Колосова Наталия Юрьевна Инструктор по физической культуре ГБДОУ д/с №12 Калининского района СПб г.Санкт-Петербург
Содержание Введение 1 Олимпийское образование 2 Включение Олимпийского образования в процесс обучения в ДОУ 3 Олимпийское Образование в нашем детском саду Вывод Список используемой литературы Приложения
« …Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот , который отрыт и проверен опытом веков…»
Введение.
Сегодня мы наблюдаем особый интерес к физическому воспитанию детей и пропаганде здорового образа жизни. И, наверное, это не случайно. На рубеже веков всегда отмечается стремление к осмыслению исторического прошлого, подведению итогов определенного периода развития человеческой культуры, попытка оценить накопленный опыт с тем, чтобы передать последующему поколению наиболее ценное, важное.(2). «олимпийское движение- важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека». (6.5). Задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного , эстетического и патриотического воспитания.(1). Формирование представлений об олимпизме может стать частью реализации этих задач. Даже такие сложные проблемы патриотического воспитания могут успешно решаться через формирование у детей сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.(6). Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию.(7). « Программа «Путешествие в Олимпию» разработана С.О.Филипповой на основании результатов проведенной экспертизы в мае 1999 года была утверждена Советом по дошкольному образованию при Комитете по образованию администрации Санкт-Петербурга».(6) Она имеет цель – ознакомление старших дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения древности и современности как достижениями общечеловеческой культуры. Программа ставит следующие задачи: 1. Создать у детей представления об олимпийских Играх как крупного соревнования, в которых участвуют народы всего мира. 2. Ознакомить дошкольников с достигнутыми сведениями из истории Олимпийского движения. 3. Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт олимпизма.
Основные теоретические сведения излагаются воспитателем в группе(один раз в месяц). Закрепляются знания в сюжетной двигательной деятельности инструктором по физическому воспитанию(один раз в месяц). Занятия в музее, изостудии,фильмотеке дополняют сведения об олимпийском движении ,полученные детьми ранее. Тематические физкультурные досуги способствуют созданию у дошкольников представлений о программе Олимпийских состязаний, через сюжетную двигательную деятельность(три раза в год). Закрепление знаний , сформированных у детей в течении года заканчиваются «Олимпийской неделей» и театрализованным праздником « Малые Олимпийские игры».(6).
1. Олимпийское образование – как средство интегративного развития дошкольника.
Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире. Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствам и физической культуры. Отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста – это органическая связь с умственным воспитанием.
На примере темы : « Символы Олимпийских Игр» можно наблюдать, насколько целесообразно и эффективно работает программа Олимпийского образования: Основные теоритические сведения излагаются в форме бесед, игр, рассматриванием репродукций и видеоматериала. По теме « Символы олимпийских игр» воспитатель дает знания об открытии Олимпийских Игр, о флаге с пятью кольцами(раскрывая при этом значение каждого кольца), об олимпийских наградах, олимпийском огне и его истории, формирует понятие «факельная эстафета», клятва спортсменов и судей. Дети рассматриваю материалы, где представлены шествие спортсменов и поднятие флага, слушают олимпийский гимн. Ребенок пополняет словарный запас и накапливает тот теоретический опыт , который в дальнейшем он повторит и закрепит в сюжетной двигательной деятельности, организуемой инструктором по физическому воспитанию. По этой же теме закрепляет представление об олимпийских традициях, о факельной эстафете древней Греции при обучении эстафетному бегу и передаче эстафетной палочки на практическом занятии. Участие в эстафете вырабатывает у детей чувство ответственности за команду, товарищей. В работе по художественно продуктивной деятельности дети отражают ведение Олимпийских игр в рисунках , скульптурах. По рисункам детей можно определить, какие виды спорта и какие моменты состязаний больше интересуют каждого ребенка. Рисуя соревнующегося спортсмена , ребенок закрепляет в памяти особенности движения. Музыкальный руководитель разучивает с детьми песни о спорте, знакомит со спортивными материалами, учит движению под музыку. В играх, танцах с музыкальным сопровождением дети составляют композицию из Олимпийских колец, маршируют как настоящие спортсмены. Музыка воспитывает интерес к физической культуре и спорту. Закрепление знаний, сформированных у детей при тесном сотрудничестве всех специалистов, происходит при проведении большого праздника: « Малые Олимпийские Игры». Полеченные знания воспитывают любовь, уважение не только к спорту, но и к Олимпизму, как к культурному наследию человечества.(6;6.7.8).
2.Включение Олимпийского образования в процесс обучения в ДОУ. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований. Одно развивают сообразительность и смекалку, вторые – воображение и творчество, третьи – физические качества, но объединяет их общая задача- воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь ребенок познает мир и себя, учится ориентироваться и целенаправленно действовать в нем. Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям. Поэтому в современных условиях особенно актуальной задачей является привитие детям потребности в физической культуре и спорте , а так же обучение их доступным умениям.(1). Практическая работа убеждает , что для организации результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система, которую предлагают создатели программы Олимпийского образования дошкольников. Включение Олимпийского образования в процесс обучения дополняет и разнообразит систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса: Инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, воспитателей, тесный контакт с медицинским персоналом и семьей.
