Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности»
Театральные занятия
Автор: Малащук Светлана Валентиновна   
18.08.2021 17:05

«Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности»«Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности»

Подготовила: Малащук Светлана Валентиновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 137», г. Дзержинска Нижегородской области

«Театральная деятельность – наиболее доступная ребенку деятельность и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций»

(А. В. Запорожец.)

Благодаря театрализации ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Сегодня перед педагогами поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. При наблюдении за детьми в процессе игры, выявляется большой разрыв между интересами, замыслами и их реализациями. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов). В играх — драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер", управляет "артистами". Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. В детском саду театрально-игровая деятельность детей принимает две формы: предметные игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы, фигуры, куклы бибабо настольного и кукольного театра и т.д.), или режиссерские игры и непредметные игры, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль, дети сами находятся в образе действующего лица — игры-драматизации. Именно сюжетно-ролевая игра является своеоб-разным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.

 

Скачать конспект

Во время совместных игр с взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова.

В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности — воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Таким образом, театр в дошкольной практике способен решить ряд важных проблем, таких как: формирование эстетического вкуса; нравственное воспитание; художественное образование и воспитание детей; развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения); развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монологической и диалогической); создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности; решение конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность в образовательной деятельности — это игровые приёмы и сюрпризные моменты. Сказочные персонажи помогают детям лучше усвоить знания, умения и навыки.

В совместной свободной деятельности детей и взрослых наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли в исполнении взрослых и старших детей. Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. На прогулке большие возможности для игрового развития детей. Детям предоставлены свобода передвижения, пространство для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов. Если применять в работе фольклорный материал, то стимулируется эмоциональное проявление детей, развивается связная речь. Уже с первых игр дети учатся создавать элементарную предметно-пространственную среду: готовить необходимый игровой материал, принимают непосредственное посильное участие в оборудовании места для игры.

Н. Карпинской была разработана методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях.

При организации игр-драматизаций большое значение придается предварительной работе, которая начинается с занятия по ознакомлению с художественной литературой. Дети любят, когда им читают сказки. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов. Поэтому важно найти нужные средства выразительности: интонацию, мимику, жесты. Для этого можно использовать метод наблюдения за повадками животных, вместе с детьми имитировать их движения, передавать голосом различные состояния (страх, радость, удивление, ласку). В средней группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. С этой целью я проводила ролевые игры: «Наседка и цыплята», «Зайчиха и зайчата» и другие. На занятиях разыгрывали небольшие сценки из детского быта, организовывали игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского и др.

Для обогащения игрового опыта детей мной была проведена предварительная работа: посещение театральных представлений в ДОУ; рассматривание игрушек, сюжетных картинок и иллюстраций к сказкам; комплексы сюжетной утренней гимнастики – «Поход в лес», «Дрессированные собачки», «Бабочки», «Зоопарк», «В гости к елочке»; разучивание танцевальных движений и пение детских песенок; использование раскрасок и разрезных картинок по сказкам; пересказ сказок детьми, с опорой на мнемотаблицы и героев настольного и магнитного театра; ряжение в костюмы героев сказок для игр — драматизаций; подвижные игры на прогулке «Курочка и цыплята», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Зайцы и волк», «Кот и мыши»; разучивание народных игр «Ходит Ваня», «Заинька, попляши», «Паучок»; хороводные игры «По ровненькой дорожке», «Зайка шел», «Раздувайся, пузырь», «Ровным кругом»; разучивание пальчиковых игр: «Репка», «Мы хотим построить дом», «У оленя дом большой», «Аленка-маленка»; беседы с детьми о безопасности дома и на улице с использованием героев и сюжетов этих сказок. А еще в работе с детьми я использовала этюды и упражнения, развивающие у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение): на развитие внимания и памяти: «Кто пришел первым», «Назови соседа»; на развитие воображения: «Предположим, что…» (Например, пошел дождь, дует сильный ветер, стало очень холодно), «Прогулка в лес» (перешагиваем через лужи, перепрыгиваем через овраг, подлезаем под поваленные деревья, нюхаем цветочки и т.д.); на точность и выразительность движений и жестов: «Лесные звери» (как ходит медведь, волк, лиса, прыгает заяц, ежик свернулся клубком), «Отгадай, кто я, что я делаю» (по выполняемым движениям назвать персонаж, например: врач слушает больного, киска лакает молоко); на выражение основных эмоций: «Лиса и заяц» (лиса хитрая, иногда добрая, заяц быстрый, трусливый); «Медведица и медвежата» (медвежата проголодались и просят есть — ласково просят, ноют, сердито требуют и даже приказывают); «Медведь в берлоге» (Пригрело солнышко. Снег начал таять и попала медведю в берлогу вода.). Этюды помогают детям развивать свое творчество. Я предлагала детям изобразить отдельные эпизоды из любимых сказок. Например: показать, как Лиса выбрасывала рыбку с воза; как Волк ловил рыбку и приговаривал; как Лиса строила избушку ледяную, а Заяц – лубяную. Благодаря таким игровым импровизациям, у ребенка постепенно развиваются творческие способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.

