Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия по Экологии
Автор: Курцевич Лидия Викторовна   
27.10.2021 23:13

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАУСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курцевич Лидия Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 г. Томска

Опираясь на данные современной педагогики в области экологического образования дошкольников, мы сделали предположение, что наиболее эффективными в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста являются следующие педагогические условия:

  1. Руководство экологизацией предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.
  2. Регулярное проведение природоведческих экскурсий.

Вопросы руководства экологиизацией предметно-пространственной среды в дошкольном образовании нашли наиболее полное отражение в работах авторов С.Н. Николаевой и Н.А. Рыжовой [6]. Процесс экологизации предметной среды, по мнению Н.А. Рыжовой, должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей, считает Н.А. Рыжова, является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации положений новой парадигмы об универсальности и самоценности природы [6].

 

Экологическая развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Экологизация развивающей среды – это насыщение природными элементами и объектами пространства жизнедеятельности дошкольников.

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

  • познавательному развитию ребенка через создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, для систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; для формирования интереса к явлениям природы, поиску ответов
  • эколого-эстетическому развитию путем привлечения внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирования умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм; отдавать предпочтение живым объектам природы, а не искусственным объектам
  • оздоровлению ребенка через использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценку экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление и озеленение территории; создание условий для экскурсий и занятий на свежем воздухе
  • формированию нравственных качеств ребенка через создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы
  • формированию экологически правильного поведения, навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе
  • экологизации различных видов деятельности ребенка через создание условий для самостоятельных игр с природным материалом, для использования природного материала на занятиях по изодеятельности и другое [7].

Таким образом, экологизация развивающей предметной среды должна способствовать реализации всех компонентов образования: познавательного, нравственного, ценностного и деятельностного. В детском саду экологическая развивающая среда может быть организована как из традиционных, так и нетрадиционных элементов [3].

К традиционным элементам экологической развивающей предметной среды относятся: уголок природы; огород и сад (огород во дворе дошкольного учреждения, мини-огороды на окнах, огороды в теплицах, парниках); зимний сад.

Нетрадиционные элементы экологической развивающей предметной среды это: экологическая комната; лаборатория; альпийская горка; экологическая тропинка; мини-ферма; экологическая библиотека; двор-парк.

Для проведения разнообразной педагогической работы растения и животные можно по-разному располагать, группировать в специально созданные «экологические пространства». Экологическое пространство – это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное значение [1].

Наиболее распространенным традиционным элементом развивающей среды является групповой уголок природы, главное преимущество которого – непосредственная близость его обитателей к детям, что позволяет воспитателю использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий [1]. Для организации уголка природы не требуется большого пространства, его можно организовать в групповой комнате или в раздевалке.

Постоянными обитателями уголка природы в детском саду являются комнатные растения. Они интересны тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Все это делает их ценным дидактическим материалом, а следовательно, и одним из обязательных объектов уголка природы. Растения дают богатую пищу для наблюдений, сравнений и размышлений, требуют постоянного труда, который в большинстве случаев несложен и вполне доступен детям дошкольного возраста [4].

При подборе обитателей уголка природы необходимо учитывать возрастные особенности детей, которым адресован уголок, а также ряд требований:

  1. Растения и животные должны быть типичны для той или иной систематической или экологической группы — это дает возможность познакомить детей с основными типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
  2. Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.
  3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
  4. Растения должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей и взрослых.
  5. Уголок природы — место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
  6. Необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и др. Размещая обитателей в уголке природы, следует так же учитывать их биологические особенности и потребности [5].

Огород на территории дошкольного учреждения также является элементом традиционной развивающей среды инаиболее характерен для небольших городов и поселков. Наличие огорода в детском саду является одним из условий, которое необходимо для формирования экологической культуры дошкольников. Огород способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Традиционно его используют с целью выработки у дошкольников трудовых навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами [3]. Однако огород – это прекрасная возможность для экологического образования, он способен расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, через разнообразную деятельность в огороде, можно познакомить детей с правилами выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Дошкольным учреждениям, находящимся вблизи крупных промышленных объектов, автотрасс с интенсивным движением не рекомендуется на своей территории разбивать огород, и тем более, употреблять в пищу выращенные овощи. Второй вопрос экологической безопасности, который может быть рассмотрен на примере огорода – это выращивание растений без химических удобрений, использование в качестве защиты растений биологические методы и средства, в качестве удобрений — перегной и компост [5].

