Выразительность речи детей дошкольного возраста посредством театра. |
Театральные занятия | |||
Автор: Булдакова Вероника Минсуровна | |||
27.08.2021 09:06 | |||
Выразительность речи детей дошкольного возраста посредством театра. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн в труде “К психологии речи” писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам”. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связанна с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывает театрализованная деятельность.
Для того чтобы детям было легче ориентироваться в выразительных средствах, необходимо проводить специальные упражнения, направленные на развитие и совершенствование речи самих детей. 1. Игры и упражнения на речевое дыхание. Надуем мыльные пузыри Цель. Развивать правильное речевое дыхание. Описание. Каждый ребенок с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает воображаемые «мыльные пузыри». Футбол. Цель: Развивать умение выдувать сильную воздушную струю Описание. К столу- «стадиону» приглашаются два ребенка. На центр поля воспитатель кладет мячик от пинг-понга. Задача каждого ребенка: постараться перегнать мячик на половину соперника. 2. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Насос. Цель: совершенствовать умение произносить звук «С» Описание: При произнесении звука язык должен находиться за нижними зубами, струя воздуха должна быть холодная. Губы в улыбке. Воспитатель предлагает ребенку длительно произнести звук «С», представляя, что так выходит воздух из насоса. Маляр. Цель: упражнять мышцы языка, отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Описание. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить. Чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубиков, когда продвигается вперёд, и не высовывался изо рта. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёба, делая движения языком вперёд – назад. 3. Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности. Придумай. Цель. Формировать умение детей произносить с разной интонацией придуманные предложения (с радостью, со страхом, с удивлением, с обидой, с безразличием) Описание. Детям предлагается придумать предложение и сказать его так, чтобы всем стало понятно с каким настроением оно сказано. Например, «Светит ярко солнышко!» (это радостное событие, произносится с радостью), «Но скоро пойдет дождь» (эти слова произносятся с грустью). Скажи с настроением. Цель: развивать умение передавать голосом различные эмоции интонацией (радость, безразличие, огорчение, удивление, страх). Педагог предлагает детям сказать с определенной интонацией предложения: «Дождь пошел», «Снег идет», «Он победил», «Цветок цветет», «Паук ползет». Но предложения должны быть сказаны так, чтобы другие дети смогли угадать эмоцию, с которой ведущий произнес слова. 4. Игра и упражнения на развитие силы голоса, темпа, речевое дыхание. Эхо. Цель: развивать силу голоса, темп, речевое дыхание. Описание. Воспитатель показывает детям картинки, а дети должны изобразить звук, которые может произносить изображенный предмет или животное. Правило: один ребенок произносит звук громко, второй тихо. Например, паровоз – один ребенок громко произносит «У-У-У», второй – тихо «у-у-у». Скороговорки. Цель: Совершенствовать чистоту произношения. Описание. С детьми заучивались и разыгрывались скороговорки Горячи кирпичи! Соскочи-ка с печи, Испеки-ка в печи Из муки калачи! От топота копыт пыль по полю летит. Ткач ткет ткани на платье Тане. Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
|