Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие речи через театрализованную деятельность»
Театральные занятия
Автор: Бикбаева Наталья Андреевна   
28.08.2021 08:06

«Развитие речи через театрализованную деятельность»«Развитие речи через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность — это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности и успешности ребенка. Изучив работы современных педагогов Л. В. Артемовой, Т. Н. Дороновой, Л. В. Венгера. Также я опиралась на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание». Выделила цель: Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

В ходе организации театрализованной деятельности с дошкольниками можно решить разнообразные задачи развития детей. Хотелось бы выделить, такие как развитие всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. И приобщить детей к театральной культуре, обогатить их опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, профессиях, костюмах, атрибутах и терминологии.

 

Скачать конспект

Особенно хотелось отметить такие формы работы с детьми как словесные, настольные и подвижные игры с элементами драматизации. На занятиях по обучению грамоте с помощью театрализованных игр, дети могут научиться правильному произношению звуков. Например, при произношении звука «ж» я использовала театрализованную игру «Медведь и пчелы». Они способствуют устранению нарушения звукопроизношения.

В организации театрализованных игр широко использовались практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации. Метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация. Все методы и приемы применялись в комплексе, развивали внимание, память, воображение. При этом процесс воспитания получается естественным.

Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимают участие взрослые люди, воспитатели и родители. Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств, таких как мультимедийная аппаратура и т.д.

Большое значение в организации и театрализованной деятельности придаю созданию развивающей среды. Для этого в группе создана зона театрализованной деятельности, которая включает в себя различные виды театров (кукольный, пальчиковый, настольный и др.) прислушиваюсь к высказыванию Е. И. Тихеевой «В пустых стенах ребёнок не заговорит»

Хотелось бы рассказать о нескольких видах театра поподробнее, таких как Пальчиковом театр. Однако многие даже не подозревают о его пользе для развития дошкольника. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи и расширяет словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие.

Мой опыт показал, что использование фланелеграфа в процессе обучения позволяет: Целенаправленно развивать связанную речь т.к. использование картинок, символов, схем выкладываемых на фланелеграфе в целом развивает речемыслительную деятельность детей.

В настольном театре в отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят». Показывая с дошкольниками такой спектакль, мы изображаем, как персонажи фыркают, дрожат, падают и т.п. – т.е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения, но отсутствуют в книге.

Театр кукол би-ба-бо или театром «Петрушки» Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. Побуждает к импровизации средствами мимики и интонации.

Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера, и надо дать ему возможность сыграть на прекрасной сцене детства эти сто ролей»

(Януш Корчак).

Практика показала, что теневой театр положительно влияет на процесс обучения, способствует воспитанию и развитию дошкольников. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Режиссёрская игра, в которой ребенок исполняя роль, особенно вступая в диалог с другим ребенком ставит его перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Для работы с детьми я разработала и апробировала инсценировки сказок на новый лад, направленные на развитие умения передавать свои чувства, впечатления словами, на владение своим голосом и телом. Игра драматизация – это импровизация на основе литературного текста с внесенными в него новыми изменениями, в которой ребенок принимает на себя роль персонажа и передает ее через слово и движение.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация. Трудности, с которыми я столкнулась при использовании данного опыта. 1.- что делать, если ролей не хватает на всех детей; 2. — кто будет играть отрицательных персонажей? Первая трудность вполне решаема. Я дополняю новыми ролями, чтобы охватить всех детей (сказки на новый лад) Вторая же трудность решается несколько сложнее, поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются и дети, в большинстве случаев не хотят играть злых и жестоких. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли. Следующим этапом было проверить эффективность моей работы.

Для обследования развития связной речи детей дошкольного возраста использую методику О. С. Ушаковой. Результаты показали, что речевая активность детей возросла в среднем на 33%. При этом улучшение по основным программным направлениям речевого развития составило: формирование словаря – 22%; грамматический строй речи – 35%; связная речь – 43%. За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт. Также умение договариваться и разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.

С участием моих воспитанников прошел праздник осени. После выступления ребята обретали уверенность в себе, речь их становилась отчетливой и яркой.

К постановкам спектаклей, привлекались родители, им давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то – театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Ведь театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

Список литературы:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада — М., КНОРУС", 2003г.
  2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. — М., 1972.
  3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. — М., "КНОРУС", 2007.

Бикбаева Наталья Андреевна

воспитатель,

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 126

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год