Методическое пособие «Обучение детей дошкольного возраста технике лепки» |
Поделки из соленого теста | ||||
Автор: Кудрявцева Нина Владимировна, Чепурина Светлана Викторовна (соавтор) | ||||
23.09.2018 13:17 | ||||
Методическое пособие «Обучение детей дошкольного возраста технике лепки» Автор: Кудрявцева Нина Владимировна Соавтор: Чепурина Светлана Викторовна воспитатели детей дошкольного возраста высшая квалификационная категория г. Новосибирск Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 45 общеразвивающего вида" МКДОУ № 45 Введение Данное пособие призвано дать возможность воспитателям и родителям разнообразить занятия по лепке, создать творческую атмосферу и познакомить детей с удивительными возможностями пластических материалов. Лепка также необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Научить ребенка передавать чувства и эмоции, выразить интересным и доступным образом свой замысел является одной из важнейших задач педагога.
Обучение лепке в детском саду Влажный песок, глина, хлеб, соленое или бумажное тесто, пластилин – из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Ребенок еще плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или кулич, что вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный, творческий процесс. Обучение в дошкольных учреждениях осуществляется на основе той или иной программы. Изобразительной деятельности в дошкольном воспитании отводится достаточно большое место, так как – это важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе лепки создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального положительного восприятия искусства. Взрослые формируют отношения детей к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, число, величину предметов, их пространственные соотношения, замечать характерные признаки предметов, понимать и определять сходство и различие, разнообразие форм. Полученные в процессе обучения знания закрепляются в речи, отражаются в игре, рисунке, лепке. Воспитатель показывает детям, как знакомые им предметы и явления передаются в различных видах искусства. Маленькие художники многое узнают об мастерах, которые создали эти предметы, и конечно, хотят сами что-нибудь слепить, потрогать руками тот волшебный материал, из которого получаются такие скульптуры. Создавая собственную маленькую скульптуру, ребенок познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам передачи строения предметов. Задача взрослых – воспитателей, родителей – облегчить этот путь изучение нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира. Чтобы научить ребенка лепить, воспитатель должен сам тренироваться в лепке, освоить все технические приемы работы с материалом. Самостоятельная неоднократная лепка воспитателем предмета позволяет ему продумать всю методику обучения, избежать серьезных затруднений в работе, заранее предусмотреть, какая помощь может понадобиться детям, и быть в состоянии помочь каждому. Там, где воспитатель часто лепит сам, умеет вылепить для детской игры несложную игрушку, провести последовательный показ действий, дать четкие указания, детские работы всегда содержательны, интересны, выразительны, сходны с оригиналом, там дети часто лепят в часы игр, обогащая содержание творческих игр, расширяя их тематику. Если результаты лепки связаны с игрой, занятия становятся интересными, обогащаются новыми темами, дети многое придумывают для своих игр и прилагают больше усердия к работе. Для детей, которые привыкли лепить не только по заданию и указаниям воспитателей, но умеют при случае и сами сделать для себя нужные игрушки из глины, теста, пластилина, не представит трудности в школе изготовить модель, макет, самостоятельно и творчески подойти к выполнению задания. Материалы для лепки Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы – глина, детский цветной пластилин, технический пластилин. Также возможно использование нетрадиционных материалов собственного изготовления – соленое тесто и бумажная масса. Каждый из перечисленных материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских работ на занятиях по лепке и в совместном творчестве. Но педагогам необходимо помнить – прежде чем обучать детей работать с тем или иным новым материалом, необходимо попробовать самой, изучить и почувствовать свойства. Краткая характеристика материалов, используемых в лепке Глина Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, их можно окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом. Из глины, технического пластилина или неокрашенного соленого теста дети лепят с большей последовательностью и внимательнее следят за превращениями куска пластичного материала в готовый предмет, чем из цветного пластилина. Навыки, полученные при лепке из глины, могут быть легко перенесены на лепку из пластилина, теста. Лучшие сорта глины имеют 12-15% органических веществ, придающие ей мягкость и жирность. Заливать глину горячей водой нельзя, она обезжиривается, теряет большую часть вяжущих свойств, лепить из нее станет трудно, изделия при высыхании будут рассыпаться. Готовые изделия из глины сушат на воздухе. Это лучший способ сушки. Для большей крепости изделия подвергают обжигу, если в саду имеется муфельная печка. Пластилин Пластилин является одним из самых доступных и простых в использовании материалов для лепки. Однако одним из минусов