Значение и особенности правильной осанки у детей дошкольного возраста |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Хлуднева Тамара Николаевна Казыдуб Татьяна Николаевна | |||
14.02.2019 16:41 | |||
Значение и особенности правильной осанки у детей дошкольного возраста
ГБОУ Школа №1150 Зеленоград Проблема сохранения и укрепления здоровья детей была актуальной во все времена и остается таковой сегодня. Одним из комплексных показателей здоровья ребенка является состояние его осанки. Формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в течение всей жизни. Что же такое осанка? Понятие осанка имеет много толкований. В.К. Добровольский дал своё толкование осанке: «привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного ˝напряжения˝». (Е. А. Бабенкова Как сделать осанку красивой, а походку легкой. Издательство «ТЦ Сфера», Москва, 2008г.)
При воспитании необходимо руководствоваться в своих действиях, главным образом, физиологическими и психологическими требованиями; главное, чтобы молодой организм находился в условиях, благоприятно влияющих на правильное умственное и физическое его развитие, иначе мы будем действовать произвольно, а иногда даже неестественно его уродовать». (И. С. Красикова Осанка. ООО Корона Век, Санкт-Петербург, 2008г.) На этот вопрос наиболее полно ответил автор толкового словаря русского языка В. И. Даль; он определил осанку как «внешность, манеру держать свою фигуру, стройность и представительность в складе фигуры; осанка – это стан, строй, склад тела, общность приемов и всех движений его». (В. И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. Издательство Цитадель. Москва, 1998г.) В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка у детей ещё неустойчива, с возрастом она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности. Эти особенности определяются множеством факторов: ростом, весом, пропорциями туловища и конечностей, наличием врождённых нарушений опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. На осанку негативно влияют и неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические острые заболевания, и даже индивидуальные особенности характера и смена настроения. Вспомните, привычные выражения вроде "гнёт спину перед начальством", "повесил нос". Но больше всего вредят позвоночнику ребёнка плохое физическое развитие. Известно, что воспитанницы Института благородных девиц ради ровной осанки по несколько раз в день прогуливались по коридору, держа за спиной палку. А каких-то 100 лет назад молодая дама сидела исключительно на краешке стула, не облокачиваясь, не закинув ногу за ногу, не сутулясь и не разваливаясь. А дамы высшего света тщательно затягивали себя в корсеты и использовали для улучшения осанки различные вспомогательные средства. Сейчас наличие благородных девиц под большим вопросом, и тем более – с палками за спиной. К сожалению, на сегодняшний день около 70% детей дошкольного и школьного возраста имеют различные виды нарушений осанки. Нынешние дети и их родители практически не заботятся о правильном положении спины. Мы часто забываем, что позвоночник имеет огромное влияние на наш организм. От природы мы наделены мышцами, тканями, суставами, которые рассчитаны на большие физические нагрузки. Но, так как мы не получаем их, наши движения становятся более ограниченными. Легко проследить, как это начинается. Детям редко разрешают реализовать свою потребность в физической активности. Их заставляют часами неподвижно сидеть в душной комнате, в то время когда детский организм требует движения. А когда после долгого сидения дети пытаются размяться, чтобы снять напряжение и дать выход скопившейся энергии, — им говорят, что это вредно. Стоит ли удивляться, что в обществе, игнорирующем сигналы, которые посылает организм человека, тело перестает сообщать нам о своих насущных потребностях. Слишком часто платой за сидячий образ жизни, характерный для современного общества, становится потеря связи с собственным телом. Дети отличаются от нас, взрослых, тем, что они постоянно ощущают в себе бесконечную энергию и используют в полной мере возможности своего тела, свободного и раскованного в движениях. плоской спиной предрасположены к сколиозу. Формирование осанки у дошкольников является одним из основных разделов «Физического воспитания» и проводится с учётом возрастных особенностей детей. Во многих работах научного и методического характера отмечается, что в формировании осанки главную роль играет статическая выносливость мышц спины, живота и боковых поверхностей туловища (Б. П. Полецкий, 1986, А. П. Павлов, 1985, и др.) (Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. М., 1986) И только в работе М. Е. Клюева, проведенной на детях дошкольного возраста, отмечается, что при формировании осанки необходимо, прежде всего, формировать двигательный навык, обеспечивающий поддержание правильной позы (Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Москва, Просвещение, 1969.). Правильная осанка для дошкольников:
Необходимо воспитать стойкую привычку правильно держать свое тело в различных положениях. Перевоспитывать, бороться с плохими привычками будет значительно сложнее.
|