Памятка для родителей первоклассников «Скоро в школу. Играем, развиваемся» |
Скоро в школу | |||
Автор: Кудрина Татьяна Евгеньевна | |||
01.06.2023 20:35 | |||
Памятка для родителей первоклассников «Скоро в школу. Играем, развиваемся» Развитие внимательности у ребенка поможет снизить утомляемость во время учебы, подготовит к усвоению большого объема материала. Поэтому можно поначалу предлагать легкие наглядные задачи на внимание и сообразительность. Их можно составить самостоятельно, используя минимум средств — игрушки и предметы, которые легко найти в каждом доме. Такие тренировки не займут много времени, а значит, будут увлекательны и эффективны. Главный принцип – поощрять ребенка, хвалить и мотивировать на продолжение тренировки памяти и внимательности. Примеры игр на развитие внимания, памяти и логики для детей Игры на развитие внимания
Это задание рекомендуется использовать на первых этапах работы с ребенком, так как оно направлено на формирование необходимых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчивости внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль – в данном случае – не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывают интерес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка можно сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внешнему оформлению.
Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться от 2-3 до 5-6. Найди сходства Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа – несколько таких же объектов, но каждый из них отличается деталями. Один из них точно такой же, как и предлагаемый на образце, его и необходимо найти. Кто самый внимательный? Эта игра подходит детям любого возраста. Участвовать могут сколько угодно человек. На столе разложить от 5 и больше (в зависимости от возраста играющих детей) разнообразных предметов. Предложить детям рассматривать лежащие предметы в течение 1—2 минут. После этого все должны выйти из комнаты или отвернуться от стола. В это время ведущий меняет расположение предметов или убирает один (несколько) из них. Вернувшись к столу, дети должны постараться определить, что изменилось в расположении и количестве предметов. Побеждает в игре тот, кто первым отметит больше изменений. Чем старше дети, играющие в эту игру, тем больше предметов можно раскладывать и тем больше изменений в их расположении и количестве производить. Маленьким детям легче запоминать крупные и сильно отличающиеся друг от друга предметы. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, раскладывая больше некрупных и даже похожих друг на друга предметов. Что изменилось? (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Примечание. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.
Найди предмет Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо назвать их. Корректор Сначала ребенку предлагаются таблицы с крупно написанными и разделенными большими интервалами буквами. Затем буквы пишутся более мелким шрифтом и расстояние между ними сокращается, затем может быть предложен стандартный бланк текста. Ребенку предлагается зачеркнуть, например, только букву А, в следующий раз зачеркнуть букву В, а букву Оподчеркнуть. Повтори узор Взять два листа бумаги и расчертить на клетки (9, 12, 16) в нескольких клетках (для начала не более 5) нарисовать буквы, точки или другие одинаковые знаки. Ребенок в течение минуты должен запомнить расположение знаков и повторить его на втором листе. Со временем можно увеличивать число квадратов и знаков.
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
Взрослый называет: «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на нос, пол, потолок (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать детей). Дети же показывают то, что называет взрослый. Развитие зрительной памяти Работу над ее развитием стоит вести каждый день, не прилагая усилий для создания специальных средств. Например, обратив ненавязчиво внимание ребёнка на какой-нибудь объект (рекламный щит, витрину магазина, дорожный знак) во время прогулки, расспросите у малыша об увиденном в подробностях. Учите применять в запоминании принцип ассоциации. Разглядывая незнакомое изображение, пофантазируйте с ребёнком, на что это может быть похоже. Детское воображение безгранично. Эта особенность позволяет им находить самые неожиданные ассоциативные связи. В свободное время можно подготовить несколько игр, которые помогут потренировать произвольную память дошколят.
При подготовке к этим играм учтите, что особенности памяти позволяют детям запомнить от 5 до 9 элементов. Развитие слуховой памяти В дошкольном возрасте, когда дети ещё не научились читать, она очень пригодится им при заучивании стихов и песенок. Игры, направленные на развитие слуховой памяти, строятся по принципу «Слушай и запоминай». Организовывая их, обратите особое внимание на то, чтобы ребёнок запоминал не механически, а осмысленно, при помощи ассоциаций. Это научит его мыслить целенаправленно, применяя произвольную память.
Также отличным упражнением станет прослушивание и узнавание различных музыкальных инструментов. Можно воспользоваться записью или приобрести игрушечные копии для детей. Игры, направленные на развитие логики Игра «Волшебники». Детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник — окно, аквариум, дом; круг — мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз. Игра «Полезно — вредно». Рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь — это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго — это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги. Игра «Вспомни быстрее». Предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п. Игра «Что бывает...». Предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка: - Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.) - Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.) - Что бывает низким (высоким)? - Что бывает красным (белым, желтым)? - Что бывает длинным (коротким)?
|