работы с пластилином является то, что перед началом работы его необходимо размять. Рука от такой работы устает, и тонкая работа пальцами затрудняется. Поэтому лепку из пластилина желательно брать ближе к старшей группе. Трудность может вызвать также то, что лепка из цветного пластилина ведется главным образом приемами соединения, прикрепления мелких цветных кусочков друг к другу. При такой лепке ребенок теряет из виду общую форму предмета. Но, несмотря на перечисленные сложности в работе с пластилином, именно этот материал позволяет наиболее творчески подходить к работе, а яркость цветовой гаммы развивает фантазию и воображение у детей. Соленое тесто В наши дни поделки из соленого теста носят чисто декоративный характер, но от этого не менее популярны. Можно сказать, что сейчас они популярны более, чем когда-либо. Множество замечательных художников работают в этой технике, радуя нас своими произведениями. Занятия по лепке из соленого теста проводятся не только в детских садах, но и в школах. Родители занимаются лепкой вместе с детьми. Существуют многочисленные мастер-классы для взрослых. И, кажется, у этого материала есть большое будущее. В сочетании с другими техниками и материалами соленое тесто открывает перед воспитателями все большие возможности для творчества с детьми. Это один из самых любимых мною и детьми материал для лепки. Приемы и технология работы с ним во многом похожи на работу с глиной. При лепке также необходима сырая салфетка для заглаживания неровностей и стыков. Однако изделие большой толщины очень плохо высыхает. Поэтому для больших изделий необходим каркас из газеты или фольги. Одним из достоинств теста является то, что оно попадает ребенку в руки в том состоянии, которое позволяет сразу начать лепку. Плюс это экологически чистый, безвредный, приятный для рук и практически не оставляющий грязи материал. Все это позволяет привлекать к работе даже самых маленьких ребятишек. Рецепт соленого теста очень прост. Возьмите два стакана муки. Мука должна быть белая, первого сорта. Серая мука хуже вымешивается, к тому же тесто получается очень липким, пристает к рукам. Смешайте ее с одним стаканом соли (соль «эстра», мелкая). Также, придерживаясь нормы неполного стакана добавить холодной воды. Замесить тесто, как на пельмени или лапшу, покруче. Потому, что в детских руках тесто слишком быстро станет мягким и липким, как пластилин: они, прежде чем что-то слепить, очень старательно его разминают. Помещение, в которым работают дети должно быть довольно прохладным и проветриваемым, ведь от жары тесто меняет форму, а детали «расплавляются» и теряют первоначальный вид. Рецепты теста для детского творчества
В детском саду используется естественная сушка изделий. Зимой – на отопительных батареях, летом на солнышке. Бумажная масса Бумажная масса потребует от педагогов определенной подготовки к занятию. Однако данный материал позволит расширить представление детей о возможностях хорошо знакомой всеми бумаги и позволит использовать в работе. Рецепт изготовления бумажного теста Вам потребуется газеты, одна столовая ложка клея ПВА, смешанная с одной столовой ложкой клейстера. Газету нарвать на мелкие кусочки, замочить горячей водой на ночь. На следующий день размесить руками для получения однородной массы. Из полученной массы сцедить лишнюю воду, положить в сито или марлю. Добавить столовую ложку смеси клея с клейстером, хорошо вымесить все вместе. Постепенно добавляя клеящую смесь, пока масса не начнет немного липнуть к рукам. Хранить готовую массу можно в полиэтиленовом пакете в холодильнике в течении недели. Изделия получаются легкими и крепкими. Бумажную массу можно использовать в работе над декоративными панно, рельефами, для украшения детских костюмов и многое другое. Первая младшая группа (третий год жизни ребенка) Маленькие дети первый раз встречаются с глиной, тестом. Их нужно заинтересовать самим материалом и его превращениями в руках воспитателя. Занятия с тестом в первой младшей группе проводятся с двумя подгруппами в течении 15 минут с каждой. Воспитатель показывает детям свойства материала: оно мягкое, от него легко можно отделять куски, лепить. Предупреждает детей, что нельзя есть тесто, так как там много соли; разбрасывать глину; как нужно лепить на доске. Начинают дети лепку с предметов предельно простой формы, прокатывая продольными движениями ладоней «палочки», «колбаски», «столбики»; позднее – круговыми движениями шарики разной величины. Во втором квартале дети сгибают столбики в «баранки», сминают в «лепешки». В третьем квартале они соединяют несколько деталей, чтобы получились более сложные формы – башенка из трех шариков, снеговик, гриб и прочее. Воспитатель учить детей сгибать осторожно, чтобы глина, тесто не потрескалось, не сломалось. Детей приучают лепить только за столом, правильно сидеть, не есть тесто и тщательно мыть руки после лепки. Вторая младшая группа (четвертый год жизни ребенка) Во второй младшей группе воспитатель занимается с детьми лепкой уже в течении 15-20 минут одновременно со всей группой. Здесь продолжается работа над закреплением навыков аккуратного обращения с тем или иным материалом, правильной посадки при работе, навыков и умения лепить несложные предметы. В первом квартале дети раскатывают тесто кругообразными движениями между ладонями и лепят