Для мотивации детей я применяла вопросно-ответную форму общения по сюжету произведения. Например: «Кто является главным героем сказки В. Сутеева «Ёлка?», «Почему сломался теремок?», «Кого на своём пути встречал Колобок?» и др. А также включала в работу с детьми прослушивание звукозаписей: детских сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики» и т.д.

Во время проведения режимных моментов (кормление, одевание, умывание, подготовка ко сну) я использую потешки, прибаутки, стихи, которые помогают установлению между мной и ребенком эмоционального контакта. Для закрепления полученных знаний предлагаю детям игровые ситуации. Например: приношу куклу, у которой испачканы руки и лицо. Объясняю детям, что кукла Маша гуляла на улице, оступилась и упала в грязь. Нужно ей помочь, но как? Дети подсказывают, что куклу нужно вымыть. Предлагаю им самим вымыть Машу. Распределяю между ними действия: Ваня нальет воду в таз, Даша подкатает кукле рукава, и т.д. Видя, что интерес к игре не ослабевает, предлагаю напоить куклу чаем. Дети продолжают игровые действия с куклой. Незаметное изменение ситуации делает игру продолжительной и интересной. Путем ис-пользования в подобных ситуациях игрушек, изображающих живых существ, я стараюсь воспитать в детях сочувствие к попавшему в беду, желание помочь, сострадание. Для того чтобы заложить в сознании детей представления о положительном и отрицательном поведении, провожу игры-инсценировки, в которых использую элементы театрализации, показываю детям ситуации, характерные для их возраста. В этих ситуациях малыши помогают игрушкам своими советами. Например: приношу в группу зайку Коську, который горько плачет и медвежонка Топтышку. Медвежонок обидел зайку, толкнул его. Дети по одному и все вместе объясняют медвежонку, как нехорошо толкаться. Топтышка просит прощения у зайки.

