РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ |
Скоро в школу | |||
Автор: Махаева Юлия Леонидовна | |||
12.09.2022 10:18 | |||
РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Изобразительная деятельность играет огромную роль в деле подготовки детей к обучению в школе. В процессе этой деятельности решаются задачи всестороннего развития детей, формируются навыки работы в коллективе, дети учатся согласовывать свои действия с действием других детей, приобретаются навыки, необходимые в учебной деятельности, такие, как способность выслушивать и запоминать задание, выполнять его, за определенный промежуток времени, планировать свою работу и доводить её до конца. На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомится с формой, строением, цветом, величиной предметов, их расположением в пространстве. У них развивается зрительное восприятие, осязание. В нашем дошкольном отделении созданы все условия для занятий по изобразительной деятельности: приобретены разнообразные материалы: акварельные краски, гуашь, цветная тушь, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, глина для лепки.
Большое внимание уделено подбору предметов народно-прикладного искусства: гжельской, городецкой, хохломской, дымковской игрушкам. В групповой комнате выделено место для уголка изо деятельности, где дети могут заниматься в свободное время. Работу по изобразительной деятельности с целью лучше подготовки детей к школе мы начали уже в средней группе. Прежде всего выявили знания, умения детей, сложившиеся у них навыки. Установили, что некоторые дети хорошо умеют рисовать фигуры округлой и прямоугольной формы, умеют правильно держать кисть, карандаш, сохраняли правильную позу за столом, во время работы внимательно выслушивали объяснение воспитателя, могли дать оценку работе других детей. Но большинство детей затруднялись в изображении даже самых простых предметов, не умели выбрать тему для рисования по замыслу, расположить рисунок на листе. Некоторые предметы дети либо совсем избегали рисовать, либо изображали их примитивно. В связи с этим мы поставили перед собой задачу: научить детей передавать в рисунке форму, величину, цвет предмет, выработать у них качества необходимые в дальнейшем для учебной деятельности. Начали обучение детей способам обследования предметов, которые они должны были изобразить в лепке, рисовании, аппликации. Например предлагали рассмотреть овощи: огурец, помидор (муляж), пощупать их руками, проводили игры «Чудесный мешочек», «Угадай, что мы задумали?», «Что я нарисовала?», загадывали различные загадки про овощи, грибы, фрукты. Затем на занятиях по аппликации дети вырезали овощи из цветной бумаги, на занятия по лепки лепили их из глины и раскрашивали. Сначала детей учили рисовать простые по форме предметы: овощи, фрукты, грибы. На последующих занятиях предлагали для рисования предметы квадратный, прямоугольной формы, постепенно подводили к изображению деревьев, животных, людей. Особое внимание уделяли индивидуальной работе на занятиях и вне занятий. Детям, слабо владеющим техническими навыками, предлагали движением руки несколько раз повторить форму изображаемого предмета, иногда показывали нужное движение, взяв руку ребёнка в свою. На занятиях по рисованию последовательно усложняли задании, но не стремились дать какой-то один способ рисования разных форм. Например, по теме «Рисование человека» сначала предлагали детям передать определённый размер изображения человека (достаточно крупны), затем обращали внимание на расположение частей фигуры, на костюм людей различного пола, возраста, профессии. Наконец, предлагали задание на различные поворот фигуры, передающий движения. Так же учили птиц и животных, объясняли детям, что прежде чем рисовать, надо обдумать свой рисунок, спланировать его с положение на бумаге, чтобы не было пустого места. При анализе рисунков, выполненных с натуры и по замыслу, учили детей давать оценку своей работы и других детей, сравнивать с тем, что видели во время прогулок по городу. Темы, предложенные на занятиях по рисованию, повторялись на занятиях по аппликации и лепки. К концу пребывания детей уже в старшей группе, мы ввели для предварительного наброска простой графитный карандаш, объяснили техника подготовительного рисунка. Во время сюжетного рисования учили детей пространственному расположению предметов на листе бумаги. С этой целью использовали репродукции картин известных художников – Шишкина, Левитана, Васнецова. При рассматривании репродукций обращали внимание на то, что на первом плане предметы крупнее, на втором поменьше, а они кажутся едва заметным световым пятном или полоской с невырисованными деталями. Вся картина заполнена. В подготовительной группе дети уже умели рисовать человека в положении стоя и в движении, животных, птиц; правильно соизмеряли величину рисунка, размер. Интереснее стали темы рисунков, например «Полёт в космос», «Что я знаю о России», «Мы встречаем день рождения Москвы». Дети научились аккуратно раскрашивать карандашами, красками. В основном у всех ребят движения при рисовании стали уверенными, плавными, свободными, лёгкими, но если кто-то из детей испытывал затруднения, то мы ему упрощали задание, сажали на занятия с теми детьми, которые хорошо уже владели техникой рисования. Много внимания уделяли развитию чувства цвета как средства выразительности рисунка. С этой целью рассматривали репродукции картин Левитана, Шишкина, Мавриной. Дети подмечали все нюансы цвета, которые использовали художники, например, искристость снега, его оттенки, переливы, и старались передать это в рисунке. Способом размывания акварельных красок, соединяя один цвет с другим, дети начали создавать фон неба – осеннего, зимнего, ясного солнечного, ночного. Такие рисунки как «Парк ранней осенью», «Деревья под дождём», «Берёза в снегу», «Наши друзья», показали, что дети научились хорошо передавать форму, пространственное расположение предметов, их цвет. Развитию навыков в большей степени способствовали занятия декоративным рисованием, на которых дети изображали всевозможные узоры из линий, дуг, венчиков, точек, ягод, листьев. Это требовало плавных поворотов руки, точных слитных движений. Мы вносили в группу для рассматривания посуду, одежду, украшенные узорами, предметы городецкой и хохломской росписи. Все это давала возможность закрепить уже имеющиеся навыки рисования дуг, точек, кружков, познакомить детей с методом работы «тычком». Хохломская роспись помогла научить детей передавать в рисунке плавные, слитные, свободные волнистые линии, разнонаправленные завитки. О своих успехах в рисование дети рассказывали дома. Родители заинтересовались работами детей, посещали выставки детского рисунка, организуемые в нашем саду, смотрели фото- и видео занятия по рисованию. Мы проводили для родителей консультации на тему «Как научить ребёнка рисовать, лепить, вырезать?», советовали водить ребёнка в какое-то место для занятий вне дома, приобрести необходимые материалы. Таким образом, в тесном контакте с родителями мы формируем у детей качества, необходимые для последующего обучения в школе.
|