Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Театрализованная деятельность как средство формирования языковой культуры дошкольников в полиэтнической среде образовательной системы «Школа – детский сад».
Театральные занятия
Автор: Индюкова Наталья Викторовна   
28.11.2020 21:11

Театрализованная деятельность как средство формирования языковой культуры дошкольников в полиэтнической среде образовательной системы «Школа – детский сад».Театрализованная деятельность как средство формирования языковой культуры дошкольников в полиэтнической среде образовательной системы «Школа – детский сад».

(из опыта работы)

Особое место в формировании полиэтнической культуры дошкольников отведено детскому саду, ведь именно здесь закладываются основы мировоззрения ребёнка, и главной задачей воспитателя является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Наш детский сад посещают дети разных национальностей, пришедшие из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом, с несформированным национальным самосознанием и мы окружаем речевой средой своих воспитанников. Чтобы воспитать гармоничную личность в детях разных национальностей, обучающихся в дошкольном учреждении, необходимо учитывать в педагогической практике, с одной стороны, сложившуюся национальную систему воспитания детей титульной нации, а, с другой стороны, помогать адаптироваться детям-мигрантам в новое сообщество с учетом традиций и культуры титульной нации, сочетая ее с традициями народов, которых представляют дети-мигранты.

 

Система обучения позволяет нам в условиях дошкольной организации формировать у детей представления о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций к культуре и традициям русского народа. Как же это сделать?

На самом деле всё просто. Нужно научить ребёнка сопереживать, радоваться своим и чужим успехам, уважать мнение других, любить и заботиться о природе, о мире, воспитывать гордость, уважение к особенностям родного края, своей Родины. И театрализованная деятельность – это наиболее удачный способ приобщения к национальной культуре, а также хорошая возможность раскрытия творческого потенциала личности, воспитания творческой направленности. Также театрализованная деятельность рассматривается как важное средство развития детской речи, поскольку в ней совершенствуются все его стороны: словарь, звуковая культура речи, грамматический и интонационный строй, связная речь.

Поэтому в своей работе по формированию языковой культуры речи я выбрала театрализованную деятельность.

Мною создан кружок «Сказка» по театрализованной деятельности в средней группе, целью которого является воспитание чувства гордости и любви к России, к ее народной культуре и людям, создающим ее.

При создании кружка перед собой я поставила следующие задачи:

  1. Совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую и монологическую речь.
  2. Накопление художественно-речевого опыта детей.
  3. Знакомство с русской культурой через сказки, произведения малого фольклора, народные праздники.
  4. Усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями.
  5. Привлечение родителей к активному участию в реализации конечного продукта работы кружка – постановок детских русских народных сказок, фольклорных праздников изготовлению костюмов и атрибутов.
  6. Установление сотрудничества с другими учреждениями.

Работа кружка предполагает проведение четырех занятий в месяц, во второй половине дня, продолжительностью 20 минут. На занятиях дети рассматривают русские национальные костюмы, сравнивают их с национальными костюмами других народов, ищут сходство и различие. Готовят театральные постановки русских народных сказок, адаптированные для большего количества участников. Например, в прошлом году были поставлены и представлены на суд зрителей (дошкольников, родителей) следующие музыкальные спектакли: «Избушка ледяная и лубяная», «Теремок». В ходе подготовки к спектаклям дети отгадывают загадки на содержание сказок, разучивают роли-диалоги и роли-монологи, что способствует развитию культуры речи.

Развитие речи также осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни. Театрализованные игры используются мною в ходе непрерывно образовательной деятельности; стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки). Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.

Большую роль в развитии речи у детей играет фольклор, народные игры, которые я использую в совместной деятельности с детьми. Большое место отвожу формированию навыков общения и умению вести диалог. Для этого в режимных моментах использую шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки. На прогулке дети проверяют народные приметы, с радостью играют в народные игры с использованием текста ( «Волк и гуси», «Прятки»).

В своей работе организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

В группе создан «Уголок речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:

- Для формирования грамматического строя речи "У кого похожая картинка?", "Подбираем рифму", "Загадки-описание" и т.д.

- На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

- В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д.

Театрализованная деятельность используется в самостоятельной деятельности детей. В группе создан «Театральный уголок», где представлены различные виды театров: (би-ба-бо, пальчиковый, театр масок, театр резиновой игрушки и т. д.).

Участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческие способностей. Развивается социальная активность детей, память и воображение, формируются чувство коллективизма, коммуникабельность.

Особое внимание в своей работе уделяю взаимодействию с семьей. Родители являются не только зрителями или сторонними наблюдателями, но и участвуют в работе над театрализацией. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов, разучивают роли, читают книги, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.

Результатом работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской народной культурой»; серия занятий, способствующих приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста. Оформлены картотеки русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни); разработаны консультации для родителей: «Роль народного-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания»; рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Семейный музей» и др.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год