Автор Лимонова Татьяна Владимировна Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоническое целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. Театрализованная деятельность является средством всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста. Она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе и театру. Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, поэтому театрализованная деятельность является важным средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности и общения детей. В литературе эмпатия определяется, как умение распознать состояния человека по мимике, выразительными движениями и речи, ставить себя на место другого в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова и др.)
Ф. Шиллер уже более 200 лет назад сказал: «Самая настоятельная потребность времени – развитие способности чувствовать… потому, что она служит средством к внедрению лучшего понимания… Чем больше разовьется впечатлительность, чем она подвижнее, тем больше форм создаст он (человек) вне себя, чем большей силой и глубиной будет обладать его личность, тем большую свободу приобретет его разум». Театральная деятельность, как средство развития эмоций дошкольников недооценивается. Обычно театрализованная деятельность используется для развития творческих способностей детей, а эмоциональной выразительности уделяется не так много внимания. Вот поэтому я считаю свою тему актуальной. Занимаюсь театральной деятельностью, которая приносит радость и естественным образом за счет богатых внутренних резервов благоприятно влияет на развитие и формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в театрализованной деятельности в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоций в театрализованной деятельности, очень актуальна и важна. На современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет одну из основных задач педагогики и психологии. Люди зачастую страдают недостатком коммуникативной культуры, проявляющейся как в характере собственных поступков, так и в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей, не сочувствуют и не сопереживают. Чтобы воссоздать, выразить свои чувства и понять чувства другого, необходима развитая эмоциональная, чувственная сфера личности. Развитие чувственной сферы личности – одно из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследователи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, Е. Изард, Л.П.Стрелкова, А.И. Волков и многие другие. Наблюдая за детьми своей группы в разных видах деятельности, и в разных типах поведения, а также, анализируя диагностические исследования психолога, мы пришли к выводу, что эмоциональная сфера детей недостаточно развита. В играх дети часто демонстрировали агрессивность, в общении показывали низкую степень понимания эмоционального состояния других людей. В беседах с детьми также выяснилось, что многие дети не воспринимают графического изображения эмоциональных состояний, что соответствует слабой выраженности проявляемых эмоций и плохо развитому умению осознавать свои собственные эмоции. Это позволяет сделать вывод о том, что эмоциональная сфера детей моей группы была недостаточно сформирована, и необходимо осуществлять работу по эмоциональному развитию детей. Учить узнавать переживания по внешним выражениям: мимики, жестам, позе, интонации, формировать умение произвольно выражать разные эмоциональные состояния, используя для этой возможности различные виды детской деятельности. На сегодняшний день, вопрос о выборе методов и средств развития эмоций является актуальным. В последнее время представители различных наук (педагогической, психологической, искусствоведческой), а также педагоги практики обратили внимание на влияние «взрослого» искусства на детей. Было доказано, что дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости произведений искусства: литературы, изобразительного искусства, музыки и т.д. и одним из средств развития и формирования эмоциональной сферы детей является театрализованная деятельность. (Работы Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Т. С. Комаровой и др.). Театрализованная деятельность, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое положительное воздействие на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную, развивающую функции. Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоническое целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. Театрализованная деятельность является средством всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста. Она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе и театру. Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, поэтому театрализованная деятельность является важным средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности и общения детей. В литературе эмпатия определяется, как умение распознать состояния человека по мимике, выразительными движениями и речи, ставить себя на место другого в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова и др.) Ф. Шиллер уже более 200 лет назад сказал: «Самая настоятельная потребность времени – развитие способности чувствовать… потому, что она служит средством к внедрению лучшего понимания… Чем больше разовьется впечатлительность, чем она подвижнее, тем больше форм создаст он (человек) вне себя, чем большей силой и глубиной будет обладать его личность, тем большую свободу приобретет его разум». Театральная деятельность, как средство развития эмоций дошкольников недооценивается. Обычно театрализованная деятельность используется для развития творческих способностей детей, а эмоциональной выразительности уделяется не так много внимания. Вот поэтому я считаю свою тему актуальной. Занимаюсь театральной деятельностью, которая приносит радость и естественным образом за счет богатых внутренних резервов благоприятно влияет на развитие и формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в театрализованной деятельности в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоций в театрализованной деятельности, очень актуальна и важна.
|