Музыка, рисование и театр настолько тесно взаимосвязаны, что порой бывает трудно определить доминирующий вид деятельности. Например, можно использовать приём озвучивания, когда малыши, разучивая песенки, исполняют их от лица персонажа пальчикового или перчаточного театра. Или в гости приходит игрушка — персонаж песни, чтобы послушать, как дети про него поют. В рамках занятия в средней группе на тему «Домашние животные» театрализованная деятельность в виде театра масок. На занятии «Овощи с огорода» можно использовать элементы театра на магнитах из сказки «Пых»: грядки с капустой, свеклой, морковкой, да репкой желтенькой. На занятие по рисованию к детям может придти, например: «Королева – кисточка», показать приемы рисования, рассказывая удивительную сказку. Из природных материалов можно сделать фигурки животных и разыграть с ними фрагмент из знакомой сказки, а также можно использовать пальчиковый или настольный театр, например, при разыгрывании сюжета о том, как медведь, волк, белка, синица ищут свои домики. Особое место занимает использование театрализации на праздниках и развлечениях. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Важно использовать прием «секретности». По секрету от других детей репетировать инсценировки, индивидуальные танцы, стихи. Родители тоже должны быть вовлечены в эту «секретность». Если театр в классическом варианте начинается с вешалки, то в детском саду он начинается с атрибутов. В нашей групповой комнате оборудован театральный уголок: все куклы выставлены на доступное детям место, разложены различные виды театров, маски; изготовлены настольные ширмы разной тематики и ширмы по росту детей, приобретены различные костюмы и изготовлены атрибуты к сказкам. При построении развивающей среды особое внимание уделяется соблюдению принципа комплексирования и гибкого зонирования. Я стараюсь вовлекать детей в процесс творчества сочинением коротких сказок и историй: «Встреча в лесу», «Медведь и лиса», «Если бы я был волшебником». Для развития фантазии использую ди-дактическое упражнение «Придумай, что было дальше»; для активизации мыслительного процесса отгадываем загадки по сказкам. В результате этой работы у ребят формируется устойчивость интересов. Показывая сказки детям, я использовала различные виды театров, которые имеются в моей группе: пальчиковый, на палочках, настольный, театр картинок, на фланелеграфе, магнитный театр, конусный, бибабо. Уже во второй половине года в игре-драматизации я старалась учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму. Использовала обучающие упражнения, например: «Представь себя маленьким зайчиком (лисенком, медвежонком, волчонком и т.п.) и расскажи о себе».

Работая над интонационной выразительностью речи, предлагала исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица Козы, то от лица Волка; произносить специально подобранные короткие стихотворения то удивленно, то насмешливо. Произносить фразы: «Оторвали мишке лапу», «Это моя бабушка», «Побежал котенок по комнате» и др. — так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу вся фраза. Я предлагала ребенку попросить у друга игрушку: вежливо, требовательно, с обидой; задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки из сказки «Три медведя» Л.Н. Толстого, чтобы слушатели догадались, кто из медведей спрашивает; вести диалог двум детям, где они задают друг другу вопросы от лица зайца, лисы, медведя и т.д. Для развития выразительности движений я предлагала детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа из прочитанной сказки или рас-сказа по выбору детей; от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку); изобразить прогулку семейства трех медведей. Также разработала игровые задания и ситуации, способствующие творческому проявлению дошкольников. Например: «Лисичка подслушивает» (Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят); «Ловим бабочек» (подкрасться, протянуть руки, накрыть ладошками); «После дождя» (осторожно пройти, не замочив ноги, или прыгать по лужам, чтобы брызги летели в разные стороны); «Отгадай, кто я» (ребенок жестами, мимикой, звуками и движениями изображает кого — то или что — то, а остальные дети отгадывают). А также можно детям поздравить куклу Машу, развеселить грустного Мишутку, помочь Каркуше. Работая Такие игры развивают творческие способности детей. Прежде чем начать работу по драматизации сказок, я с группой наиболее активных детей старалась показывать простейшие сказки, используя настольный театр: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Три поросенка». С малоактивными детьми я драматизировала произведения, в которыхнебольшое количество действий, например: «Кисонька – мурысенька», «Солнышко и дождик», «Два веселых гуся», «Солнышко – ведрышко», «Зайчишка – трусишка», «Идет лисичка по мосту» и др. С этими потешками я предлагала детям моей группы выступать друг перед другом, используя сюжетно – ролевую игру «Театр». Ребята с большим интересом стали слушать сказки, имитировать движения зверей, произносить звукоподражания, наряжаться в юбочки, фартучки, косыночки, шапочки, шляпки из театрального уголка, использовать эти наряды в самостоятельной деятельности в игровом уголке, в сюжетно – ролевых играх, при драматизации эпизодов из любимых сказок. Кроме этого, я знакомлю детей с театральными профессиями. Дети имеют элементарные представления о том, что делают актеры, гримеры, режиссеры, костюмеры, осветители. Мы привлекаем родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. Провела консультации для родителей на тему: «Роль игры в семье»; «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей ребенка»; «Воспитание сказкой». Разработала и провела анкетирование на тему: «Театр и дети», цель которого: выявить степень заинтересованности родителей в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность и определить дальнейшее направление работы с детьми по данной теме.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети пропускают через себя разные события из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год