Учебно-методический материал (физкультура) по теме: Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми в логопедической группе. Инструктор по физкультуре - Филь Лилия Алексеевна Человеческий интеллект неразрывно связан с человеческой подвижностью и деятельностью рук .У детей с нарушением речи , как правило , отмечаются психические отклонения в отделах головного мозга, влекущие общую медлительность или наоборот психическую неуравновешенность, ослаблена мелкая мускулатура рук, возникает проблема в концентрации и устойчивости внимания, повышена общая утомляемость.
Существует шесть человеческих функций мозга , отличающиеся одна от другой , но полностью взаимосвязанных и очень взаимозависимых - это : зрение ----------слух-------------ощущение--------мануальные навыки---------речь-----------подвижность
Из этих шести видов интеллекта основным является двигательный .( по многолетнему опыту американского детского врача Глена Домана ).А поскольку эта функция (как и все другие ) является продуктом воспитания, то каждого ребенка , при правильном руководстве педагога, можно сделать физически совершенным.
Итак , при работе с детьми, страдающими дисфункцией речи, можно выделить несколько направлений при занятиях физическим воспитанием:
1. ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИЕ физические упражнения, для поддержания тонуса всегог организма. (Это в летнее время - спорт , игры и знаятия на улице, закаливающие процедуры) ходьба босиком по траве ; в зимнее время - ходьба на лыжах) . 2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА - это сгибание и разгибание пальцев рук кистями , так и поочередно ; игры - упражнения на изображение различных животных и их повадок. Например : Наша курочка гуляла , Травку свежую щипала . И пила водицу прямо из корытца. ( Под речитатив дети выполняют сгибание и разгибание пальцев и кистей рук ). Пальчиковая гимнастика "Дождик" Дождик, дождик Стучи пальчиками поочерёдно Целый день Барабанит в стекла. Вся земля, Сжимаем и разжимаем кулачки Вся земля От воды размокла... 3. ОБЯЗАТЕЛЬНЫ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ РАЗЛИЧНОГО РАЗМЕРА : - Перекладывание мяча из одной руки в другую ; - Подброс мяча вверх с ловлей ; - Прокат мяча по гимнастической скамейке ; - Удар мяча о пол с ловлей . В ПАРАХ : - Броски мяча от груди в исходном положении стоя, на коленях и сидя. - Броски мяча правой и левой рукой в исходном положении стоя, на коленях и сидя. 3. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ( необходимо сочетать с другими в связи с повышенной утомляемостью детей ): - Дыхательные упражнения произвольного характера , то есть дыхание произвольное. Исходное положение - лежа на спине, не отрываем рук от пола рисуем к верху круг, азатем медленно его стираем. - Дыхательные упражнения , направленные на выработкуусловного рефлекса правильного дыхания. Например : ПУЗЫРИКИ. Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза. НАСОС. Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза. Дыхательные упражнения подбираются с удлиненным выдохом и произношением гласных звуков (а , о , у ) и других. Звуки произносятся только в момент удлиненного выдоха. Например : ПЧЁЛКА. Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову. Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…) Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место). Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое. 5. ДВИЖЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ ОПРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. ( нарушение осанки, плоскостопие ) Комплексы игровых упражнений для сохранения правильной осанки у детей дошкольного возраста. «Мы шагаем».
Дети встают у стены, стараясь плотнее прижаться к ней всем телом, фиксируют правильное положение. Затем отходят от стены, перестраиваясь в круг, сохраняя ровную спину.
Мы шагаем по дорожке,
Поднимаем выше ножки.
Спинки прямо, грудь вперёд.
Замечательный народ!
Дети идут по кругу друг за другом, активно работая руками.
На носочках мы пойдём,
Руки шире разведём.
Дети идут на носочках, сохраняя осанку, балансируя руками.
А теперь на пятках Мы пойдём, ребятки!
Ходьба на пятках, руки за головой.
Вот шагают петушки,
Золотые гребешки
Высокий шаг, руки согнуты в локтях, пальцы рук на плечах, дети активно поднимают и опускают руки.
А потом ребятки —
Жёлтые цыплятки.
«Гусиный шаг», руки на коленях.
Цапли серые идут,
Засыпая на ходу.
Дети идут, держа руки за спиной, стараясь делать шаги как можно шире. Затем по сигналу «засыпают» — стоят на одной ноге, пытаясь сохранять равновесие.
Куколка шагает,
Головой качает,
Ножки и ручки
Красиво поднимает.
Дети идут, имитируя движения куклы, поворачивая голову вправо-влево.
Балерина прибегала,
Грациозно танцевала.
