Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация контроля за интенсивностью двигательной деятельности воспитанников в практике работы инструктора по физической культуре в ДОУ
Спорт, тренировки
Автор: Медведева Наталья Николаевна   
18.12.2021 01:07

Организация контроля за интенсивностью двигательной деятельности воспитанников в практике работы инструктора по физической культуре в ДОУОрганизация контроля за интенсивностью двигательной деятельности воспитанников в практике работы инструктора по физической культуре в ДОУ

Медведева Наталья Николаевна, инструктор по физической культуре

МБ ДОУ «Детский сад № 37», г. Новокузнецк

Правильное дозирование физических нагрузок является одной из самых сложных задач физического воспитания. Разностороннее благотворное влияние физическое воспитание оказывает только в том случае, если оно осуществляется с учетом возрастных возможностей детей.

Выделяется 6 основных форм организации двигательной деятельности в режиме учебного дня, каждая из которых отражает свои цели и задачи:

  • традиционная (обучающий характер, смешанный характер, вариативный характер),
  • тренировочная (повторение и закрепление определенного материала),
  • игровая (подвижные игры, игры-эстафеты),
  • сюжетно-игровая (может включать различные задачи по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений),
  • с использованием тренажеров (спортивная перекладина, гимнастическая стенка, велотренажер, беговая дорожка, гимнастическая скамья, батут, диск здоровья и т.п.),
  • по интересам, на выбор детей (мячи, обручи, кольцеброс, полоса препятствий, тренажеры, скакалки).

Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке, физкультминутках и подвижных играх во время прогулок. Развитию самостоятельности в старшем дошкольном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольниками на занятиях физической культурой.

В каждой возрастной группе физкультура проводится 2 раза в неделю в спортивном зале. Различные формы и методы проведения занятий способствуют закреплению двигательных умений и навыков, воспитанию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитию координации движений, пространственной ориентации и укреплению их физического и психического здоровья.

Третье физкультурное занятие проводится на улице в форме оздоровительно- игрового часа, которое направлено на удовлетворение потребности ребенка в движении, оздоровление посредством пребывания на свежем воздухе в сочетании с физической нагрузкой, организуемое в игровой форме. Такие занятия проводятся воспитателем, под строгим контролем инструктора по физической культуре в соответствии с учебным планом. При составлении конспектов оздоровительно-игрового часа инструктором по физической культуре учитывается сезонность: повышение двигательной активности в весенне — летний период и ее снижение в осенне — зимний период.

Оздоровительная разминка (различные виды ходьбы, бега, прыжков; имитационные движения; упражнения для профилактики плоскостопия и осанки)

1 мин. — 1-я младшая группа,

1,5 мин. — 2-я младшая группа,

2 мин. — средняя группа,

3 мин. — старшая группа,

4 мин. — подготовительная к школе группа.

Оздоровительно-развивающая тренировка (развитие физических качеств, формирование умений взаимодействовать друг с другом и выполнять правила в подвижной игре) 9 мин. — 1-я младшая группа, 13, 5 мин. — 2-я младшая группа, 18 мин. — средняя группа, 22 мин. — старшая группа, 26 мин. — подготовительная к школе группа.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на укрепление здоровья детей, коррекцию осанки, развитие двигательных навыков, занятия некоторыми видами спорта и на тренажерах, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни. По этому направлению разработаны:

  • комплексы утренней гимнастики
  • комплексы физкультминуток
  • комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки, стоп
  • комплексы дыхательных упражнений
  • гимнастика для глаз и т. п.

Физкультурно-досуговые мероприятия направлены на формирование у детей выносливости, смекалки, ловкости, умения жить в коллективе, усиление интереса к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни.

Физкультурные досуги и праздники проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах и праздниках не только закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.), но и способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку и внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.

Современные здоровьесберегающие технологии. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модернизации дошкольного образования. К другим основаниям модернизации содержания физкультурно-оздоровительной деятельности являются новейшие исследования в области педиатрии, спортивной медицины, валеологии, психологии здоровья. В свете этих исследований многие технологии физического воспитания и лечебно-профилактической работы используем в своей работе.

Двигательная активность дошкольника складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течение дня. Ее количественные характеристики зависят от возраста, пола, типа высшей нервной деятельности, сезонов года, климатогеографических условий.

