Необходимость гендерной социализации мальчиков и девочек назрела уже давно. Сегодня мы замечаем, что современная педагогическая наука и практика очень редко учитывают пол, как важную характеристику ребенка. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени. В физкультурно-образовательной деятельности и подвижных играх соблюдается полоролевой подход. Структура образовательной деятельности обычна, а вот содержание имеет различия и отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Учет половых особенностей дошкольников на занятиях физической культурой ведется по нескольким направлениям. Это подбор упражнений, методика обучения сложным двигательным действиям, физической нагрузки, педагогическое руководство двигательной деятельностью детей, участие детей в играх- соревнованиях, двигательные предпочтения детей, взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений, система поощерений, требования к качеству выполнения заданий, инвентарь и оборудование, расстановка и уборка снарядов, диагностика физического состояния.
Подбор упражнений зависит от избранного способа организации занятий. Если занятия проводятся совместно, но часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия, то в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части они делятся на подгруппы, в зависимости от пола. Если на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения все вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек, тогда чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточки- задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек. В случае, если одно из двух занятий проводятся раздельно для мальчиков и девочек, то на эти занятия целесообразно планировать изучение упражнений, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками (например, для мальчиков- футбол, для девочек- упражнения с лентами). Нормирование физической нагрузки в большей степени должно основываться на индивидуальных особенностях детей. Требования полоролевого воспитания предполагают формирование у детей установки, что мужчина должен быть сильным, уметь брать на себя ответственность. В этих условиях руководитель физического воспитания должен так сконструировать занятия, чтобы, постоянно акцентируя внимание на том, что мальчики выполняют более трудные упражнения, тем не менее не нанести вред здоровью детей. Не следует забывать и о половых отличиях в реакции организма дошкольников на физическую нагрузку. Упражнения, требующие проявления силы, должны очень осторожно использоваться в физическом воспитании дошкольников вообще, и особенно у девочек. Педагогическое руководство двигательной деятельностью детей. Для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности. Кроме того, для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства. Поэтому при отсутствии спортивного зала в дошкольном учреждении необходимо чаще планировать занятия на улице. Следует помнить, что девочки в большей степени нуждаются в побуждении в двигательной деятельности. Именно на них следует обращать больше внимания при организации подвижных игр. Мальчики, как правило сами находят развлечения большой двигательной активности, либо сразу присоединяются к организованной двигательной деятельности. Необходимо учитывать различия эмоциональности детей. Нужно помнить, что мальчики чаще задают вопросы взрослым ради получения какой-то информации, поэтому и ответ педагога должен быть очень конкретным, а девочки задают вопросы для установления контакта с взрослыми, и поэтому в общении с ними педагогу следует больше обращать внимание на дружелюбный тон высказывания. Двигательные предпочтения детей. Дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Мальчики любят спортивные игры. Ленты, скакалки, обручи- предметы девочек. Центр тяжести у девочек находится ниже, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Мальчикам в это время лучше полазать по гимнастической стенке. В то же время это усредненный подход к двигательным предпочтениям. Необходимо учитывать не только половые , но и индивидуальные способности, склонности и интересы детей, так как девочки иногда проявляют способности к упражнениям с видимой мальчишеской направленностью и наоборот. Педагог не должен подавлять стремление заниматься определенным видом двигательной деятельности (если только это не вредит здоровью). В то же время стойкий интерес детей к несвойственной двигательной деятельности должен стать поводом для размышлений педагогов и родителей. Взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений. У дошкольников преобладают игровые объединения однородные в отношении пола, входящих в них детей, поэтому при стихийном образовании команд они чаще всего бывают однополыми. Однако бывают исключения. Девочкам мускулинного типа больше нравится общество мальчишек. Феминные мальчики избегают контактов со сверстниками своего пола, а таже с мускулинными девочками. Система поощерений и наказаний. Поощеряя или наказывая дошкольников, необходимо учитывать различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек- кто их оценивает и как. Для мальчика важно знать, хорошо ли он выполнил задание, и не очень важно, как оценивается взрослым его поведение. Для девочки важнее, понравилась ли она. Недовольство действиями мальчика следует выражать в нотации короткой, но ёмкой по смыслу. Положительную оценку деятельности мальчика и девочки следует давать разными словами. Для мальчика более значимо слово «молодец», а у девочки оно не вызывает такого эмоционального отклика. Девочку лучше оценивать другими словами, например, «умница». Расстановка и уборка инвентаря. Действия детей по расстановке и уборке снарядов должны носить выраженный дифференцированный по полу характер. Независимо от уровня физической подготовленности детей (даже если занимается смешанная группа детей разных возрастов) девочки всегда расставляют и убирают только легкий, мелкий инвентарь (обручи, мячи, палки, кегли и т.п.), а мальчики группой в несколько человек - тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, гимнастические маты и т.п.). Педагогу следует постоянно акцентировать внимание детей на различиях в функциях мальчиков и девочек. Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и его пол. Литература: 1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира.- М.:Учебная литература, 2008г. 2.Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: учить по - разному, любить по - разному.-М., Учебная литература, 2008г.
|