шарообразные предметы разной величины (яблоко, шарики, вишенки, мяч и прочее). Во втором квартале учатся расплющивать кусочки ладонями, лепят печенье, лепешки для кукол. В третьем квартале дети объединяют вылепленные детали в более сложные предметы, плотно прижимая части друг к другу, сгибают колбаски в кольцо, нажимают пальцами на вылепленную лепешку, выдавливая ритмично узор на ней. Кусочки материала для лепки должны быть небольшими, не сильно мягкими и давать их следует примерно такого же размера, как и брикеты пластилина в коробках. Детям прежде всего необходимо освоить именно работу рук, т. е. приемы лепки. Показ взрослого сопровождается объяснением и предложением повторить движения, действия рук. Так дети осваивают несложные приемы лепки – кругообразные движения кистей рук для получения округлых предметов, сближение рук с нажимом для сплющивания их между ладонями с целью образования дисков; продольные движения рук для раскатывания цилиндрических форм, отщипывание пальцами кусочков от цилиндрической формы и скатывание мелких шарообразных деталей ладонями или пальцами. В четвертом квартале дети умеют многое вылепить, и воспитатель помогает им выбрать интересную тему, найти нужный изобразительный прием. Детям второй младшей группы можно иногда дать покрасить некоторые вылепленные ими предметы в один цвет. К концу года дети должны научиться лепить по заданию и показу воспитателя и по собственному замыслу хорошо знакомые несложные по форме предметы; аккуратно обращаться с материалами; уметь действовать в процессе лепки и всей ладонью, и пальцами (отщипывать комочки, прижимать друг к другу, вжимать пальцем мелкие углубления, защипывать пальцами для изменения формы и т. д.); уметь отщипывать пальцами кусочки, скатывать мелкие шарообразные детали. Средняя группа (пятый год жизни ребенка) В средней группе занятия лепкой проводятся по 20 минут. В первом квартале воспитатель совершенствует приемы детей: раскатывать комки материала круговыми или продольными движениями рук с целью придания им шарообразной, яйцевидной или цилиндрической формы, передавать пролепкой пальцами характерную форму (яблоко, морковь, гриб, огурец и прочее). Кроме того, дети применяют такие приемы, как деление на кусочки и вытягивание от целого куска. Во втором квартале дети учатся защипывать края форм концами пальцев, закруглять, заострять для получения несложных предметов посуды, разнообразных фруктов и овощей. В третьем квартале дети учатся оттягиванию от целого куска мелких деталей (клювик, хвостик), учатся вдавливать пальцами углубления для получения полых форм, загибать края плоских форм (тарелка), прикреплять детали, например, ручку к чашке. В четвертом квартале дети лепят по замыслу. В течении года дети лепят разнообразные предметы, вдавливая углубления пальцами (стакан, чашка, горшочек для цветов и пр.), вылепливая пальцами мелкие части предмета. Старшая группа (шестой год жизни ребенка) Длительность занятия в старшей группе равна 20-25 минутам. Воспитатель предъявляет более высокие требования. Он учит детей новым, более сложным техническим приемам. Программа требует, чтобы дети этой группы умели пользоваться при лепке всей кисти руки и, главное, движениями пальцев при скатывании, сплющивании, вдавливании, оттягивании, прощипывании, сглаживании. Указания в старшей группе воспитатель дает, одновременно анализируя перед началом лепки предмет, поясняя последовательность, иногда напоминая некоторые приемы. Важно с самого начала заинтересовать детей содержание работы, достаточно эмоционально давать объяснения, привлечь все внимание детей. Такие указания запоминаются лучше, и дети реже обращаются за помощью, работают самостоятельно. В течении года дети старшей группы повторяют часть работы, проделанной в средней группе, лепят простые по форме предметы – фрукты, овощи, несложные игрушки, вспоминают новые техники и приемы работы. Однако воспитатель должен уже предъявлять большие требования к тщательности детской работы, требуя более точной и тонкой работы пальцами, уточнении формы. Подготовительная к школе группа (седьмой год жизни ребенка) Значительно более высокие требования воспитатель может предъявить к детям 6-7 лет. Здесь он воспитывает у них желание научиться лепить лучше. Воспитатель учит детей передавать наиболее характерные признаки предмета, правильно изображать объемную форму, точнее соблюдать пропорции, прочно скреплять детали, вытягивать небольшие части из основного комка при лепке из целого куска, изображая простые и более сложные предметы или картины. В течении всего года они закрепляют полученные ранее навыки и умения – оттягивают, соединяют, заглаживают, прилепливают прочно детали, пользуются стекой. В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его. Одним из наиболее распространённых приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ – показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы. Нельзя забывать, что одним из программных требований является самостоятельное придумывание ребенком своей работы. Поэтому детям нужно предоставлять возможность широкого выбора не только в теме работы, но и в выборе материала или технике. Если обучение в течении всех лет пребывания в детском саду проводилось с учетом всех требований программы, детские работы получаются чрезвычайно интересными и выразительными.
|