«Развитие выразительности речи через театральную деятельность» |
Театральные занятия | |||
Автор: Сагитова Альмира Ахмадеевна | |||
13.07.2018 10:46 | |||
«Развитие выразительности речи через театральную деятельность» Учитель-логопед Сагитова Альмира Ахмадеевна МАДОУ комбинированного вида детский сад «Сказка» г. Баймак В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Сегодня, проблема речевого развития детей в логопунктах особенно волнует специалистов и воспитателей. Известно, что у детей с нарушениями речи имеются и другие более сложные отклонения, неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная дифференцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия. Что касается самой речи, то “страдает” не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирование речи, а также речевой аппарат. В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности: музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
Участвуя в них дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр на своих занятиях я руководствуюсь рекомендациями программы коррекционного обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставлю перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы — от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами. По результатам апробации использования театральной деятельности для повышения выразительности речи, в практической работе логопеда, у 87, 5% детей показатели уровня формированности связного речевого высказывания повысились. Детям очень нравятся драматизировать башкирские народные сказки. Такие как: «Медведь и лиса», «Как собака нашла себе хозяина», «Куян-малай», «Медведь и волк» и др. В этих сказках дети учатся вести диалоги на башкирском языке. Развивается выразительность речи. Воспитательное значение театрализованной игры состоит в развитии эмоций, познавательной деятельности с одной стороны и решений коррекционных задач с другой стороны. В каждой театрализованной игре есть сюжетный замысел, и ролевые действия. Ведущая роль в них принадлежит логопеду. Роль логопеда служит образом для подражания. Дети наблюдают, как говорит логопед имитируя ролевые движения сказочных персонажей. Развивая мелодико-интонационную выразительность и плавность речи использую любые моменты из жизни группы для упражнений различном интонировании слов. В логопункт нашего МАДОУ поступают дети с различными видами речевой недостаточности: ОНР, ФФН, заикание и т.д. Иногда речевой дефект является весьма стойким и сочетается с различными развитиями психической деятельности. Для занятий с такими детьми особенно тщательно подбираю материал и строю занятия в виде театрализованного развлечения. Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Детям особенно нравятся разные виды театра. Они сами, хоть им и трудно, стараются драматизировать сказки. Здесь у них развивается сила голоса, речь. Сказки приносят радость детям. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:
Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. Итак, формирование связного речевого высказывания у дошкольников происходит эффективнее в процессе специально организованных занятий, основанных на использовании театральной деятельности, при этом важнейшей составляющей логопедической работы является активизация коммуникативно-эмоциональной сферы детей в процессе свободного общения, творчества и игры. Особенно важно отметить, что процесс овладения ребенком связным высказыванием во многом определяется уровнем его активности, заинтересованности и эмоциональной включенности в процесс занятия. Даже застенчивые, неуверенные в себе дети, становятся смелее, раскрепощённые, уверенные. Значение театральной деятельности высока, значит и дальше продолжим эту работу, добавляя новые виды театральной деятельности.
|