Двигательная активность нормируется по объему и интенсивности движений.

Объем нагрузки означает как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество физической работы, выполненной в течение определенного времени (за одно занятие, неделю, месяц, год и т. д.).

В дошкольном учреждении при оценке режима двигательной активности часто объем движений определяется количеством шагов в сутки или в определенный отрезок времени. За время пребывания в дошкольном учреждении количество шагов в сутки должно составлять для детей 3 лет 9–9, 5 тыс.; 4 лет — 10–10, 5 тыс.; 5 лет — 11–12 тыс.; 6 лет — 13–13, 5 тыс. шагов.

Для оценки двигательного режима в повседневной практике определяют общую продолжительность двигательного компонента за период бодрствования. Она должна составлять не менее 50 % времени бодрствования.

Интенсивность нагрузки — это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема во времени. Показателями интенсивности служат скорость передвижения (в беге, плавании, передвижении на лыжах и др.); темп (в играх); высота и длина (в прыжках или метании).

Об интенсивности двигательной деятельности судят по характеру пульса. Частота сердечных сокращений характеризует физиологическую стоимость различных упражнений.

Инструктор по физической культуре регулирует нагрузки. Упражнения, вызывающие увеличение частоты сердечных сокращений в минуту до 120–130 ударов, считают нагрузкой малой интенсивности, от 131 до 140 ударов — средней, от 141 до 160 ударов — субмаксимальной и свыше 160 ударов — максимальной интенсивности. Активную двигательную деятельность составляют упражнения средней, субмаксимальной и максимальной интенсивности.

В практике оценки интенсивности двигательной деятельности часто используется упрощенная классификация:

110—130 уд. /мин — восстанавливающая;

130—150 уд. /мин — развивающая;

150—170 уд. /мин — тренирующая.

В процессе занятий нагрузка может быть либо непрерывной, либо прерывистой (с отдыхом). Длительность интервалов отдыха между повторениями упражнений оказывает существенное влияние на преимущественное развитие отдельных двигательных способностей, так как в этот период происходят восстановительные процессы, характеризующиеся определенными закономерностями.

Так, время восстановления после упражнений на развитие выносливости и силы больше, чем после упражнений на развитие скоростных способностей. У разных людей в зависимости от физической подготовленности и характера упражнений оптимальное время отдыха колеблется в довольно больших пределах (от 3 до 10 мин). Для дошкольников продолжительность отдыха может быть небольшой, так как даже при значительной нагрузке полное восстановление происходит в течение 3–5 мин.

По своему характеру отдых может быть пассивным (отсутствие активной двигательной деятельности), активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, что вызвала утомление, например, в беге это будет спокойная ходьба).

У дошкольников при длительной мышечной деятельности активный отдых является более действенным, чем у взрослых.

Во всех формах двигательной деятельности решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:

  • чередование активной и пассивной деятельности;
  • использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по двигательной деятельности.

При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.

Литература

  1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод. пособие / Т.Л. Богина. — М.: Мозаика, 2005. — 112 с.
  2. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д. Глазырина. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 62 с.
  3. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144 с.
  4. Зайцев А.А. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие / А.А. Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К. Полещук и др. — Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 1997. — 71 с.
  5. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века. / Ю.Е. Антонов [и др. ]. — М.: АРКТИ, 2001. — 80 с.
  6. Квашук П.В. Технологии определения двигательной подготовленности и физического состояния детей и подростков: метод. пособие / П.В. Квашук, Г.Н. Семаева. — М.: Де-Ново, 2004. — 35 с.
  7. Коровина Л.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнования и творческих заданий / Л.М. Коровина; под ред. А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковой, Т.И. Осокиной. — М.: Наука, 1999. — 176 с.
  8. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников / М. Кузнецова // Дошкольное воспитание. — 2002. — №11. — С. 3.
  9. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [электронный ресурс] // Режим доступа http: //psyera. ru/3434/psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-detey-doshkolnogo-vozrasta
  10. Шилкова И.К. Здоровьеформирующее физическое развитие: развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет / И.К. Шилкова, А.С. Большев. — М.: ГИЦ ВЛАДОС. — 2001. — 336 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год