Мастер-класс для педагогов «ИГРЫ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА» |
Поделки из соленого теста | |||
Автор: Подгорнова Нина Николаевна | |||
21.10.2018 11:04 | |||
Мастер-класс для педагогов «ИГРЫ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Автор: Подгорнова Нина Николаевна воспитатель МБДОУ детский сад №51 ЗАТО г.Североморск, Мурманская область. Здравствуйте, коллеги! Согласно ФГОС, основными целями и задачами художественно-эстетического развития детей раннего возраста является:
Сегодня я познакомлю вас с одним из направлений своей работы в художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста. Отталкиваясь от возрастных особенностей, основной целью моей работы является развитие мелкой моторики рук.
Лепка из соленого теста (другие названия «мукосолька» или «тестопластика») – старинный русский промысел, уходящий корнями в далекое прошлое. В старину из теста лепили различных птичек, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, коровок, барашков, козуль. Такие фигурки из теста считались оберегами, которые притягивали в дом счастье, благополучие, здоровье и богатство (Рис. 1). Чтобы сохранить их от насекомых и поедания мышами, в тесто добавляли большое количество соли – так возникло соленое тесто, а фигурки из него стали называть «мукосольками». Рис. 1. «Мукосольки» — фигурки — обереги из теста. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки, так как является экологически чистым. Кроме того, тесто более пластичный и мягкий материал, и в этом безусловный «плюс» в сравнении с пластилином. Дети раннего возраста с большим удовольствием изучают свойства соленого теста и пробуют свои силы в лепке. Как вид художественной деятельности, лепка из соленого теста обладает большим развивающим потенциалом.
Лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий-твердый», «теплый-холодный», «мокрый-сухой». При замешивании в соленое тесто можно добавлять различные пищевые красители. Использование цветного соленого теста позволяет закреплять знания детей раннего возраста об основных цветах. Согласно методике обучения детей раннего возраста работе с пластичным материалом, используются такие приемы лепки как:
Рис. 2. Приемы лепки Такие приемы позволяют лучше изучить свойства пластичного материала. Занятия по лепке планируются по принципу «от простого к сложному»: при знакомстве с тестом сначала используются только пальчики и ладошки, позже добавляются различные предметы, формочки, скалки, позволяющие оставлять на тесте отпечатки разных форм… Такие занятия очень нравятся малышам. Ход мастер-класса: В.: Уважаемые коллеги, для проведения мастер-класса мне нужны 3 помощника (вышли 3 участника). Я попрошу вас сегодня на мастер-классе побыть маленькими детьми. Сегодня вы будете девочкой Машей, вы – Дашей, а вы – Светой. В.: Присаживайтесь, пожалуйста, за стол. Давайте мы сейчас превратимся в поварят. Наденьте, пожалуйста, колпаки. (Для каждого участника приготовлено соленое тесто своего цвета: красное, зеленое, желтое, синее – сенсорное развитие, закрепление знаний детей об основных цветах) и формочка). В.: (Показ готовой поделки). Посмотрите, ребята, какой красивый у меня цветок. Цветок не простой, а удивительный, потому что сделан из теста! Сделать его несложно. Я вас сейчас научу. Посмотрите, как я буду его делать. (Показ последовательности действий). Сначала мы из кусочка теста сделаем плоский блинчик. Для этого нам понадобится эта скалочка (показ скалки). Я кладу кусочек теста на стол, накрываю сверху скалкой, сильно нажимаю сверху и катаю вперед-назад, чтобы наш шарик теста превратился в плоский блинчик. Для того чтобы на нашем блинчике нарисовать цветок, мне понадобится вот эта формочка (показ формочки). Прикладываю формочку острым краем к поверхности теста, сильно нажимаю ладонью сверху, чтобы получился отпечаток, и убираю формочку. Видите, какой красивый цветок получился. Теперь давайте попробуем вместе сделать такие удивительные цветы. Но прежде, чем знакомиться с тестом, мы должны размять наши пальчики. Повторяйте за мной: Пальчиковая гимнастика «Тесто»: Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики). Сладкий тортик испечем (изображаем, как будто мнем тесто). Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола). А верхушку сладким кремом. И кокосовую крошкой Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук). А потом заварим чай ( «мешаем ложкой» чай) В гости друга приглашай. Молодцы, мои поварята! А теперь возьмите по кусочку теста в ладошку (раздаю участникам тесто со своей тарелки), потрогайте какое оно мягкое и теплое, помните его. Посмотрите, у всех нас тесто разного цвета. У (Маши) — зеленого цвета, как трава. У (Даши) желтое, как солнышко. А у (Светы) какого цвета тесто? Правильно, красного цвета, как ягода. А у меня тесто синего цвета. В.: (Упражнение №1): Теперь давайте сделаем из кусочка теста плоский блинчик. Возьмите скалочку. Она маленькая и аккуратная, как раз для наших маленьких ладошек. Посмотрите, как делаю я, и попробуйте сделать сами. Положите кусочек теста на стол, нажмите сверху скалкой и покатайте вперед-назад, пока наш кусочек теста не станет блинчиком. Сплющиваем наш кусочек теста. Молодцы! (Упражнение №2): Отложите скалки в сторону. Теперь отпечатком нарисуем на тесте цветок. Возьмите формочку (раздаю участникам формочки с тарелки). Прижимаем формочку острым краем к поверхности теста и сильно нажимаем ладонью на формочку. Хорошо. Теперь убираем формочку с теста. У кого не получится, я помогу. Молодцы! Красивые цветы нарисовали! (Упражнение №3): А давайте сделаем наши цветы еще красивее, украсим их. Посмотрите, что у меня есть — красивые камушки! (Показываю 4 камушка – синий, зеленый, желтый, красный). Такой камушек можно положить в серединку нашего цветка, чтобы он стал еще лучше. Посмотрите, какой камушек по цвету подходит к вашему цветку? Выберите свой камушек, и положите в серединку своего цветка, как сделала я. Замечательно! Очень красивые цветы у нас получились! Такую поделку можно подарить маме на праздник. Ей понравится. В.: А теперь надо протереть наши руки (раздаю влажные салфетки участникам мастер-класса). Грязные салфетки положите на тарелку. Ребята, но ведь тесто мягкое, наши поделки могут сломаться. Чтобы этого не случилось – их надо высушить. В этом нам поможет чудо-печка (показ печки – сюрпризный момент). Я положу в печку наши поделки (собираю поделки на маленьких салфетках на тарелку и ставлю в печь), но чтобы она заработала, надо похлопать в ладоши сказать волшебные слова «Раз, два, три, печка – пеки!». Поварята, вы мне поможете? (Хлопаем в ладоши и говорим волшебные слова. Затем достаю из печи 2-ю тарелку с высушенными поделками). В.: Молодцы, ребята! Отлично хлопали, и чудо-печка нам помогла. Готовы наши поделки, теперь они крепкие и не сломаются. Наш мастер-класс подошел к концу. Уважаемые коллеги, готовые поделки вы можете забрать с собой, на память о нашей встрече. Спасибо за внимание!
|