Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Театральные занятия
Автор: Свяжина Татьяна Анатольевна   
06.02.2023 01:09

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВКУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

УДК, 37. 01/. 09 Т.А. СВЯЖИНА, студент ФППО, Нт-509-ПСДО (научный руководитель — Трофимова Е. Д. кандидат педагогических наук, доцент) Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт Г.Нижний Тагил, Россия

Аннотация: в статье актуализируется проблема формирования нравственных представлений старших дошкольников на основе применения средств кукольного театра, как одного из разновидностей кукольного вида искусств. Установлена значительная роль кукольного театра в формировании нравственных представлений личности дошкольников, представлений об уважительном отношении к окружающим, формирования у детей сочувствия, толерантности, товарищества, честности и взаимопомощи. Определено, что с помощью кукол актеры (кукольники) создают яркие образы, передают характерные черты человеческого характера и формы поведения, вкладывают в реплики и действия кукол обучающее содержание. Сделаны выводы о том, что кукольный театр обеспечивает одну из ведущих линий в воспитании всесторонне развитой личности дошкольника.

 

Ключевые слова: кукольный театр, нравственные представления, старший дошкольный возраст, нравственное воспитание, художественное слово, живописно-декоративное оформление.

PUPPET THEATER AS A MEANS OF FORMING MORAL IDEAS OF OLDER PRESCHOOLERS

Abstract: the article actualizes the problem of the formation of moral ideas of older preschoolers based on the use of means of puppet theater, as one of the varieties of puppet art. The significant role of the puppet theater in the formation of moral ideas of the personality of preschoolers, ideas about respect for others, the formation of empathy, tolerance, camaraderie, honesty and mutual assistance in children has been established. It is determined that with the help of puppets, actors (puppeteers) create vivid images, convey characteristic features of human character and forms of behavior, put educational content into the replicas and actions of dolls. Conclusions are drawn that the puppet theater provides one of the leading lines in the education of a comprehensively developed personality of a preschooler.

Keywords: puppet theater, moral performances, senior preschool age, moral education.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что целью деятельности заведения дошкольного образования является обеспечение гармоничного развития каждого ребенка, создание благоприятных условий для его личностного становления и творческой самореализации [4]. Театрализованная деятельность является эффективным средством педагогического влияния на развитие личности дошкольника. В тоже время театрализованная деятельность выступает как специфический вид детской активности и один из любимых видов творчества [2]. Вовлечение в театр детей дошкольного возраста происходит в большинстве случаев, благодаря кукольным спектаклям. Учитывается интерес дошкольников к этому виду театра, доступность детского восприятия, а также его значение для интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания.

Проблемой нравственного воспитания занимались такие ученые как Л.В. Артемова, А.П. Аматьева, А.М. Богуш, Н.В. Гавриш, рассматривавших кукольный театр, как способ развития творческих способностей дошкольников, а также основой нравственного воспитания. Роль театрализованной деятельности во всестороннем развитии дошкольников освещены в трудах Т.М. Караманенко, Ю.Г. Караманенко, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой. Пути, методы и приемы использования средств кукольного театра в учебно-воспитательной среде заведения дошкольного образования раскрывали в своих работах Т.Н. Доронова, М.Д. Маханева и др.

Театрализованная деятельность влияет на развитие всех сторон жизнедеятельности дошкольника. Ребенок осознает театр как выражение жизненных ситуаций в игре кукол, узнает о разных видах кукольного театра (пальчиковый, перчаточный и др.), их особенности и назначение. Кукольный театр является особым видом театрального представления, в котором кроме актеров или рядом с ними действуют куклы. Ведущей идеей кукольного театра в учреждении дошкольного образования является организация с помощью кукол развлечения с игровой, дидактической, информационной и коммуникативных целями [1].

С помощью кукол актеры (кукольники) создают яркие образы, передают характерные черты человеческого характера и формы поведения, вкладывают в реплики и действия кукол обучающее содержание [3]. Дошкольник может исполнять разные роли в кукольном театре, быть зрителем в процессе восприятия театрального зрелища, сценаристом при подготовке к театральному представлению, актером в театральной игре. В процессе театрализованной деятельности у детей формируются умения творческого самопроявления, развивается способность к использованию приемов импровизаций, стремление к перевоплощению. Вследствие этого реализуются потребности ребенка в самовыражении, общении и познании себя через воспроизведение разных образов.

В откровенном, искреннем отношении к художественному воплощению кукол и их действий ребенок проявляет уровень художественно-эстетического восприятия, речевую компетенцию, знания, умения, навыки, полученные им ранее в условиях специально организованного обучения. Кукольный спектакль способствует развитию нравственной сферы, ведь его средствами обогащаются знания дошкольников о театре, они учится сравнивать героев разных сказок, планировать собственные действия по реализации замысла предстоящего спектакля. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения [1].

Кукольный театр является источником развития эмоционально-нравственной сферы, глубоких переживаний и открытий ребенка Он привлекает к духовным ценностям и положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие: воспитывает художественный вкус, развивает творческий потенциал, учит видеть прекрасное в жизни и людях, формирует устойчивый интерес к театральному искусству и определяет потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания и творческого соучастия [1].

Каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся объектами для сопереживания, образцами для подражания и отождествления, через них дошкольник выражает свое собственное отношение к добру и злу. Переживая различные жизненные ситуации, ребенок решает немало проблемных ситуаций косвенно, от имени персонажа. Благодаря этому у дошкольников формируются морально-нравственные качества и преодолеваются определенные недостатки. Застенчивым, неуверенным в себе детям кукольный театр помогает снять напряжение, поверить в собственные возможности, неорганизованным – учиться [5].

В процессе создания кукольного представления дети в художественной форме выражают чувства и мысли и, тем самым, раскрывают свою личность. Используя весь богатый арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, которое позволяет закрепить знания и навыки. Содержание кукольного представления и участие детей в нем определяется поставленными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников. Задание при подготовке к игре-драматизации решаются в ходе наблюдений, экскурсий, во время чтения художественной литературы, слушания музыки, пения, музыкальных, двигательных и дидактических игр, игровых упражнений, самостоятельной художественной деятельности и специально организованных занятий [4].

Искусство театра, которое представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, актерского мастерства не только создает условия для развития творческой личности, помогает детям усвоить правила и законы жизни, формирует социально-коммуникативные умения. Способность к взаимодействию с другими является необходимым элементом самореализации дошкольника.

Таким образом, кукольный театр обеспечивает одну из ведущих линий в воспитании всесторонне развитой личности дошкольника. Кукольный театр стимулирует познавательную активность детей, способствует развитию их творчества, духовности и интеллектуальных интересов, расширяет мировоззрение, формирует культуру межличностного общения. Значительные возможности имеет кукольный театр и в аспекте формирования нравственных представлений дошкольников, — основных представлениях о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о добре и зле, о нормах поведения, об уважительном отношении к окружающим.

Список литературы

  1. Гарматюк А.А. Воспитывающий театр / А.А. Гарматюк // Дошкольное воспитание. – 2017. – №2. – С. 9-11.
  2. Пасечник Н.А. Кукольный театр своими руками / Н.А. Пасечник // Дошкольное образование. – 2018. – №3. – С. 4-7.
  3. Товрыгина И.Н. Театр начинается с игрушки / И.Н. Товрыгина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 6. – С. 16-18.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/ (дата обращения: 17. 10. 2022)
  5. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду / А.В. Щеткин: Львов. Мозаика – Синтез, 2018. – 215 с.
  6. Яковенко Л.В. Театрализованные сказки / Л.В. Яковенко. Харьков. – Утро. – 2015. – 96 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год