ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Забавина Елена Геннадьевна | |||
20.11.2017 21:00 | |||
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Подготовила: Инструктор по ФК высшей квалификационной категории Забавина Е.Г. МДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида» д. Бегуницы Волосовского района Ленинградской области Актуальность (Слайд 2) В настоящее время особую тревогу вызывает физическое состояние подрастающего поколения.
Важным компонентом состояния здоровья является уровень развития основных физических способностей, который у 20-40% детей дошкольного возраста характеризуется как низкий (Виленская Т.Е., 2007). А также, как утверждают многие исследователи, традиционные подходы к проведению занятий по физической культуре существенно снижают интерес подрастающего поколения к физкультурным занятиям. Поэтому задача педагога в дошкольном учреждении состоит не только в развитии физических способностей и двигательных навыков, но и в формировании интереса к физической культуре, в стремлении выработать у дошкольника потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом в его дальнейшей жизни. В связи с этим, вопрос о поисках новых форм реализации задач физического воспитания, учитывающих низкий уровень здоровья детей и острую необходимость в формировании у ребенка устойчивого стремления к участию в физкультурно-оздоровительной деятельности, является особо актуальным. Особой популярностью, на современном этапе, стали пользоваться различные направления детского фитнеса. Особенно увлекателен для детей детский фитнес, в частности такие его виды как ритмическая гимнастика, степ-аэробика, игровой стретчинг, фитбол-аэробика и другие. Дети очень интересуются данными направлениями, так как для них это что-то новое, необычное, отличающееся от обыденного. Это способствует повышению детской инициативы и проявлению большей самостоятельности на занятиях физической культурой. Объект исследования – физическая подготовленность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – влияние средств фитнес-технологий на развитие физических способностей, повышение интереса и формирование инициативы на физкультурных занятиях (Слайд 3) Цель – определение эффективности использования фитнес-технологий для развития физических способностей и повышения интереса детей на занятиях физической культурой Для раскрытия данной темы поставлены следующие задачи:
Дошкольное физкультурное образование на современном этапе В последние годы физическая культура в дошкольном образовании претерпевает значительные изменения. По мнению С.О. Филипповой (2002), они вызваны несколькими причинами:
Таким образом, современное состояние физкультурного образования детей дошкольного возраста можно определить, как изменяющееся в соответствии с требованиями времени. При этом наиболее актуален в настоящее время поиск эффективных педагогических, оздоровительных инноваций, которые могли бы не только способствовать его модернизации, но имели во главе приоритет оздоровления, выполняя при этом еще и важные образовательные и социокультурные функции (Аркадьева Н.М., 2004). Такой инновацией на современном этапе является детский фитнес. Развитие детского фитнеса в России Направления детского фитнеса появились сравнительно недавно, но его популярность стремительно растёт как за рубежом, так и у нас в стране и представляет интерес для специалистов по физической культуре, несмотря на то, что пока еще он не имеет достаточно строгого научного обоснования. В России фитнес для взрослых появился более 25 лет назад. До начала 80 – годов в нашей стране понятия «фитнес» не существовало, а цели и задачи оздоровления решались преимущественно средствами оздоровительной физической культуры. В советский период действовали государственные формы организации занятий физическими упражнениями. Они включали в себя базовый обязательный курс физического воспитания во всех образовательных учреждениях. Дети и подростки, проявившие свои способности, занимаясь в различных секциях при школах, домах культуры и др., имели возможность продолжить занятия спортом уже в спортивных школах. В то же время, те, кто не обнаруживал в себе таланта, могли заниматься для поддержания себя в хорошей физической форме и для собственного удовольствия. Массовый распад спортивных сообществ повлек за собой коммерциализацию использования физкультурных и спортивных сооружений, заведений и услуг (оказываемых ранее бесплатно), что ограничило доступ к ним широких масс населения. Также возникли и другие препятствия для массового физкультурного движения: закрывались стадионы и спортивные площадки в микрорайонах, резко уменьшилась зарплата тренеров и педагогов и др. (Хасиков Б.С., 2011). В связи с указанными негативными фактами, как констатирует Л.