«Сюи ви, деми плие,
Спинку держим все ровней!»
Дети подражают движениям .классического танца: бегут выворотно на носочках, не сгибая коленей, выполняют «пружинку», «ласточку».
Гномы топают ногами,
Машут сильно все руками.
То сердитые идут,
То хохочут и поют.
Дети шагают, сильно топая ногами, размахивая руками вперёд-назад, сначала сильно сгорбившись, затем прогнув спину и откинув голову.
Мы уточки, мы уточки,
Мы топаем по улочке.
Идём себе вразвалочку
И крякаем считалочку.
Дети идут вразвалочку, прижав руки к телу, подняв ладошки.
Клоун Бим и клоун Бом
Рассмешили всех кругом!
Дети распределяются парами, встают спинками друг к другу, сцепляют руки в локтях и двигаются боковым галопом по кругу то в одну, то в другую сторону.
«Палочка-выручалочка».
(Упражнения с гимнастической палкой)
Путешествовать пойдём,
Палочку с собой возьмём.
Будем с палочкой играть —
Нашу спинку укреплять.
Для начала у стены
Мы немножко постоим.
Держим палочку в руках
Локотки к стене прижав.
Дети стоят спиной к стене, стараясь плотно прижаться к ней всем телом.
По дорожке мы шагаем,
Палочку мы поднимаем.
Стало легче чтоб шагать,
Будем правильно дышать.
Дети делают шаг вперёд с одновременным поднятием палки вверх, вдох. Приставляют ногу, опуская палку, выдох. Повторить 3-4 раза.
На пути овраг глубок,
Высоко над ним — мосток.
Нужно палочку нам взять —
Равновесие держать.
Дети держат палку за спиной, идут друг за другом по ленте на полу.
В лес дремучий мы идём,
Палочку свою несём.
Чтоб на ветки не наткнуться,
Нужно ниже нам нагнуться.
Дети выполняют наклоны вперёд с палкой за спиной, прогибаясь.
На лесной опушке
Выросли волнушки.
Мы грибочки собираем,
На носочках приседаем.
Дети встают на носочки и, опираясь на палку, приседают, держа спину прямо.
Мы на травке полежим
И на небо поглядим.
Облака плывут над нами.
Тянемся мы к ним... ногами.
Дети лежат на спине, поднимают двумя руками палку и одновременно тянут к ней сначала правую, затем левую ногу.
Повернись на правый бок —
Красный там растёт цветок.
А на левый повернёмся —
Колокольчика коснёмся.
Дети поворачиваются поочерёдно, то на правый, то на левый бок, перекладывая палку.
Ножками шагать устали,
А лошадке поскакали.
Возвращаемся назад
В наш любимый детский сад.
Дети скачут на палке, как на игрушечной лошадке. 6. ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ( особенно необходимы детям с функциональным нарушением речи, так как они способствуют улучшению регулирующей функции головного мозга ).
Преобладание процессов возбуждения в центральной нервной системе сопровождается повышенной тратой энергии, быстрой утомляемостью, что ведёт к истощению нервной системы и отрицательно сказывается на развитии ребенка. По этому легко возбудимым детям закаливание конрастными процедурами может принести вред; им показаны только успокаивающие процедуры - прогулки на воздухе, обтирание, теплые ванны перед сном.
Закаливание нужно проводить постепенно и систематически, в одно и тоже время суток , так как неподкрепляемые условный рефлекс исчезает .Закаливающие процедуры нельзя отменять при легких недомоганиях детей, не сопровождающихся значительным ухудшением общего состояния; в таких случаях надо применить слабодействующие процедуры, менее сильные раздражители. В зависимости от погодных условий закаливающие процедуру надо не отменять , а изменять. Например, общую воздушную ванну применявшуюся в жаркие дни, при похоладании можно заменить прогулкой с частичным обнажением тела ( только рук и ног ) При бодром, жизнерадостном настроении ребенка, регулирующая функция нервной системы улучшается, легче вырабатываются условные связи и быстрее достигается общий положительный эффект закаливания.
7. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗГРУЗКУ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
Дождь Приплыли тучи дождевые: — Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, Как живые:
— Пей, рожь, пей! И рожь, Склонясь к земле зеленой, Пьет, пьет, пьет. А теплый дождь неугомонный Льет, льет, льет! (Я. Дягутите) (Играющие стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз. На строки 1—2 дети свободно встряхивают кистями рук. На строки 3—4—5 продолжают встряхивание кистей ладонями вверх. На строки 6—8 движения те же. На две заключительные строки снова поворачивают кисти ладонями вниз, продолжая встряхивание.)
