«Развитие речи через театрализованную деятельность» |
Театральные занятия | |||
Автор: Бикбаева Наталья Андреевна | |||
28.08.2021 08:06 | |||
«Развитие речи через театрализованную деятельность» Театрализованная деятельность — это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности и успешности ребенка. Изучив работы современных педагогов Л. В. Артемовой, Т. Н. Дороновой, Л. В. Венгера. Также я опиралась на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание». Выделила цель: Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. В ходе организации театрализованной деятельности с дошкольниками можно решить разнообразные задачи развития детей. Хотелось бы выделить, такие как развитие всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. И приобщить детей к театральной культуре, обогатить их опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, профессиях, костюмах, атрибутах и терминологии.
Особенно хотелось отметить такие формы работы с детьми как словесные, настольные и подвижные игры с элементами драматизации. На занятиях по обучению грамоте с помощью театрализованных игр, дети могут научиться правильному произношению звуков. Например, при произношении звука «ж» я использовала театрализованную игру «Медведь и пчелы». Они способствуют устранению нарушения звукопроизношения. В организации театрализованных игр широко использовались практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации. Метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация. Все методы и приемы применялись в комплексе, развивали внимание, память, воображение. При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимают участие взрослые люди, воспитатели и родители. Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств, таких как мультимедийная аппаратура и т.д. Большое значение в организации и театрализованной деятельности придаю созданию развивающей среды. Для этого в группе создана зона театрализованной деятельности, которая включает в себя различные виды театров (кукольный, пальчиковый, настольный и др.) прислушиваюсь к высказыванию Е. И. Тихеевой «В пустых стенах ребёнок не заговорит» … Хотелось бы рассказать о нескольких видах театра поподробнее, таких как Пальчиковом театр. Однако многие даже не подозревают о его пользе для развития дошкольника. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи и расширяет словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Мой опыт показал, что использование фланелеграфа в процессе обучения позволяет: Целенаправленно развивать связанную речь т.к. использование картинок, символов, схем выкладываемых на фланелеграфе в целом развивает речемыслительную деятельность детей. В настольном театре в отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят». Показывая с дошкольниками такой спектакль, мы изображаем, как персонажи фыркают, дрожат, падают и т.п. – т.е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения, но отсутствуют в книге. Театр кукол би-ба-бо или театром «Петрушки» Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. Побуждает к импровизации средствами мимики и интонации. Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера, и надо дать ему возможность сыграть на прекрасной сцене детства эти сто ролей» (Януш Корчак). Практика показала, что теневой театр положительно влияет на процесс обучения, способствует воспитанию и развитию дошкольников. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Режиссёрская игра, в которой ребенок исполняя роль, особенно вступая в диалог с другим ребенком ставит его перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Для работы с детьми я разработала и апробировала инсценировки сказок на новый лад, направленные на развитие умения передавать свои чувства, впечатления словами, на владение своим голосом и телом. Игра драматизация – это импровизация на основе литературного текста с внесенными в него новыми изменениями, в которой ребенок принимает на себя роль персонажа и передает ее через слово и движение. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация. Трудности, с которыми я столкнулась при использовании данного опыта. 1.- что делать, если ролей не хватает на всех детей; 2. — кто будет играть отрицательных персонажей? Первая трудность вполне решаема. Я дополняю новыми ролями, чтобы охватить всех детей (сказки на новый лад) Вторая же трудность решается несколько сложнее, поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются и дети, в большинстве случаев не хотят играть злых и жестоких. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли. Следующим этапом было проверить эффективность моей работы. Для обследования развития связной речи детей дошкольного возраста использую методику О. С. Ушаковой. Результаты показали, что речевая активность детей возросла в среднем на 33%. При этом улучшение по основным программным направлениям речевого развития составило: формирование словаря – 22%; грамматический строй речи – 35%; связная речь – 43%. За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт. Также умение договариваться и разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. С участием моих воспитанников прошел праздник осени. После выступления ребята обретали уверенность в себе, речь их становилась отчетливой и яркой. К постановкам спектаклей, привлекались родители, им давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям. Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то – театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Ведь театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Список литературы:
Бикбаева Наталья Андреевна воспитатель, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 126
|