П. Матвеев (2004), численность вовлеченных в физкультурные занятия людей резко сократилась (в несколько раз по сравнению с предыдущим периодом) и составила лишь 7 – 10% от общей численности населения, а это не могло не сказаться пагубно на физической подготовленности и состоянии здоровья российских граждан. На фоне этого в мире проходила активная пропаганда фитнеса американскими средствами массовой информации, которая способствовала популяризации его в разных странах, в том числе и в России. Но, несмотря на высокую популярность, процесс развития фитнеса в нашей стране происходил неоднозначно, что обусловлено рядом причин. Содержание занятий фитнесом в США в те годы строилось, в основном, на базе аэробики, в виде видеоматериалов, новых программ и журналов, которые активно экспортировались в Россию, поэтому у некоторых понятие «фитнес» вызывало ассоциации с атлетической гимнастикой, а у других с различными видами аэробики. Как отмечает Е.Г Сайкина (2009), в стране в 90 – е годы появляются небольшие клубы на базе арендуемых залов или помещений, годных для проведения групповых занятий, где в основном проходили занятия на тренажерах, или аэробикой. Так как в то время не существовало методических пособий по проведению занятий фитнесом, инициаторами их становились как специалисты по различным видам физической культуры, так и люди, не имеющие профессиональных навыков преподавания. Широкая пропаганда фитнеса в средствах массовой информации послужила дополнительным существенным аргументом в пользу выбора таких занятий и детьми. На сегодняшний день, занятия детским фитнесом призваны удовлетворить потребность детей в физической активности и способствовать их оздоровлению, повышению интереса к ней, приобщение к здоровому образу жизни. Это достигается за счёт использования разнообразных фитнес-технологий, современного инвентаря и оборудования, музыкального сопровождения, а также возможности выбора тех или иных видов занятий. Интерес также обусловлен и тем, что фитнес – программы общедоступны, эмоциональны, высокоэффективны, и способствуют развитию детской инициативы. (Е. Г. Сайкина, 2009). Доступность занятий детским фитнесом определяется, прежде всего, тем, что их содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и, в большинстве случаев, не требуется специальное дорогостоящее оборудование (исключение составляют упражнения на тренажерах, степах, фитболах и другом оборудовании). Их эффективность заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма ребёнка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний (Грудина С.В., 2012). Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением, создающим положительный психологический настрой, танцевальной и игровой направленностью детского фитнеса, но и стремлением согласовывать свои движения с движениями партнёра в группе, возможностью самостоятельно демонстрировать хорошо отработанные движения, получением удовольствия от занятий, что также эмоционально вдохновляет занимающихся и повышает интерес. Таким образом, детский фитнес можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональная систему целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности на добровольной основе, исходя из интересов занимающихся, цели достижения оптимального физического состояния, повышения физических кондиций, профилактики заболеваний, укрепления состояния здоровья и приобщения детей к здоровому образу жизни. На основании анализа научно – методической литературы, педагогических наблюдений в течение 10 лет и педагогического опыта в этой сфере были определены специфические особенности занятий детским фитнесом делающие его особенно привлекательным и популярным среди детей. К ним относятся:
Занятия фитнесом для детей разного возраста могут эффективно способствовать их оздоровлению, привлечению к занятиям физической культурой, повышение к ним интереса. Они содействуют формированию двигательный культуры: культуры тела, культуры движений, культуры телесного здоровья, разумной организации досуга, развлечения, коммуникативной компетентности в рамках неформального общения, самосовершенствования, ведение здорового образа жизни. Детский фитнес включает большое разнообразие оздоровительных комплексных программ. Приоритет оздоровительно – профилактической направленности программ детского фитнеса определяется тем, что у современных детей имеются проблемы с состоянием здоровья. Основу программ детского фитнеса составляет использование физических нагрузок с целью оздоровления, физического развития, повышения физической подготовленности и раскрытие внутреннего потенциала ребёнка как личности, как сторонников здорового образа жизни. Методы исследования (Слайд 4) Для реализации цели были использованы следующие методы: обобщение данных научно-методической литературы; опрос детей и анкетирование специалистов по физической культуре; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; метод математической статистики. Исследование проводилось на базе МДОУ ДС №12 Волосовского района Ленинградской области, продолжительностью 6 месяцев, в котором приняли участие 20 детей 6-7 лет (контрольная группа и экспериментальная группы, по 10 человек в каждой). Контрольная и экспериментальные группы занимались по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2011). Однако, в экспериментальной группе с целью развития физических способностей вместо традиционных средств и методов, были применены различные фитнес-технологии, из программ «Топ-топ» — степ-аэробика для дошкольников, «Танцы на мячах» и «Фитнес в ДОУ», авторов Сайкиной Е.