3 . Олимпийское образование в нашем детском саду . Впервые Олимпийские игры в нашем детском саду были посвящены открытию Олимпиады в Пекине-2008 год. Подготовку к празднику начали с оборудования: флагшток, Олимпийский флаг, факел. Родители помогали сделать из бумаги голову китайского дракона, дети средней группы с воздушными шарами изображали туловище. Праздник получился яркий, красочный и запоминающийся. Впечатлений и положительных эмоций было много у всех: у детей, родителей и у всего коллектива педагогов. А когда в детском саду появилось методическое пособие С.О.Филипповой «Олимпийское образование дошкольников», сомнений в правильном выборе не было. На педагогическом совете приняли решение опробывать программу в наше детском саду. Начали собирать материал: фотографии Олимпийских чемпионов, символы, логотипы Олимпийских игр, видеоматериал6 Фильм об открытии Олимпийских игр в Москве 1980 г, мультипликационный фильм «Олимпионик», «Как казаки Олимпийцами стали» и т.п. Составили годовой тематический план. Работа над внедрением этой программы в систему образовательного процесса оказалось не только интересной и увлекательной, но и полезной в плане самообразования всего коллектива: изучали Мифы древней Греции, богов и героев Олимпа. Шили костюмы греческих богинь, поставили танец «Сиртаки». Знакомились с символикой Олимпийских игр, учили текст гимна России, привлекали к сотрудничеству и родителей. Ведь семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, способствует доверительному общению детей и родителей в различных ситуациях:обсуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, знакомство с различными видами спорта, занятие детей в спортивных секциях, участие в организации и проведении спортивных досугов и праздников в детском саду. Музыкальные руководители знакомили детей с песнями о спорте, музыкой Олимпиад, провели занятие посвященное Гимну России- «Главная песня страны». Учили песни , танцы, частушки о спорте. Итогом этой работы стал театрализованный праздник на спортивной площадке «Детские Олимпийские игры» в котором принимали участие все возрастные группы: Старший возраст- участники команд, младший - болельщики, которые готовили показательные выступления. Результаты использования программы «Олимпийское Образование» не заставили себя долго ждать. Уже в начале следующего учебного года заметно вырос интерес не только к занятиям физической культурой, но и интерес к большому спорту- увеличилось количество детей занимающихся в спортивных секциях. Детям которые уже имеют награды за участие в спортивных соревнованиях было предоставлено право нести олимпийское знамя на следующих олимпийских играх нашего детского сада. 13 февраля 2010 года – проводились зимние олимпийские игры « Белая олимпиада» посвященные XXI- Олимпийским Играм в канадском городе Ванкувере. Перед праздником, для закрепления теоретических знаний по Олимпийскому образованию был проведен КВН посвященный зимним видам спорта входящим в программу Олимпийских игр. Оценивали эти соревнования родители, входящие в состав жюри. К « Белой Олимпиаде» тщательно готовили оборудование: лыжи, хоккейные клюшки, санки. Продумывали ход и правила проведения эстафет, чтобы дети как можно меньше стояли на улице. Воспитатели – капитаны команд, должны были следить за двигательно-игровой деятельностью детей и их безопасностью. Медсестра отвечала за оказание необходимой медицинской помощи, а так же за соответствие одежды детей погодным условиям. Родители- помогали готовить лыжи к соревнованиям, были в составе судейского комитета и активными болельщиками. Проводить соревнования помогали игровые персонажи: талисман олимпийской сборной России – Чебурашка(воспитатель) и символ Русской зимы – Снеговик(воспитатель). В состязаниях участвовали две команды – дети старшей и подготовительной групп. Было разыграно два комплекта медалей за I и II место, но проигравших не было. Победили спорт и здоровье! Обеим командам вручили по пирогу с Олимпийской символикой (приготовленных нашими поворами). К сожалению ежегодно проводить зимние олимпийские игры не удается из-за капризов нашей Петербургской погоды, но Олимпийский КНВ проходит каждый учебный год.
Вывод : Сегодня Олимпийское образование стало неотъемлемой частью системы физкультурно-оздоровительной работы в нашем детском саду и используется как долгосрочный проект интегрирующийся в различных видах образовательной деятельности ГБДОУ. Нами накоплен не очень большой , но очень ценный опыт, которым мы готовы поделиться и стараемся это делать. В 2012 году проводили совместные Летние Олимпийские игры с соседним детским садом №19. Роли греческих Богинь, которые проводили соревнование исполняли студентки четвертого курса педагогического колледжа №4. На «Белой Олимпиаде»- 2013г,посвященной xxII – олимпийским играм – Сочи 2014 года. Присутствовали инструкторы по физическому воспитанию Калининского района и коллеги с курсов повышения квалификации АППО.(приложение). Хочется поблагодарить создателей программы «Олимпийское образование дошкольного возраста методический материал.
|