Творческое развитие дошкольников посредством театральной деятельности |
Театральные занятия | |||
Автор: Чаусова Ольга Анатольевна, Згурськая Елена Анатольевна, Фролова Екатерина Валентиновна | |||
08.10.2017 09:00 | |||
Творческое развитие дошкольников посредством театральной деятельности Авторы:
Воспитатели Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа "Детский сад №2 "Лучики" комбинированного вида" Кемеровская область, г. Киселёвск Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Эмоциональная отзывчивость дошкольника формируется через общение к искусству, музыке. Литературе. Но игра является основной деятельностью дошкольного возраста. Игровая деятельность сохраняет своё значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Игры и игровые упражнения повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, повышают эмоциональную активность. И, как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Занятия театрализованной деятельностью позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных особенностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и прочее. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны языка. При этом выход «к зрителям», который и для взрослого человека является испытанием, требует особой подготовки. Детям нравится разыгрывать небольшие этюды, перевоплощаться в героев знакомых сказок. Они с удовольствием участвуют в создании декораций, оформлении сцены. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Целью работы по организации театральной деятельности в нашей группе является развитие творческих способностей дошкольников. Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
I.2. Деятельность с детьми строится на следующих принципах:
Работа по организации театральной деятельности строится с учетом поставленных задач. В группе создаётся театральный уголок В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, разнообразные виды театра, музыкальные инструменты, костюмы и атрибуты для спектаклей. Его содержание постоянно пополняется при активном участии родителей воспитанников, а также путем организации совместной деятельности воспитателя и детей по художественному творчеству (изготовление костюмов, декораций к маленьким представлениям). В играх используется музыка, которая подчёркивает характер героев и помогает ребятам имитировать движения персонажей. При этом совершенствуется чувство ритма. А движения, в свою очередь, повышают активность речедвигательного анализатора, «балансирует» процессы возбуждения и торможения. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. В играх используется музыка, которая подчёркивает характер героев и помогает ребятам имитировать движения персонажей. При этом совершенствуется чувство ритма. А движения, в свою очередь, повышают активность речедвигательного анализатора, «балансирует» процессы возбуждения и торможения. Все эти показатели не поучаются просто так, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы, важным элементом которой является разработанный учебно-тематический план. Практический материал распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы — от понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать текст интонационно, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с другими участниками. Материал по организации театральной деятельности должен быть спланирован с учетом постепенного усложнения: от организации бесед и занятий, ритмопластики и культуры речи, до создания спектаклей и постановок. Особое место в перспективном планировании уделяется ритмопластике, которая включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Разработан ряд игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В работу над культурой и техникой речи включены игры со словом, развивающие связанную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
Для удобства в работе с детьми созданы картотеки игр и упражнений, которые постоянно пополняются. В совместной деятельности воспитателя и детей активно используется театральная игра. Она направлена не столько на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все театральные игры условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх. В играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. Одна из ведущих ролей в них принадлежит воспитателю. Дети вначале являются зрителями; они не могут сразу и в полном объёме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь воспитателя на этом этапе служит образом для подражания. Ребята наблюдают, как педагог говорит, действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Особое внимание при этом уделяется анализу сюжета игры, характеристика действий, совершаемых предметами; явлениям, их значению. Дошкольники сравнивают героев, выявляют отличительные признаки предметов, которые «оживают» в театрализованных играх. Воспитатель организует различные упражнения. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения. Наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются. «входят в образ», овладевают средствами выразительности. Дошкольники начинают чувствовать ответственность за успех игры. Большое значение придаётся оформлению театрализованных игр, обсуждению атрибутов, костюмов. Ребята с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок. Подготовить его для малышей, родителей. При организации игр используются куклы разных систем. Кукла может все или почти всё, и дети с нетерпением ждут встречи с ней. Она творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество дошкольников, корректирует их поведение. Встреча с театральной куклой помогает ребёнку расслабиться, снять напряжение, воспитывает доброту, создаёт радостную атмосферу. Работа над спектаклем начинается со знакомства с куклами. Дети держат их в руках, рассматривают. Затем разучиваются сценки маленькими фрагментами (потешками, песенками, стихами), чтобы каждый ребёнок мог попробовать себя во всех ролях. Участие в кукольных спектаклях помогает дошкольнику поверить в свои силы. Осознать возможности. Управление куклами не сложное, но требует собранности и внимания. Играя с куклой, дети сами находят её выразительные возможности, способствующие созданию образа. Именно необычность кукол – марионеток побуждает ребёнка искать яркие выразительные интонации, будит детское воображение. Способствует развитию творческого мышления. Эти куклы. Дают возможность дошкольнику проявить себя в песенном, игровом, танцевальном творчестве и даже в импровизациях на детских музыкальных инструментах, для которых хорошо подходят куклы с «живой рукой». Они удобны для танцевальных импровизаций, дают ребёнку возможность пластикой своего тела создать образ определённого персонажа. В дошкольном возрасте театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев, трудными для разработки мизансценами, наиболее сложными в управлении куклами. Театрализованные игры дают ребятам возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах деятельности. Использование театральных кукол способствует ускорению процесса обучения. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями (ФГОС) – принцип интеграции образовательных областей. Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего. Согласно принципу интеграции задачи одной из образовательных областей осуществляется не только в процессе организации образовательной деятельности данной области, но и при организации всех видов детской деятельности других образовательных областей. Так, например, большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно-изобразительная деятельность. На занятиях художественным творчеством создаются эскизы декораций и элементы костюмов к спектаклям, оформляются пригласительные билеты, афиши и многое другое. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений). Работа воспитателя в ДОУ строится в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Совместно с инструктором по физической культуре разрабатываются сценарии физкультурных праздников и досугов. На совместных с психологом занятиях проводятся различные игры и упражнения, направленные на сплочение детского коллектива, раскрепощение стеснительных и замкнутых детей. Широко применение театральных игр на занятиях познавательного цикла и даже математических. Таким образом, можно смело заявить, что театральная деятельность охватывает все образовательные области педагогического процесса. Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента. О значении театра в воспитании детей следует рассказывать родителям на консультациях и круглых столах. Педагог может посоветовать посетить с ребенком тот или иной спектакль, потом обсудить с ним увиденное, и сделать иллюстрации. Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!
|