Г. И Кузьминой С.В. В основу исследования физических способностей были положены некоторые тесты комплекса ГТО первой ступени (таб. 1). Содержание экспериментальной методики (Слайд 5) Целью педагогического эксперимента являлось определение эффективности использования фитнес – технологий на физкультурных занятиях дошкольников для развития физических способностей и повышения интереса детей. Для этого был проведен эксперимент. Содержание занятий базировалось на основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Е.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и парциально, не нарушая программного содержания занятий, включались авторские комплексы упражнений из таких программ по детскому фитнесу, как: «Топ – топ. Степ-аэробика для дошкольников», «Фитнес в ДОУ» и «Танцы на мячах» авторами которых являются Кузьмина С. В., Сайкина Е. Г., подвижные игры с использованием музыкального сопровождения. Для проведения исследования в занятиях применялись следующие упражнения:
Комплексы, заимствованные из программ по детскому фитнесу, вводились в процесс образования и воспитания парциально. Критериями отбора упражнений степ-аэробики для детей старшего дошкольного возраста являлись: доступность содержания, уровень сложности включённых в них движений рук и ног и их сочетание, соответствие нагрузки возможностям детей, условия их выполнения. Результаты эксперимента (Слайд 6 и 7) До начала эксперимента проводилось тестирование в соответствии с нормами ГТО 1 ступени которое показало, что дети в обеих группах находятся примерно на одинаковом уровне. На серебряный значок в контрольной группе сдали 3 человека, в экспериментальной всего 2. На бронзу сдало намного больше, 6 человек – в экспериментальной группе, 5 – в контрольной. Распределение на значки в обеих группах проводилось в соответствии с требованиями приказа №16 Министерства Спорта Российской Федерации от 16 января 2016 года «Награждение соответствующим знаком отличия осуществляется при условии выполнения нормативов всех испытаний (тестов) на соответствующий знак отличия. В случае выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, соответствующих различным знакам отличия, лицо, выполнившее нормативы, представляется к награждению по результату, соответствующему знаку отличия наименьшего достоинства» После проведения эксперимента, как в контрольной, так и в экспериментальной группе был заметен значительный положительный прирост по всем исследуемым тестам, однако наиболее значимым, по сравнению с исходным результатом, он оказался в экспериментальной группе. Полученные более высокие результаты в экспериментальной группе в тесте «Сгибание – разгибание рук в упоре лежа», чем в контрольной объясняются, тем, что в экспериментальной группе в процессе обучения использовались специальные комплексы из фитнеса – технологий, такие как «Обиженный крокодил», «Медведь», «Паровоз букашка», которые направлены на развитие силовых качеств. В тесте «Наклон вперед стоя с гимнастической скамьи» более высокий показатель при-роста в экспериментальной группе также говорит о том, что комплексы направленные на развитие гибкости ( «Сказки гуляют по свету» и т.д) положительно влияют на развитие данного качества. Показатель теста скоростно-силовых способностей в таком тесте как «Прыжок в длину толчком двумя ногами с места» оказался не высок. Результаты в данном тесте свидетельствуют о том, что эффективность занятий в экспериментальной и контрольной группах не отличались по своему воздействию на развитие скоростно – силовых способностей. Показатели общей выносливости в тестах «Смешанное передвижение 1 км» и «Смешан-ное передвижение на лыжах 1,5 км» дали Высокий процент прироста. Это объясняется особен-ностью экспериментальной методики и использованием комплексов из фитнес — технологий, особенность которых состоит в поточном выполнении упражнений в течение 20-30 минут, по-вышающей моторную плотность занятия, и в использовании ритмичной, специально подобранной музыки, оказывающей позитивное влияние на настроение детей, снижала монотонность выполняемой работы, побуждала их с большим старанием выполнять движения и с успехом преодолевать соответствующие нагрузки. В тестах, направленных выявить координационные способности, таком как «Метание мяча в цель с 6 метров» динамика прироста на порядок выше. Это свидетельствует о том, что упражнения с