Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Преемственность дошкольного и начального образования
Скоро в школу
Автор: Мурина Юлия Михайловна   
06.12.2023 21:43

Преемственность дошкольного и начального образованияПреемственность дошкольного и начального образования

Успешная деятельность современных образовательных комплексов опирается на принцип преемственности, которая рассматривается с позициишколы и дошкольной организации. С точки зрения дошкольной организации — ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего его обучения в школе. С позиции школы — опора на знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка, а также на те качества личности, которые сформированы в дошкольном периоде. Школа является важным социальным партнером дошкольной образовательной организации. Их сотрудничество создает непрерывность образования ребенка на дошкольной и начальной ступенях образования, позволяет педагогам согласованно организовать качественную подготовку ребенка к школе. В условиях современных образовательных комплексов возможностей для формирования позитивного отношения детей к школе гораздо больше, чем в случае, когда дети посещают только детский сад, либо вообще не задействованы в системе дошкольной подготовки. Основными задачами преемственности дошкольной организации и школы являются:

  • обеспечить безболезненный переход детей к школе, должный уровень готовности детей к обучению в школе;
  • воспитывать у дошкольника эмоционально-положительное отношение к школе;
  • обеспечить непрерывность в развитии способностей, компетентности, возможностей ребенка.

Средствами обеспечения преемственности служат педагогические технологии непрерывного (дошкольного — начального общего) образования. При этом обучение дошкольников строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, конструирование, лепка), в рамках которых происходит становление предпосылок к учебной деятельности к семи годам.

Основные линии преемственности при различных вариантах взаимодействия дошкольной организации и школы рассматриваются в контексте преемственности образовательных программ, стандартов дошкольного и школьного образования, диагностических требований к достижениям детей.

Преемственность в содержании педагогического процесса основана на связи общеобразовательных программ дошкольного и начального школьного образования и прослеживается в направленности на реализацию единых задач воспитания детей:

  • ознакомление с общечеловеческими культурными, духовными, нравственно-этическими ценностями;
  • формирование ценностных ориентаций, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и творческой деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование и расширение опыта взаимодействия с окружающим миром;
  • воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Основа реализации данных задач закладывается на ступени дошкольного образования и преемственно продолжается и углубляется в соответствии с возрастными возможностями детей младшего школьного возраста на ступени начального образования. ФГОС ДО выделяет пять направлений развития и образования детей, обозначенных как образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Методический аспект преемственности в современном образовательном комплексе реализуется:

  • через взаимопосещение воспитателями и учителями открытых занятий в старшей дошкольной группе и уроков в первом классе с последующим совместным обсуждением;
  • проведение совместных педагогических советов и круглых столов, с участием методической службы комплекса и учителей начальных классов.

Процесс формирования готовности детей к школьному обучению отвечает общим требованиям организации современного образовательного процесса в дошкольной образовательной организаци, но вместе с тем требует особых акцентов в отборе содержания, педагогических методов, средств, условий деятельности в целях реализации готовности к школе в полном объеме. Весь образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста ориентирован на перспективу предстоящего обучения в школе. В связи с этим решаются задачи развития у старших дошкольников интереса к школе, обогащения представлений о школе и жизни школьников, воспитания стремления детей к новой социальной роли и позиции школьника. Необходимость постановки и решения данных задач определяются логикой личностного развития. Психологические данные показывают, что личностная организация человека формируется как способ овладения будущим. Поэтому воспитателю ДОО необходимо формировать у старших дошкольников образ школы как образ желаемого будущего, обогащать детские представления, снимать у детей неуверенность и настороженность по поводу предстоящего обучения в школе, воспитывать оптимистическое видение будущего в школе.

Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий развития детей включает: организацию предметно-пространственной среды; создание для детей ситуаций коммуникативной успешности; стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций; устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей; мотивацию детей к выражению своих мыслей, чувств и эмоций при помощи вербальных и невербальных средств общения; обеспечение баланса между образовательной деятельностью с участием педагога и самостоятельной деятельностью детей; моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

Необходимым условием формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению является содержательно насыщенная жизнь детей в дошкольной организации: интересные занятия, экскурсии, наблюдения, часы досуга, яркие запоминающиеся праздники. В этих формах работы педагогу следует заботиться о разностороннем развитии детей, способствовать становлению и укреплению детской дружбы, развитию у детей коллективного общения, формируя, таким образом, способность детей строить доверительные отношения. Воспитатель, наблюдая за деятельностью детей в дошкольной группе, имеет возможность выявить, интересуются ли дети школой и как часто, играют ли они в школу, задают ли вопросы по школьной тематике. Находясь в одном образовательном комплексе, дошкольники имеют непосредственную возможность наблюдать за деятельностью младших школьников, общаться с ними, и в процессе общения узнавать о различиях дошкольной и школьной жизни.

Создание эффективных условий развития готовности детей к школьному обучению и уровня профессионального развития педагогов дошкольной организации в этом направлении определяет основные задачи методического сопровождения:

  • обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации по вопросам формирования готовности воспитанников к школьному обучению в условиях ДОО;
  • выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта воспитателей по формированию готовности детей к школьному обучению и подготовке к школе в условиях ДОО;
  • разработка и реализация комплекса мероприятий методического сопровождения образовательного процесса по формированию психологической готовности детей седьмого года жизни к школьному обучению;
  • координация деятельности ДОО и школы в обеспечении формирования готовности детей к школьному обучению;
  • анализ качества образовательной работы по созданию условий для обеспечения позитивных изменений в развитии психологической готовности воспитанников подготовительной группы к школьному обучению через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Методическое сопровождение процесса формирования готовности детей к школьному обучению предполагает систематическое отслеживание хода развития детей в образовательном процессе посредством педагогического мониторинга.

Формирование качеств необходимых будущемушкольнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие.

Педагогическое просвещениеродителей серьёзно влияет на качествопсихологическойподготовки дошкольниковк началу образовательного процесса. Семья для дошкольника — жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности.

Согласно статье 18 закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежитродителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.

Родители должны знать, какие навыки, привычки и черты характера нужно воспитывать у ребенка, чтобы облегчить ему обучение в школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год