Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Свиридова Виктория Геннадьевна | |||
16.02.2019 06:34 | |||
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста Автор: Свиридова Виктория Геннадьевна Аннотация: в статье раскрывается построение образовательного пространства для гармоничного физического развития дошкольников, формирование интереса и ценностного отношения к НОД, формирование основ здорового образа жизни. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский. Дошкольный возраст – решающий в формировании фундамента здоровья детей. На современном этапе развития общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду».
В дошкольных учреждениях имеются возможности для укрепления здоровья детей. На протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду обеспечивается охрана его здоровья, укрепление организма, повышение уровня работоспособности и сопротивляемости различным заболеваниям. Дети – дошкольники по своей сути, очень подвижны. В бесчисленном количестве движений проявляется их естественное стремление к развитию. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями. Учить же правильным движениям детей не только нужно, но и необходимо. Поэтому одной из главных задач является правильная организация физического воспитания детей. Разумное физическое воспитание – основа для общего развития ребенка, так как оно содействует его нормальному росту, укреплению здоровья и формированию психики. Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт личности. Основные задачи физического воспитания:
Для решения этих задач в детском саду должны присутствовать все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на НОД и прогулке: спортивная площадка на территории детского сада, различные спортивные тренажеры, в том числе выполненные своими руками, групповые спортивные центры, спортивный инвентарь. Все это способствует усвоению возрастной программы, помогает сделать НОД полезной и интересной, обеспечивает оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности. Организационными формами работы с детьми по физической культуре в детском саду являются:
Основным видом ОД являются игровые ситуации. С целью развития и поддержания интереса детей необходимо использовать разные формы НОД:
К физкультурно-оздоровительной работе относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка. Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особые задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других систем организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке проводятся как со всеми детьми, так и с небольшими подгруппами. Важно, чтобы в течение дня каждый ребенок принял участие в организованной воспитателем подвижной игре. Однако, ни в коем случае нельзя отождествлять подвижные игры и физические упражнения на воздухе с НОД. Главное их отличие в том, что игры проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше. Здесь шире учитываются интересы детей, обеспечивается разнообразие видов и форм игр. Игры на прогулке можно организовывать в разное время года. Если в игре будет участвовать вся группа, целесообразнее провести ее в начале прогулки. Игры с небольшими группами детей и индивидуальные воспитатель организует в течение всей прогулки. Назначение физических упражнений (на развитие быстроты движений; на развитие ловкости; на развитие силы и выносливости) должно вызывать у детей интерес к самостоятельному поиску различных движений, научить элементарному управлению своими движениями. Пусть ребята просто играют, а упражнения в движениях превращаются в двигательную сказку, веселую забаву, непринужденное интересное действие с взрослым, сверстником, или со всеми вместе. Физкультурные минутки (физкультминутки) проводятся на НОД с умственной нагрузкой. Они снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворений, а также в виде любого двигательного действия и задания, но в зависимости от вида игровых ситуаций и программных задач. Активный отдых дошкольников складывается из физкультурного досуга, физкультурных праздников и Дней здоровья. Все эти мероприятия способствуют совершенствованию двигательных умений у детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, пропаганде физической культуры среди населения. Планирование физкультурных досугов и праздников осуществляется с учетом уровня общего физического развития детей данной группы и их двигательных возможностей. Воспитатели заранее планируют проведение мероприятия, подбирают игры и упражнения, соответствующие времени года и отвечающие тематике так, чтобы все воспитанники могли принять в них активное участие. В одних играх и упражнениях объединяются все дети, в других – участвуют небольшие группки. Важно создать общее радостное настроение, чтобы праздник запомнился детям надолго. Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников протекает под наблюдением воспитателя. Содержание и продолжительность физическими упражнениями и играми определяются самими детьми. Характер этих игр зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов детей. Организуя двигательную активность детей важно помнить о физиологических возможностях и физическом здоровье каждого ребенка. Именно индивидуальный подход наиболее полно и широко должен использоваться воспитателями для организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Необходимо расположить игровое оборудование таким образом, чтобы оно было доступным для детей. Одним из средств повышения двигательной активности в самостоятельной деятельности детей являются двигательные импровизации под музыку. Ритмические движения, притопывание, кружение в такт музыке доставляют ребенку эмоциональное наслаждение. Поэтому, надо стремиться, чтобы музыка чаще звучала в дошкольном учреждении в часы досуга и самостоятельных игр детей. В режим детской жизни, как форма физкультурно-оздоровительной работы, входит День здоровья. Его рекомендуется проводить не реже 1 раза в квартал. В этот день режим дня воспитанников насыщается активной двигательной деятельностью, самостоятельными играми, спортивными соревнованиями, музыкальными развлечениями. В теплое время года вся жизнь детей выносится на открытый воздух. В холодное время года пребывание дошкольников на открытом воздухе по возможности удлиняется. Для проведения успешной физкультурно-оздоровительной работы детский сад должен тесно сотрудничать с родителями. Эффективными формами организации физкультурно-оздоровительной работы с родителями являются:
Хорошо в детском саду или группе иметь библиотеку по физвоспитанию для семьи: рассказы, стихи по физкультуре для семейного чтения. Содержательные тематические папки-передвижки, броские и запоминающиеся материалы в родительских уголках также важны в физкультурной пропаганде. Главное, чтобы они не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений. Положительный эффект физкультурно-оздоровительной работы возможен лишь при постепенности, систематичности и комплексности ее организации. СПИСОК ИТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
|