«Театр – наш друг и помощник в развитии выразительной и связной речи» |
Театральные занятия | |||
Автор: Салахова Людмила Николаевна | |||
09.03.2022 10:10 | |||
«Театр – наш друг и помощник в развитии выразительной и связной речи» Речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети же логопедических групп, испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми. В логопедической группе я работаю достаточно длительное время с детьми, имеющими те или иные проблемы с речью. И могу сказать, что обычные методы и приёмы обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – всё это продолжает вызывать у детей не только определенное эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт.
И наша задача, совместно со специалистами и родителями – это в первую очередь создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы не стесняясь проговаривать стихи, тексты, как в обычном разговоре со сверстниками, так и на праздниках, не стесняясь зрителей. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку». Чтобы помочь нашим детям, мы больше стали уделять времени театрализованной деятельности. Использовали: этюды, Ведь театрализованные игры для детей – это один из самых доступных и наиболее эффективных способов развития ребенка. Большое внимание на занятиях мы уделяем упражнениям на развитие дыхания, используя театрализованные игры в соответствии с лексической темой: «Ты очень спокойный и добрый ветерок», или наоборот, а сейчас «Ты очень сильный ураган, который сметает всё на своем пути». На занятии можно использовать упражнения на развитие у детей мимики, жестов: удивление, радость, грусть, испуг например, при появлении героя. На Новогодний утренник учили стихотворение … со стихотворным диалогом, что способствует автоматизации или дифференциации поставленных звуков. Но особенно дети раскрепощаются во время театрализованных игр во вторую половину дня (раз в неделю). Когда полностью работа посвящена сказке. Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Главной моей целью было создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение речевых дефектов. Создавая ту или иную игровую ситуацию, мы старались закрепить поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. А умело, поставленные вопросы побуждали детей думать, делать выводы и обобщения. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставили ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Благодаря систематически проводимой работой у детей начала улучшатся речь, её грамматический строй, они стали активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополнился. Это помогало детям наладить контакты со сверстниками. Театрализованные игры помогли детям в формировании диалогической, эмоциональной речи. Дети лучше стали усваивать содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную связь. Словарный запас детей значительно расширился. Дети самостоятельно научились использовать выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, стали говорить четко и понятно для окружающих. Дети полностью раскрылись, раскрепостились, перестали стесняться. В игре дети даже не подозревают, что они чему-то учатся, ведь для них это игра, а значит, многому научились. Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей. С театрализованными сказками: «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Цветы для мамы» дети участвовали в районном конкурсе «Театральное искусство» и заняли второе место. А в этом году, принимали участие в агитбригаде по ПДД и заняли первое место. Из проделанной, двухгодичной, тяжелой и систематической работы можно сделать вывод, что использование театральной деятельности повышает эффективность коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста. А выбранный нами метод оправдал себя: дети стали более раскрепощенными, открытыми, значительно улучшилась их речь.
|