Использование достижений нейропсихологии в психологической подготовке детей групп компенсирующей направленности к школьному обучению |
Скоро в школу | |||
Автор: Налиткина Татьяна Ивановна Михайлова Ольга Геннадьевна | |||
25.12.2023 06:58 | |||
Использование достижений нейропсихологии в психологической подготовке детей групп компенсирующей направленности к школьному обучению Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чердаклинский детский сад №5 «Рябинка»
В работе с дошкольниками групп компенсирующей направленности ЗПР И ТНР в нашем детском саду мы преследуем цель – обеспечить равные стартовые возможности детям с ОВЗ. Если быть более точным, мы хотим по возможности выровнять развитие задержанных высших психических функций воспитанников этих групп.
В своей работе мы опираемся на следующие законы развития мозга:
В таких случаях ребенку и показана нейрокоррекция психических функций и поведения. Как уже было указано ранее, у нас в детском саду есть разновозрастные группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ТНР. Возраст воспитанников 5-7 лет. Детей в эти группы переводят после обследования на ППК МДОУ и ЦПМПК ОГБУ «Развитие», по результатам которого определяют образовательный маршрут для них. Срок обучения в данных группах — 2 года. Для достижения заявленной цели мною совместно со старшим воспитателем разработана Программа занятий по психологической подготовке воспитанников подготовительных к школе групп компенсирующей направленности МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка» к школьному обучению. Срок реализации — 1 год. Занятия по программе ведутся в подготовительных к школе подгруппах групп ЗПР и ТНР. Тем, кто работает с такими детьми, хорошо известны их особенности, а также трудности, которые они испытывают в ходе упорядоченных занятий. Это гиперактивность, импульсивность, чрезмерная утомляемость, неловкость, неаккуратность, рассеянность, трудности в области мышления, речи, пространственных представлений, внимания и памяти. В ходе реализации программы мы проводим с воспитанниками в том числе и нейропсихологические упражнения. Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) — это коррекционные упражнения для преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей в возрасте от 2 до 16 лет. Особенно эффективны они в работе с детьми дошкольного возраста. Что включает в себя программа? Программа нацелена на формирование познавательной активности, учебной мотивации, произвольности у детей подготовительных к школе подгрупп компенсирующей направленности. Она способствует коррекции и развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи, мелкой моторики руки, зрительно-моторной интеграции. Благодаря программе мы осуществляем профилактику и коррекцию нарушения зрения, осанки и физического самочувствия детей. Поэтому она включает в себя симметричные рисунки, направленные на развитие координации движений и графических навыков; графические диктанты, способствующие развитию умения действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки; пальчиковую гимнастику, способствующую развитию психических функций (внимания, памяти, мышления и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук; комплекс двигательных и когнитивных упражнений для последовательной активизации каждой зоны мозга ребенка: движения глаз, совместные движения рук и ног, раскачивание, ползание (повторяют естественные движения, которые совершает нормально развивающийся младенец). При освоении их ребенком структуры его мозга, наконец, начинают работать в той последовательности, в которой должны были с момента рождения. В программу включены арт-терапевтические занятия с использованием методики правополушарного рисования для активизации работы правого полушария головного мозга, раскрытия потенциала ребенка, более легкого усвоения материала, профилактики перегрузок и стрессов. Нейропсихологическая коррекция поведения в детском возрасте условно делится на два неразрывно связанных компонента: двигательную коррекцию и когнитивную (или познавательную) коррекцию. Первый компонент (двигательная коррекция) служит для стимуляции регуляции движений, улучшения межполушарного взаимодействия развития пространственных представлений детей. Второй компонент (когнитивная коррекция) направлен на развитие познавательных навыков и преодоление его учебных трудностей ребенка. Это также отражено в программе. Для создания у детей устойчивой и позитивной мотивации занятия по программе проводятся в игровой форме. В программу коррекции входят 35 занятий. Одно занятие длится 30 минут в соответствии с возрастом. В неделю проводится 1-2 занятия в каждой из подгрупп компенсирующей направленности. С целью межполушарного развития и когнитивной коррекции для каждого ребенка сделан альбом многоразового использования «Межполушарное развитие» ( «Пиши-стирай») и приобретены многоразовые стирающиеся фломастеры для одновременного рисования двумя руками. Кроме того, на занятиях дети работают в индивидуальной Рабочей тетради на текущий учебный год, разработанной педагогом-психологом совместно со старшим воспитателем МДОУ. В неё включены нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия, кинезиологические упражнения для развития головного мозга ребенка через движение, в частности, развития левой височной и левой лобной областей головного мозга, отвечающих за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для формирования речи. Для арт-терапевтических занятий каждому ребенку приготовлен альбом шаблонов «Правополушарное рисование» с целью развития творческих способностей (для его создания использованы материалы «Правополушарное рисование» авторов С.Ю. Шишковой и Л.А. Хкноян). Анализ результатов работы по нейропсихологической коррекции высших психических функций у детей групп компенсирующей направленности с ЗПР и ТНР подготовительного к школе возраста позволяет сделать выводы о том, что реализация педагогом-психологом этой программы в данных группах, вкупе с работой учителя-дефектолога и учителей-логопедов способствует успешной социализации детей, формированию их психологической готовности к школьному обучению. Об этом свидетельствуют результаты первичной, вторичной и третичной психодиагностики готовности детей выпускных групп к школьному обучению, проводимой в начале, в середине и в конце текущего учебного года У детей формируются познавательная активность, учебная мотивация, произвольность; развивается внимание, мышление, память, зрительное и слуховое восприятие, речь, мелкая моторика руки, зрительно-моторная интеграция; улучшается физическое самочувствие. Анализ успешности наших выпускников в начальной школе показывает, что работа в этом направлении позволяет нам обеспечить детям равные стартовые возможности на выходе из детского сада. Наблюдение за динамикой развития воспитанников групп компенсирующей направленности с ЗПР и ТНР в течение 5 лет позволило сделать следующие выводы:
|