпосылке развития индивидуального сценического действия. Исходя из этого, целесообразно начинать формирование театрализованной деятельности с театрализованных игр.

Театрализованные игры не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное — помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год