«Особенности проведения дифференцированных занятий по физической культуре с учётом двигательной активности детей 6 – 7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения» Актуальность. В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период важнейший этап в формировании здоровья ребёнка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития. Состояние здоровья ребёнка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье. Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональных возможностей.
Наиболее управляемым фактором внешней среды является физическая нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление и функциональное совершенствование организма ребёнка. Но при этом важно давать детям физические нагрузки, адекватные их возрасту, уровню двигательной активности и здоровью. Нормирование физических нагрузок должно быть направлено на достижение оптимального состояния организма ребёнка в данный момент и в то же время иметь тренирующее, «развивающее» воздействие. При этом важно учитывать не только достигнутый уровень развития ребёнка, но и «зону ближайшего развития». (Л.С. Выготский) Исследование последних лет показало, что функциональные возможности детей 6-7 лет не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет менее 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью удовлетворить биологическую потребность ребёнка в движении. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Основными причинами несовершенства режима двигательной активности детей 6-7 лет во время занятий по физической культуре можно считать: - несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям ребёнка; - нерациональное деление детей на подгруппы во время занятия в соответствии с подбором двигательного материала; - недостаточное использование приёмов регулирования двигательной активности детей. Кроме того, не в полной мере педагогом учитываются индивидуальные особенности детей, в том числе, состояние здоровья, настроение, уровень двигательной активности, развитие двигательных навыков. В связи с этим возникает необходимость совершенствования содержания и способов организации детей в основной части занятия по физической культуре. Разрабатывая систему таких занятий необходимо учитывать ряд основных принципов: - естественное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности детей с учетом преемственности и разнообразие педагогических воздействий; - адекватность физической нагрузки возрастным, индивидуальным особенностям ребёнка, его функциональным возможностям; - индивидуализация (учёт характера поведения детей в двигательной деятельности, особенности состояния их здоровья, уровня двигательной активности, психофизического развития). Среди вышеперечисленных принципов важное место занимает индивидуально-дифференцированный подход к детям, который направлен на развитие двигательных функциональных возможностей ребёнка, мобилизацию его активности, самостоятельности и креативности.
|