УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Курцевич Лидия Викторовна | |||
27.10.2021 23:13 | |||
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Курцевич Лидия Викторовна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 г. Томска Опираясь на данные современной педагогики в области экологического образования дошкольников, мы сделали предположение, что наиболее эффективными в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста являются следующие педагогические условия:
Вопросы руководства экологиизацией предметно-пространственной среды в дошкольном образовании нашли наиболее полное отражение в работах авторов С.Н. Николаевой и Н.А. Рыжовой [6]. Процесс экологизации предметной среды, по мнению Н.А. Рыжовой, должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей, считает Н.А. Рыжова, является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации положений новой парадигмы об универсальности и самоценности природы [6].
Экологическая развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Экологизация развивающей среды – это насыщение природными элементами и объектами пространства жизнедеятельности дошкольников. С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:
Таким образом, экологизация развивающей предметной среды должна способствовать реализации всех компонентов образования: познавательного, нравственного, ценностного и деятельностного. В детском саду экологическая развивающая среда может быть организована как из традиционных, так и нетрадиционных элементов [3]. К традиционным элементам экологической развивающей предметной среды относятся: уголок природы; огород и сад (огород во дворе дошкольного учреждения, мини-огороды на окнах, огороды в теплицах, парниках); зимний сад. Нетрадиционные элементы экологической развивающей предметной среды это: экологическая комната; лаборатория; альпийская горка; экологическая тропинка; мини-ферма; экологическая библиотека; двор-парк. Для проведения разнообразной педагогической работы растения и животные можно по-разному располагать, группировать в специально созданные «экологические пространства». Экологическое пространство – это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное значение [1]. Наиболее распространенным традиционным элементом развивающей среды является групповой уголок природы, главное преимущество которого – непосредственная близость его обитателей к детям, что позволяет воспитателю использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий [1]. Для организации уголка природы не требуется большого пространства, его можно организовать в групповой комнате или в раздевалке. Постоянными обитателями уголка природы в детском саду являются комнатные растения. Они интересны тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Все это делает их ценным дидактическим материалом, а следовательно, и одним из обязательных объектов уголка природы. Растения дают богатую пищу для наблюдений, сравнений и размышлений, требуют постоянного труда, который в большинстве случаев несложен и вполне доступен детям дошкольного возраста [4]. При подборе обитателей уголка природы необходимо учитывать возрастные особенности детей, которым адресован уголок, а также ряд требований:
Огород на территории дошкольного учреждения также является элементом традиционной развивающей среды инаиболее характерен для небольших городов и поселков. Наличие огорода в детском саду является одним из условий, которое необходимо для формирования экологической культуры дошкольников. Огород способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Традиционно его используют с целью выработки у дошкольников трудовых навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами [3]. Однако огород – это прекрасная возможность для экологического образования, он способен расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, через разнообразную деятельность в огороде, можно познакомить детей с правилами выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Дошкольным учреждениям, находящимся вблизи крупных промышленных объектов, автотрасс с интенсивным движением не рекомендуется на своей территории разбивать огород, и тем более, употреблять в пищу выращенные овощи. Второй вопрос экологической безопасности, который может быть рассмотрен на примере огорода – это выращивание растений без химических удобрений, использование в качестве защиты растений биологические методы и средства, в качестве удобрений — перегной и компост [5]. Огород предполагает наличия садового инвентаря, безопасного для детей, настоящего, но соответствовать возрасту и росту детей. К нетрадиционным элементам экологической развивающей среды относится экологическая тропинка. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Специфика тропинки, находящейся на территории дошкольного заключается в небольшой ее протяженности, где основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста. Основным критерием выбора маршрута и объектов экологической тропинки является охват как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов [6]. Объектами экологической тропинки служат различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц. Следующее условие, эффективное по нашему предположению для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста — это регулярное проведение природоведческих экскурсий. Экскурсии — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения, это своего рода занятие под открытым небом, главное преимущество которого — в знакомстве с объектами и явлениями природы в естественных условиях [7]. По характеру решаемых педагогических задач выделяются четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера. Рассмотрим детально природоведческие экскурсии как условие формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях. На экскурсии решается определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсию от повседневных прогулок [7]. Образовательно-воспитательное значение экскурсий велико, так как они повышают интерес к родной природе, эстетические чувства и эмоциональное отношение. Экскурсии целесообразно организовывать на различные объекты природного окружения – луг, лес, водоем, улицу города, с тем, чтобы показать состояние природы во всем ее многообразии. Многочисленные деревья, кустарники, травянистые растения дают возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования, позволяют наблюдать за ними в различные времена года. Такие экскурсии способствуют глубокому усвоению знаний о природе, постепенное освоение знаний создает благоприятные условия для развития познавательного интереса [7]. В целях получения позитивных результатов вся экскурсионная работа должна планироваться заранее. При планировании системы экскурсий необходимо также придерживаться следующих принципов: экскурсии должны обеспечивать первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы; повторные экскурсии следует проводить тогда, когда в наблюдаемых объектах происходят заметные изменения; расширение содержания знаний, предлагаемых детям на следующей экскурсии, должно осуществляться за счет, расширения круга наблюдаемых объектов и явлений, а также за счет углубления и конкретизации информации об уже знакомых предметах и явлениях; — должна прослеживаться четкая взаимосвязь между спланированными экскурсиями [2]. Для более успешной познавательной деятельности ребенка, природоведческие экскурсии необходимо проводить систематически, не реже 1 раза в сезон. Это позволит организовать наблюдение, изучение различных объектов и явлений в естественных природных условиях. Система экскурсий позволяет, на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различными формами взаимодействия с ними, сформировать у детей осознанное и бережное отношение к объектам живой и неживой природы. Таким образом, правильно организованная экологизированная развивающая среда значительно влияет на реализацию системы экологического образования в дошкольном учреждении, создает благоприятные условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры. Регулярное проведение природоведческих экскурсий способствует приобретению знаний об объектах живой и неживой природы, пониманию взаимосвязей в природе и формированию осознанного бережного отношения к ней, и как следствие — формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Литература 1. Артамонова, О.А. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст]/ О.А. Артамонова// Длшкольное воспитание. – 1995. — №4. -С. 37-42 6. Бочарова, Н.И. Организация прогулок – походов с детьми старшего дошкольного возраста [Текст]/ Н.И. Бочарова. – Орел, 1998. – 200 с. 7. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. — Минск, 2014. – 297 с. 9. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию / О.А. Воронкевич. – СПб.: Детство-пресс, 2016. -335 с. 13. Глазачев, С.Н. Экологическое воспитание подрастающего поколения / С.Н. Глазачев. – Волгоград, 2016. – 235 с. 32. Рыжова, Н.А. Экологическая тропинка /Н. А Рыжова// Дошкольное воспитание. – 2000. – № 4. – С. 25-36 36. Симонова, Л.П. Экологическое развитие детей на экскурсии / Л.П. Симонова// Молодой ученый. — 2016. — №6. – С. 112-120.
|