Огород предполагает наличия садового инвентаря, безопасного для детей, настоящего, но соответствовать возрасту и росту детей. К нетрадиционным элементам экологической развивающей среды относится экологическая тропинка. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Специфика тропинки, находящейся на территории дошкольного заключается в небольшой ее протяженности, где основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста. Основным критерием выбора маршрута и объектов экологической тропинки является охват как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов [6].

Объектами экологической тропинки служат различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц.

Следующее условие, эффективное по нашему предположению для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста — это регулярное проведение природоведческих экскурсий.

Экскурсии — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения, это своего рода занятие под открытым небом, главное преимущество которого — в знакомстве с объектами и явлениями природы в естественных условиях [7].

По характеру решаемых педагогических задач выделяются четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера. Рассмотрим детально природоведческие экскурсии как условие формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях. На экскурсии решается определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсию от повседневных прогулок [7].

Образовательно-воспитательное значение экскурсий велико, так как они повышают интерес к родной природе, эстетические чувства и эмоциональное отношение. Экскурсии целесообразно организовывать на различные объекты природного окружения – луг, лес, водоем, улицу города, с тем, чтобы показать состояние природы во всем ее многообразии. Многочисленные деревья, кустарники, травянистые растения дают возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования, позволяют наблюдать за ними в различные времена года. Такие экскурсии способствуют глубокому усвоению знаний о природе, постепенное освоение знаний создает благоприятные условия для развития познавательного интереса [7].

В целях получения позитивных результатов вся экскурсионная работа должна планироваться заранее. При планировании системы экскурсий необходимо также придерживаться следующих принципов: экскурсии должны обеспечивать первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы; повторные экскурсии следует проводить тогда, когда в наблюдаемых объектах происходят заметные изменения; расширение содержания знаний, предлагаемых детям на следующей экскурсии, должно осуществляться за счет, расширения круга наблюдаемых объектов и явлений, а также за счет углубления и конкретизации информации об уже знакомых предметах и явлениях; — должна прослеживаться четкая взаимосвязь между спланированными экскурсиями [2]. Для более успешной познавательной деятельности ребенка, природоведческие экскурсии необходимо проводить систематически, не реже 1 раза в сезон. Это позволит организовать наблюдение, изучение различных объектов и явлений в естественных природных условиях. Система экскурсий позволяет, на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различными формами взаимодействия с ними, сформировать у детей осознанное и бережное отношение к объектам живой и неживой природы. Таким образом, правильно организованная экологизированная развивающая среда значительно влияет на реализацию системы экологического образования в дошкольном учреждении, создает благоприятные условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры. Регулярное проведение природоведческих экскурсий способствует приобретению знаний об объектах живой и неживой природы, пониманию взаимосвязей в природе и формированию осознанного бережного отношения к ней, и как следствие — формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Артамонова, О.А. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст]/ О.А. Артамонова// Длшкольное воспитание. – 1995. — №4. -С. 37-42

6. Бочарова, Н.И. Организация прогулок – походов с детьми старшего дошкольного возраста [Текст]/ Н.И. Бочарова. – Орел, 1998. – 200 с.

7. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. — Минск, 2014. – 297 с.

9. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию / О.А. Воронкевич. – СПб.: Детство-пресс, 2016. -335 с.

13. Глазачев, С.Н. Экологическое воспитание подрастающего поколения / С.Н. Глазачев. – Волгоград, 2016. – 235 с.

32. Рыжова, Н.А. Экологическая тропинка /Н. А Рыжова// Дошкольное воспитание. – 2000. – № 4. – С. 25-36

36. Симонова, Л.П. Экологическое развитие детей на экскурсии / Л.П. Симонова// Молодой ученый. — 2016. — №6. – С. 112-120.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год