Сообщение для воспитателей «Занятия по изобразительной деятельности, как подготовка детей к обучению в школе» |
Скоро в школу | |||
Автор: Клеменова Лилия Ивановна | |||
06.01.2024 08:52 | |||
Сообщение для воспитателей «Занятия по изобразительной деятельности, как подготовка детей к обучению в школе» Подготовка к школе – образовательный процесс в дошкольном учреждении, который направлен на обеспечение общего развития детей – умственного, физического и психического. Готовность к школьному обучению напрямую зависит от качества подготовки в детском саду. Готовить ребёнка к школе необходимо с раннего возраста. С этого периода жизни ребёнка взрослый (родители, воспитатели) особое внимание должен уделять развитию таких умений и навыков, как умение слышать и слушать, реагировать на обращённую речь, исполнительность, ответственность. Немаловажное значение имеет выработка у ребёнка таких умений как усидчивость, прилежность, аккуратность при выполнении какого-либо вида труда, произведение анализа результатов своей умственной, трудовой, творческой деятельности.
Эти и другие знания, умения и навыки дошкольник может развить на занятиях по изодеятельности. Во время выполнения творческой работы у малышей происходит не только развитие когнитивных и волевых способностей, но и физических — развитие мелкой и общей моторики, координации движений. Повторяя одни и те же манипуляции с инструментами изодеятельности (пластилин, тесто, кисти, карандаши, бумага) у ребёнка создаются предпосылки к овладению «письменных» навыков: формируются нейронные связи, развивается кинетическая память. Выполняя задание на бумаге, ребёнок учится ориентироваться в пространстве относительно себя или других объектов, на листе: верх, низ, края (стороны), середина, строчка, клетка, и т.д. Каким образом занятия по изодеятельности помогут детям в обучении в школе? Регулярные творческие задания отлично координируют работу мозга, глаз и рук. Из года в год совершенствуются движения кисти, пальцев; мозг «создаёт» кинетическую базу разнообразных множественных движений. К концу дошкольного обучения все двигательные умения доходят до автоматизма: от умения правильно держать письменный инструмент до высокой скоординированности глаз и руки. В начале образовательного процесса в первом классе подготовленная рука «выводит» на бумаге то, к чему была приучена ранее. Полученные умения и навыки облегчают первокласснику освоение письма и счёта – он не отвлекается на технику написания букв, цифр или их элементов — всё это он умеет делать. Его внимание направлено на смысловую сторону письма и сетных операций. В результате освоение грамоты и счёта у подготовленного к школе ребёнка происходит поступательно, гармонично, в полном объёме, что облегчает ему процесс обучения. За время посещения детского сада на занятиях по изодеятельности ребёнок учится понимать задания и правильно их выполнять, развивает в себе такие качества как внимание, аккуратность, умение доводить начатое до конца, анализ продуктов своего труда, сравнение соей работы с работами других детей. Как мы видим, занятия по изодеятельности это не только развитие художественных навыков и творческих способностей у дошкольника, но и одно из главных средств в деле подготовки его к обучению в школе. Для иллюстрации вышесказанного приведём следующий пример: обучение ребёнка умению рисовать предметы круглой формы. В младшем возрасте плохо координируемая рука ребёнка выводит большие неровные окружности, далеко напоминающие круг. При регулярных занятиях с малышом картина заметным образом меняется: окружность становится меньше, контур чётче и ровнее. Это говорит о том, что кисть руки разрабатывается, формируется кинетическая память, развивается глазомер и умение ориентироваться на листе бумаги. Чем старше возраст дошкольника, тем совершеннее становятся движения руки: ребёнок может рисовать окружности разного размера и в различных комбинациях. Далее это умение переносится на тетрадный лист: будущий первоклассник пытается вместить круги между строк, в клеточку, при этом соблюдая расстояние между ними. Таким образом рука ребёнка подготавливается к письму. Написание элементов букв (письменных и печатных) также берет своё начало в изодеятельности: ребёнок обучается рисованию прямых линий (длинных/коротких, вертикальных/ горизонтальных), затем волнистых. Волна у линий крупная, но с возрастом и опытом малыша она становится мельче, ритмичней. В старшем дошкольном возрасте волнистую линию, завитушки также переносят в строку тетради. Подводя итог вышесказанному, мы ещё раз подчеркнём, насколько важную роль изобразительная деятельность играет в деле подготовки ребёнка к обучению в школе. В творческом процессе формируются необходимые для будущего первоклассника знания, умения и навыки; развиваются его когнитивные способности; прививаются аккуратность, эстетичность; воспитываются любовь к разным видам деятельности и прилежность.
|