Качели Все лето Качели Качались И пели, И мы На качелях На небо Летели! Настали Осенние дни, Качели Остались Одни. Лежат На качелях Два желтых Листка, И ветер Качели Качает Слегка. (Дети стоят врассыпную и качают руками вперед-назад, слегка пружиня в коленях. Постепенно качание усиливается: увеличивается размах движений рук и пружинные движения в ногах. Заканчивается сильными маховыми движениями: дети два раза описывают руками большие круги, при этом все поднимаются на носки.
Дети спокойно ходят по залу восемь шагов. Дети легко покачивают руками вперед-назад, пружиня в коленях.
Интонационно стихотворение звучит неодинаково. Первая строфа звучит радостно, мажорно, с некоторым усилением звучания к концу. Со второй строфы характер интонации резко меняется: следует читать спокойно, размеренно. Третья строфа несколько монотонна, с ослаблением звучания к концу. Она произносится с легкой грустью.)
Опенок Влез опенок на пенек, Простоял один денек. На ветру качался, Низко наклонялся. Тоненький,тоненький, Ножка, что соломинка! А потом склонился — И совсем свалился! (А. Прокофьев) (Исходное положение — присесть на корточки. Па строки 1—2 — встать, на строки 3—6 наклон корпуса вправо-влево, руки на поясе (движение наклона и выпрямления на одну сторону). На 7-ю строку — наклон корпуса вперед, на последнюю строку — «уронить» корпус, руки при этом свободно свисают. Следить, чтобы при движениях не было излишнего напряжения в мышцах рук и шеи.)
8. НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАЯТИЯХ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ОСОБОЕ МЕСТО МОЖНО ОТВЕСТИ ИГРАМ И СОРТИВНЫМ РАЗВЛЕЧЕНИЯМ, так как с помощью таких мероприятий дети получают психо- эмоциональную разгрузку , заряд хорошего настроения , учатся сотовариществу и взаимовыручке.
Дождь Приплыли тучи дождевые: — Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, Как живые:
— Пей, рожь, пей! И рожь, Склонясь к земле зеленой, Пьет, пьет, пьет. А теплый дождь неугомонный Льет, льет, льет! (Я. Дягутите) (Играющие стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз. На строки 1—2 дети свободно встряхивают кистями рук. На строки 3—4—5 продолжают встряхивание кистей ладонями вверх. На строки 6—8 движения те же. На две заключительные строки снова поворачивают кисти ладонями вниз, продолжая встряхивание.)
Качели Все лето Качели Качались И пели, И мы На качелях На небо Летели! Настали Осенние дни, Качели Остались Одни. Лежат На качелях Два желтых Листка, И ветер Качели Качает Слегка. (Дети стоят врассыпную и качают руками вперед-назад, слегка пружиня в коленях. Постепенно качание усиливается: увеличивается размах движений рук и пружинные движения в ногах. Заканчивается сильными маховыми движениями: дети два раза описывают руками большие круги, при этом все поднимаются на носки.
Дети спокойно ходят по залу восемь шагов. Дети легко покачивают руками вперед-назад, пружиня в коленях.
Интонационно стихотворение звучит неодинаково. Первая строфа звучит радостно, мажорно, с некоторым усилением звучания к концу. Со второй строфы характер интонации резко меняется: следует читать спокойно, размеренно. Третья строфа несколько монотонна, с ослаблением звучания к концу. Она произносится с легкой грустью.)
Опенок Влез опенок на пенек, Простоял один денек. На ветру качался, Низко наклонялся. Тоненький,тоненький, Ножка, что соломинка! А потом склонился — И совсем свалился! (А. Прокофьев) (Исходное положение — присесть на корточки. Па строки 1—2 — встать, на строки 3—6 наклон корпуса вправо-влево, руки на поясе (движение наклона и выпрямления на одну сторону). На 7-ю строку — наклон корпуса вперед, на последнюю строку — «уронить» корпус, руки при этом свободно свисают. Следить, чтобы при движениях не было излишнего напряжения в мышцах рук и шеи.) В заключении можно сказать, что при работе с ослабленными детьми ведущее место занимает физкультура, так как , чем больше ребенок совершает движений, тем лучше у него развивается кора головного мозга, управляющая всей жизнедеятельностью.Посредством движений ребенок познает окружающий мир, у него вырабатывается и совершенствуются двигательные навыки, формируется психика.В результате образуется много новых условных рефлексов; дети становятся\ активнее, внимательнее; улучшается координация движений, создается бодрое , радостное настроение.Таким образом, физические упражнения оказывают положительное влияние на все без исключения системы и органы ребенка. Скачать:
|