фитболами и несколько модифицированный комплекс «Веселый мячик» с тен-нисными мячами способствует улучшению результатов в тесте метание в цель. Также, исполь-зование ускорений в комплексе «Аэробика для Бобика» способствовало положительной дина-мике в тесте «Челночный бег». Таким образом, значительный прирост вышеназванных показателей можно объяснить использованием специально подобранной музыки и художественных образов на физкультур-ных занятиях, что улучшает работоспособность и способствует повышению интереса детей, «помогает» выполнять упражнения по полной амплитуде и в полную силу. А также, при вы-полнении наклонов сидя на мяче или степ — платформе увеличивается амплитуда движений (за счет того, что пол становится ориентиром, до которого дети хотят дотронуться), что содейству-ет более качественному выполнению упражнения. Из этого всего следует, что количество детей, сдавших нормы ГТО 1 ступени более ус-пешно, значительно увеличилось. В сравнении с тестами (испытаниями), проведенными до эксперимента, где не было детей, сдавших на золотой значок в обеих группах, после эксперимента двое детей в экспериментальной и один ребенок в контрольной группе сдали нормы ГТО 1 ступени по всем требованиям на золотые значки. На серебро и бронзу в обеих группах сдало одинаковое количество детей. В связи со всеми выше перечисленными результатами можно констатировать, что ком-плексы из различных программ детского фитнеса способствуют развитию всех физических способностей у детей, формированию инициативы и самостоятельности. Результаты анкетирования (8 слайд) В течение эксперимента проводилось анкетирование среди инструкторов физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях. Первый вопрос звучал так: «Как вы считаете, на занятиях ФК для развития физических способностей и повышения интереса нужно использовать: традиционные средства и методы физического воспитания, фитнес – технологии, игры и комбинирование средств. 50% опрашиваемых высказались в пользу комбинирования всех средств, 28% выбрали фитнес – технологии, за традиционные средства и методы проголосовали 17% опрашиваемых и всего 5% выбрали игры. На второй вопрос: «Согласны ли вы с утверждением, что нет необходимости использо-вание фитнес-технологий в ДОУ?» полностью 100% всех опрашиваемых инструкторов ответи-ли отрицательно, что обозначает, что все считают необходимым внедрять фитнес – технологии в образовательный процесс дошкольника. В третьем вопросе «Чему по вашему мнению может способствовать внедрение фитнес-технологий в физкультурные занятия детей дошкольного возраста?» респондентам было пред-ложено выбрать несколько вариантов ответов. Более половины согласились со всеми предло-женными вариантами, 58% проголосовали за то, что фитнес – технологии будут способствовать развитию музыкальных качеств и заинтересованности на занятии, 66% согласились с тем что фитнес – технологии будут способствовать повышению настроения и внесению разнообразия в занятия, и 83% выбрали такие варианты, как развитие физических качеств и приобщение к ЗОЖ. В четвертом вопросе инструкторам предлагалось выбрать несколько направлений, кото-рые, по их мнению, можно внедрить в образовательный процесс дошкольников. За йогу прого-лосовало всего 16%, за силовые направления 25%, 50% голосов набрал стретчинг, 58% и 59% набрали степ – аэробика и классическая аэробика, за фитбол – аэробику проголосовало 83% и наибольший процент голосов набрала ритмическая гимнастика – 91%. А также, для определения полной картины, способны ли на данный момент ДОУ внедрять фитнес – технологии с использованием специального оборудования, им был задан вопрос о состоянии спортивной базы. В результате выяснилось, что у 84, 2% опрашиваемых есть место для занятий – спортзал, спортивная площадка есть только у 55%, у 21% есть бассейны, музыкальная аппаратура – 84, 2%, из инвентаря фитнес – технологий сады имеют фитболы – 81, 6%, а вот степы есть далеко не в каждом учреждении – 18, 4%. Это говорит о том, что занятия на степах обладают для детей особой привлекательностью. Был проведен опрос детей. В экспериментальной группе детей были заданы следующие вопросы: «Интересны ли тебе новые упражнения на занятиях физической культурой?» и «Хотел (а) бы ты в дальнейшем также заниматься?». На оба вопроса были 100% положительные ответы (Слайд 9). Таким образом можно сделать вывод, что дошкольные образовательные учреждения не-достаточно оснащены современным инвентарем и оборудованием для занятий по программам детского фитнеса, из – за чего у инструкторов нет возможности вести полноценные занятия, но, несмотря на это, большинство респондентов высказались в пользу внедрения фитнес – технологий в занятия дошкольников. А детям, в свою очередь, более интересно заниматься под музыку с использованием ху-дожественных образов и с применением современных видов спортивного оборудования и ин-вентаря. Выводы
Список литературы
|