Использование теневого театра в системе педагогической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. |
Театральные занятия | |||
Автор: Сенченко Анна Юрьевна | |||
28.10.2019 18:23 | |||
Использование теневого театра в системе педагогической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Театр теней является одним из доступных видов искусства для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В каждом дошкольной образовательной организации есть театральные уголки, но не во всех театральных уголках есть такой вид театра как театр теней. В основном отдается предпочтение кукольному, пальчиковому, перчаточному театру, бибабо, популярность приобретает и магнитный театр. На мой взгляд, теневой театр необходим в дошкольной образовательной организации для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в нем есть большие преимущества. Театр теней раскрывает художественно — эстетическое развитие, воспитывает творческую личность, у дошкольников развивается творческое воображение, мышление, моторика рук, речь. Театр теней помогает ребенку преодолеть застенчивость, робость, страх перед публикой, ведь за ширмой его совсем не видно. Нельзя забывать, что работа с дошкольниками ограниченными возможностями здоровья требует от педагога индивидуального подхода, ведь каждый ребенок особенный по — своему. И как тяжело дошкольникам с ограниченными возможностями достичь успеха, ведь каждый шаг к положительному результату дается с трудом. И по этой причине, не целесообразно вовлекать дошкольников сразу в постановку театрализованной деятельности, т. к. можно достичь обратного результата. Ребенок замкнется или вовсе отстранится, если столкнется с непреодолимой для него задачей. В связи свыше сказанным хочу отметить, что использование теневого театра, в коррекционной группе дает каждому дошкольнику с ограниченными возможностями здоровья в индивидуальном развитии большие преимущества и здесь обязательно важен индивидуальный подход к дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый дошкольник с ограниченными возможностями здоровья нуждается в общении с искусством театра теней в дошкольной образовательной организации. Если дошкольники видят движения теней в представлении, то у них развивается мышление, воображение, совершенствуется восприятие. Теневой театр почти всегда побуждает заинтересованность у дошкольников. Вызывает яркие эмоции, чувства, фантазия и воображение дошкольника подсказывает, во что превращается тень, и руки невольно сами стремятся испробовать создать волшебные тени. Наиболее самое важное, то, что в спектаклях теневого театра теней активное участие могут принимать дошкольники. Игры с плоскими силуэтами кукол формирует слаженность движений персонажа с проговоренным текстом, игра руками — развивает ловкость рук, зрительную память, мышление. Так, чтобы использовать театр теней в работе дошкольной образовательной организации, с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья необходимо знать организацию работы с теневым театром. 1)Необходимо изготовить устойчивую и вместительную конструкцию теневого театра, т.к. дошкольники с ограниченными возможностями не всегда ловкие, и кому-то из дошкольников нужно чуть больше пространства. Так же нельзя забывать, что бы теневой театр находился на одном уровне с дошкольниками, и дошкольники, чтобы сильно не утомлялись, для удобства сидели бы на стуле. 2)Необходимо изготовить вырезанные силуэты для плоскостного — кукольного театра, для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья лучше изготовить единую фигуру без дополнительных подвижных частей. При управлении фигурой важно учесть, что бы дошкольник располагал фигуру близко к экрану, для передачи четкого образа. Необходимо подготовить карточки с пальчиковым (ручным) театром теней, где изображены как, складывать пальцы рук в ту или иную фигуру. Изучение фигур нужно начинать с самых простых фигур, можно использовать прием «рука в руке». 3)Необходимо элементарное знание текста по ролям дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, можно использовать чтение текста взрослым, если дошкольник испытывает затруднение, а дошкольники в свою очередь выполняют движения в соответствии с текстом. Изучение текста дошкольниками должно быть многократным, вначале возможно использовать просмотр мультимедии, пересказ по картинкам (можно использовать для наглядности магнитный театр, настольный театр). 4)Необходимо для лучшей гибкости пальцев рук перед началом игры с театром необходимо размять пальцы рук. Для этого можно использовать массажные шарики «су — джок», пальчиковую гимнастику, шнуровки. Развитие гибкости пальцев дает возможность быстро, ловко складывать пальцы рук в фигуры. 5) Необходимо создать особую атмосферу, нужно затемнить помещение шторами, что бы был полумрак. Зимой если то лучше в вечернее время. Источник света должен находиться между дошкольником и конструкцией теневого театра. Закрепить лампу можно с боку на столе. В основном вышеперечисленные педагогические подходы в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья взаимосвязаны между собой.
|