«Приобщаем детей к искусству музыкального театра» |
Театральные занятия | |||
Автор: Соснина Марианна Николаевна | |||
11.03.2022 20:32 | |||
«Приобщаем детей к искусству музыкального театра» Из опыта работы Сосниной М.Н., музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №162» г. Чебоксары Я — музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 162» г. Чебоксары, Соснина Марианна Николаевна, хочу поделиться опытом своей работы по приобщению детей к музыкально-театральному искусству. Каждый день встречаю ребятишек в детском саду и проживаю вместе с ними эту маленькую, очень важную часть их жизни — дошкольное детство. В детский сад приходят разные дети: озорные и тихие, контактные и замкнутые. Я стараюсь помочь каждому ребенку самореализоваться, дать ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.
Сказки и спектакли пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в происходящее и как актеры – исполнители, и как зрители. Перевоплощаясь в тот или иной образ, дошкольники смеются, когда смеются их персонажи, грустят вместе с ними. Они чувствуют и думают так же, как и их сказочные герои. Но сказка, обогащённая музыкой, музыкальными партиями, исполненными детьми, становиться ярче, выразительнее, объёмнее. Следует отметить, что исполняя музыкальные партии в сказках, опереттах, операх, у детей появляется желание петь лучше и лучше! Здесь мы решаем и следующую проблему – развитие певческих способностей. Так как я веду планомерную работу по развитию певческих способностей и занимаюсь театрализованной деятельностью в детском саду, то я решила в своей работе объединить эти два вида музыкальной деятельности. В этом направлении, выбрав жанр «музыкальной сказки», я и стала работать. Этот жанр выбрала потому — что считаю, он наиболее полно раскрывает индивидуальность каждого ребёнка, побуждает в детях творческое начало. Музыкальная сказка — это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий.. Занимаясь с детьми театром, поставила перед собой цель — сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Таким образом, можно сказать, что музыкальный театр, по сравнению с другими видами искусствами, обладает особой силой воздействия на зрителя, в том числе и самого юного. Я стараюсь стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни. К театрализации я обязательно привлекаю воспитателей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Особое внимание уделяю оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применению звуковых и световых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем. Используя мультимедийное оборудование, можем превратить наш зал то в зимний лес, то в весенний лес…… За время моей работы было поставлено много разных музыкальных сказок с детьми разного дошкольного возраста. «Заюшкина избушка» (по мотивам р. н. с.), Детская опера «Колобок» (по мотивам р. н. с.). «Прыг, Шмыг и Голосистое горлышко» (по мотивам укр. н. с. Колосок»).,. «Как избушка стала дворцом» Л. Олифировой., «Стрекоза и Муравей» (по басне Крылова), «Гуси – лебеди» (по мотивам р. н. с.) "Снегурочка" (по мотивам р. н. с.) и другие. Сегодня я расскажу только о некоторых, на мой взгляд, самых ярких, интересных, зрелищных спектаклях. Начинаю готовить музыкальные сказки уже с младшей группы. Вот, например, когда мы с детьми младшей группы «Гномики» поставили музыкальную сказку «Заюшкина избушка», дети не только выполняли образные движения, но и у каждого артиста была своя, не только драматическая, но и вокальная партия. Можно сказать: «Какие музыкальные сказки? Многие дети еще даже плохо разговаривают». Но и для таких ребятишек всегда найдется роль. Решила включить танцы: «Бабочек», «Снежинок»; программную песню «Зима прошла» Н. Метлова, для небольшого фрагмента с воробушками. В итоге получилось, что в представлении участвовали дети всей группы. И каждый почувствовал себя артистом. Очень часто, понравившаяся мне сказка не имеет музыкального сопровождения или написана в прозе, а мне, как музыкальному руководителю интересно нести текст через музыку. И тогда в голове рождаются небольшие мелодические линии, удобные по диапозону, и они ориентированы на конкретного ребёнка. Например, это «Сказка о ленивом мышонке», которую мы подготовили с детьми среднего возраста. Изначально она была показана воспитателем Порфирьевой Л.Н. как драматическая постановка. Сказка очень мне понравилась, и я решила, что она будет ещё интересней, если сделать ее музыкальной. Так как готовых партий не было, пришлось немного потрудиться, и мной были написаны вокальные партии почти для всех персонажей. (Уточки, Лягушки, Мышки, Кошки). В этой возрастной группе дети уже более выразительнее, ярче передают роль того или иного персонажа, уже заметно, как они пользуются элементам образных выразительных средств (интонацией, мимикой и пантомимой). Немножко отступлю от темы и скажу, что — выбирали на роли главных персонажей сами дети этой группы. И поэтому не было никому обидно. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют по мере развития более сложные произведения, поэтические произведения, народные сказки. Очень люблю р.н. с. «Снегурочка».. Персонажей очень мало: это- Ведущий, Снегурочка, баба, дед, Весна и подружки. В оригинале очень мало музыкального репертуара, текста. Так как в группе было 18 девочек и всего 6 мальчиков, подобрала такой материал, чтобы все дети принимали в представлении активное участие. Была проделана большая работа: добавила партии Снегурочки, Весны, много фольклорного материала, стихотворного текста. И из небольшой сказки получилось яркое музыкально- театрализованное представление, где звучали народные веселые и напевные хороводы, заклички, частушки. Задорный танец «Варенька» вызвал восхищение гостей за удаль и мастерство в исполнении, с которым девочки прекрасно справились. А веселые игры «Летели две птички», «К нам во двор пришла весна», «Золотые ворота», «Гори ясно», шуточный перепляс мальчиков и девочек. Яркие народные костюмы исполнителей дают возможность зрителям зримо ощутить их характеры, особый колорит и единый стиль всего спектакля. И летом юные артисты, с удовольствием показывают спектакли, чтобы порадовать маленьких зрителей своим выступлением. «Прыг, Шмыг и Голосистое зернышко» (по мотивам р.н. сказки «Колосок»), так называется сказка, которую приготовили дети старшей группы. Веселый Прыг и беззаботный мышонок Шмыг так весело пели и играли, что вызвали восторг у зрителей. А Петушок – голосистое горлышко дал всем зрителям урок, что нельзя лениться, а надо — трудиться и друг другу помогать…… И вновь осенью в этом году мы пригласили зрителей в наш «сказочный» мир, где они вместе с нашими героями музыкального спектакля «Удивительные встречи Красной шапочки в осеннем лесу» радовались и горевали. В процессе творческой работы над спектаклем дети становятся более общительными, доброжелательными, внимательными. И я не устаю повторять: наша работа очень интересная, увлекательная и трудностей порой и не замечаешь. А видишь только отдачу. Радостные глаза своих детей, восторг оттого, что все получается. Хочется, чтобы с доброго начала театра в детском саду ребенок пронес любовь к театру через всю жизнь! Введите в мир театра малыша Г. Попова
|