Театрализованная деятельность как средство формирования языковой культуры дошкольников в полиэтнической среде образовательной системы «Школа – детский сад». |
Театральные занятия | |||
Автор: Индюкова Наталья Викторовна | |||
28.11.2020 21:11 | |||
Театрализованная деятельность как средство формирования языковой культуры дошкольников в полиэтнической среде образовательной системы «Школа – детский сад». (из опыта работы) Особое место в формировании полиэтнической культуры дошкольников отведено детскому саду, ведь именно здесь закладываются основы мировоззрения ребёнка, и главной задачей воспитателя является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Наш детский сад посещают дети разных национальностей, пришедшие из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом, с несформированным национальным самосознанием и мы окружаем речевой средой своих воспитанников. Чтобы воспитать гармоничную личность в детях разных национальностей, обучающихся в дошкольном учреждении, необходимо учитывать в педагогической практике, с одной стороны, сложившуюся национальную систему воспитания детей титульной нации, а, с другой стороны, помогать адаптироваться детям-мигрантам в новое сообщество с учетом традиций и культуры титульной нации, сочетая ее с традициями народов, которых представляют дети-мигранты.
Система обучения позволяет нам в условиях дошкольной организации формировать у детей представления о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций к культуре и традициям русского народа. Как же это сделать? На самом деле всё просто. Нужно научить ребёнка сопереживать, радоваться своим и чужим успехам, уважать мнение других, любить и заботиться о природе, о мире, воспитывать гордость, уважение к особенностям родного края, своей Родины. И театрализованная деятельность – это наиболее удачный способ приобщения к национальной культуре, а также хорошая возможность раскрытия творческого потенциала личности, воспитания творческой направленности. Также театрализованная деятельность рассматривается как важное средство развития детской речи, поскольку в ней совершенствуются все его стороны: словарь, звуковая культура речи, грамматический и интонационный строй, связная речь. Поэтому в своей работе по формированию языковой культуры речи я выбрала театрализованную деятельность. Мною создан кружок «Сказка» по театрализованной деятельности в средней группе, целью которого является воспитание чувства гордости и любви к России, к ее народной культуре и людям, создающим ее. При создании кружка перед собой я поставила следующие задачи:
Работа кружка предполагает проведение четырех занятий в месяц, во второй половине дня, продолжительностью 20 минут. На занятиях дети рассматривают русские национальные костюмы, сравнивают их с национальными костюмами других народов, ищут сходство и различие. Готовят театральные постановки русских народных сказок, адаптированные для большего количества участников. Например, в прошлом году были поставлены и представлены на суд зрителей (дошкольников, родителей) следующие музыкальные спектакли: «Избушка ледяная и лубяная», «Теремок». В ходе подготовки к спектаклям дети отгадывают загадки на содержание сказок, разучивают роли-диалоги и роли-монологи, что способствует развитию культуры речи. Развитие речи также осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни. Театрализованные игры используются мною в ходе непрерывно образовательной деятельности; стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки). Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них. Большую роль в развитии речи у детей играет фольклор, народные игры, которые я использую в совместной деятельности с детьми. Большое место отвожу формированию навыков общения и умению вести диалог. Для этого в режимных моментах использую шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки. На прогулке дети проверяют народные приметы, с радостью играют в народные игры с использованием текста ( «Волк и гуси», «Прятки»). В своей работе организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения. В группе создан «Уголок речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям: - Для формирования грамматического строя речи "У кого похожая картинка?", "Подбираем рифму", "Загадки-описание" и т.д. - На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?». - В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д. Театрализованная деятельность используется в самостоятельной деятельности детей. В группе создан «Театральный уголок», где представлены различные виды театров: (би-ба-бо, пальчиковый, театр масок, театр резиновой игрушки и т. д.). Участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческие способностей. Развивается социальная активность детей, память и воображение, формируются чувство коллективизма, коммуникабельность. Особое внимание в своей работе уделяю взаимодействию с семьей. Родители являются не только зрителями или сторонними наблюдателями, но и участвуют в работе над театрализацией. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов, разучивают роли, читают книги, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир. Результатом работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской народной культурой»; серия занятий, способствующих приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста. Оформлены картотеки русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни); разработаны консультации для родителей: «Роль народного-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания»; рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Семейный музей» и др.
|